Меню Рубрики

После дтп страховая требует деньги. Как быть, если после ДТП страховая требует возместить ущерб? После дтп страховая компания требует возместить ущерб

Виновнику ДТП страховая компания может выдвинуть требование возместить ущерб, который она возместила потерпевшим лицам. В каких именно случаях такое требование возможно и что нужно делать – об этом подробно говорится в данной статье.

Прежде чем переходить к инструкции, которая будет прямым ответом на вопрос «что делать?», необходимо разобраться в косвенных вопросах.

  1. В каких случая СК имеет право требовать от виновника ДТП возместить ущерб?
  2. Может ли страховая организация мошенничать, выдвигая требование?
  3. Чем отличается суброгация от регрессии?

Когда может прийти извещение о требовании возместить ущерб?

Требование может быть направлено виновнику в ДТП как спустя короткое время, после аварии, так и через приличный отрезок времени, например, через 2,5 года. Сразу нужно сказать, что, чтобы избежать каких-либо неприятностей, нужно сохранять документы о ДТП, в которых вы были виновником, не меньше 3-х лет (это срок истечения возможности подачи искового заявления). Сумма, которую может требовать страховая компания, говоря без преувеличения, может повергнуть в шок. Но не стоит паниковать, отчаиваться и планировать продавать свое имущество или залезать в долги. К проблеме нужно подходить спокойно, рекомендуется получить консультацию у профессионального юриста, чтобы тот оценил ваши шансы на успех в деле оспаривания требования в судебной инстанции. И, нужно заранее понимать, что, если вы не согласны с выдвигаемым страховой компанией требованием, без судебного разбирательства обойтись не получится.

На каких основаниях СК требует возместить ущерб

Любая страховая организация заинтересована в получении прибыли и ищет любую зацепку для пополнения своего капитала. Логично, что СК желает получить средства, которые она потратила, согласно договору со страховщиком (пострадавшим лицом), на возмещение ущерба имущества своего клиента. И требовать, естественно, деньги она может только с виновника ДТП. Но всегда ли такое требование возможно и является законным? Нет. Есть два случая, в каких СК потерпевшего лица может потребовать с виновника дорожно-транспортного происшествия, в результате которого пострадало имущество ее клиента, возмещение ущерба: первый – регресс (взыскание по полису ОСАГО) и второй – суброгация (при наличии у пострадавшего лица КАСКО). Теперь разберемся с этими двумя терминами.

Читайте также: Суда не будет: кто и как поможет решить спор со страховой

Суброгация – это право СК пострадавшего лица требовать от виновника ДТП средств, которые она возместила своему клиенту по страховому случаю на ремонт авто. Это право переходит страховой организации уже после того, как она произвела выплаты. Значит, пострадавший водитель не имеет претензий к виновнику чрезвычайной ситуации на дороге и он, можно сказать, передает свое право требовать с виновника средства на восстановление своего автомобиля своей СК. Такая ситуация наступает исключительно в случае, когда автомобиль потерпевшего имеет полис страхования КАСКО и ущерб автомобилю возмещается именно по этому полису.

Регресс (или регрессия) представляет из себя своего рода наказание виновника ДТП за свершенное преступление на дороге. Наступить регрессия может в случаях, если виновник:

  • пользовался транспортным средством без доверенности;
  • вообще не вписан в полис обязательного страхования;
  • умышленно учинил ситуацию ДТП и причинил ущерб третьим лицам;
  • не имел с собой водительского удостоверения;
  • находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • скрылся с места происшествия.

В страховом договоре можно найти пункты, когда страховые риски не наступают, в этих пунктах как раз содержатся перечисленные выше случаи. То есть выходит так, что лицо, автогражданская ответственность которого застрахована, не соблюдает условия договора, в связи с чем страховая организация снимает с себя ответственность за возмещение ущерба, причиненного ее клиентом пострадавшим и, само собой разумеется, этот ущерб будет возмещаться из кармана виновника ДТП.

Пример ситуации с возникновением требования возместить ущерб

Два года назад автолюбитель, имеющий полис ОСАГО, стал виновником ДТП, в котором пострадало имущество третьего лица. СК пострадавшего по договору КАСКО возместила клиенту ущерб. После этого страховая компания пострадавшего вправе требовать от виновника ДТП средства, которые потратила на возмещение ущерба имуществу своего клиента.

Поскольку виновник ДТП имел полис ОСАГО на момент происшествия, то по договору его СК обязана возместить пострадавшему лицу до 400 тысяч рублей. Если сумма ущерба, причиненного имуществу пострадавшего превышает эту сумму, то СК покроет только 400 тысяч, остальное будет выплачивать виновник происшествия из своего кармана.

Казалось бы, все просто и понятно, однако, подобная ситуация может усложниться, когда виновных в ДТП несколько, когда виновник не установлен, когда у аварии всего два участника и не один из них не виноват (например, ДТП по причине гололеда). Тогда каждая из СК начинает действовать в интересах своего клиента и своих собственных, а платить, известно, никто не хочет. Дело передается в суд для установления настоящего виновника аварии (если он не выявлен или ситуация спорная). Автоюристы, ведущие много лет практику, хорошо знакомы с невообразимо запутанными делами, в ходе которых результат исхода был далеко не самоочевидным. Поэтому, лучший совет, который только может получить человек, попавший в ситуацию, когда СК требует у него возместить ущерб – передать свое дело юристу незамедлительно и довериться ему в дальнейшем разбирательстве. Только профессионал способен по-настоящему разобраться в конкретной ситуации и дать верные пути к решению проблемы.

Читайте также: Как не лишиться денег, оформляя европротокол?

Редакция настоящего блога хотела бы помочь многим автомобилистам решить их проблемы и ответить конкретно на вопросы, но это невозможно, и, более того, попытка сделать это – может навредить, а это не в наших интересах.

На виновника ДТП СК подала в суд – какие последствия?

Последствия могут быть следующими, виновник:

  • отдает запрашиваемую сумму денег полностью,
  • отдает меньше запрашиваемых средств,
  • вообще не отдает денег СК.

Последние два случая самые интересные и желаемые, их добиться можно только посредством своей защиты в суде с привлечением профессионального юриста. Не стоит жалеть денег на консультацию у адвоката, не стоит поддаваться предрассудкам и думать, что обращение в юридическую контору не даст лучших результатов.

Юристы хорошо знают тонкости работы СК, им известны хитрые манипуляции, на которые такие организации идут с целью получения от виновника ДТП больших средств, чем он должен по закону, если вообще что-то должен.

Некоторые страховщики ведут себя как настоящие мошенники, они могут идти на следующие меры для получения прибыли:

  • указывание в документах ложных данных,
  • подделка сведений,
  • запугивание выплатой судебных издержек.

Уловок со стороны страховщиков уйма и они известны опытным автоюристам, и последние находят меры по восстановлению справедливости. Привлечение специалиста для выяснения своих шансов на уклонение от выплаты требуемой суммы подразумевает, что юрист подробно ознакомится с деталями дела, проверит подлинность представленных данных, изучит с привлечением независимого эксперта результаты оценочной экспертизы, проведенной СК и так далее. Словом, в большинстве случаев юридическая помощь обеспечивает если не отказ в удовлетворении иска СК, то его частичное удовлетворение, что будет для вас выгодно.

Чего не нужно делать при получении требования возместить ущерб

Самое главное, чего не нужно делать, так это пускать дело на самотек. Будьте уверены, если вы не собираетесь защищать свои интересы, никто ни коим образом не позаботится о вас, даже если вы вовсе не обязаны выплачивать средства. Получение письменного извещения о требовании возмещения ущерба должно быть сигналом к действию.

Как не странно, но многие страховые компании требуют от своих клиентов возмещения ущерба в результате произошедшей аварии. С чем это связано и почему после ДТП страховая компания требует возместить ущерб? Давайте разбираться.

Никакой автовладелец не может быть застрахован от судебного разбирательства со страховой компанией по причине возмещения, ей принесенного ущерба в результате законной суброгации. В судейской практике таких дел сотни и тысячи. В чем же здесь дело?

Представим такую картину: некий автовладелец несколько лет назад попадает в дорожную аварию. В данной аварии были определены виноватые лица, которые и понесли наказание. На тот момент вы были застрахованы в своей страховой компании по полису ОСАГО, а люди с потерпевшей стороны пошли к страховщику за полагающейся им страховкой. Спустя некоторое время на ваш адрес по почте приносят претензию от страховщика либо заполненный бланк повестки для разбирательства в зале судебного заседания. В повестке указано, что некая страховая организация требует с вашей стороны, как виновника произошедшей давно аварии, возмещение ущерба, выплаченного пострадавшим в ДТП людям.

Почему страховщик подал на вас в суд, ведь у вас на тот момент находится работающий полис ОСАГО?
На самом деле в данной ситуации есть некоторые нюансы, в которых следует разобраться. Стоит учесть такой факт, что по полису ОСАГО можно покрыть не больше ста двадцати тысяч рублей нанесенного ущерба потерпевшей стороне. В случае наличия в такой аварии нескольких потерпевших, величина выплат составляет не более ста шестидесяти тысяч рублей на общее количество пострадавших. При причинении потерпевшей стороне ущерба куда в более значительную сумму, погашение ее ляжет уже не на плечи страховой компании, а на вас. Поэтому данное судебное разбирательство по поводу предъявленного иска будет основано на взыскании причиненного вами ущерба с вас, именно от вашего страховщика.

В данном случае с вашей стороны может поступить обратное возмущение, на факт наличия у потерпевшей стороны полиса КАСКО, по которому он получил положенные выплаты от страховой компании. Ваша правота в данном случае вполне обоснована. Действительно, сотрудники страховой компании возместили понесенные убытки потерпевшей стороне по полису КАСКО. Наша ситуация подразумевает требование возмещения убытков самим страховщиком, предоставившим выплаты пострадавшим, на основании суброгации. Данное право страховая фирма получает на основании 965 статьи Гражданского Кодекса.

Суброгация представляет собой право на возмещение понесенных потерпевшей стороной убытков при наличии в ДТП виноватого лица. Здесь пострадавшая сторона получила выплаты от страховой фирмы, так как это положено по полису КАСКО. Теперь уже право требовать возмещения ущерба дается и страховой фирме, которая заплатила за своего клиента потерпевшей стороне. Другими словами, если страховая компания требует возместить ущерб при ДТП, значит, она имеет на это законное основание, предоставляемое суброгацией.

Совет №1! При подаче иска от страховой организации на возмещение от вас понесенных убытков пострадавшей стороной, вы можете разбирать данное дело в зале суда, либо урегулировать все вопросы в досудебном порядке.

Возможными вариантами решения сложившейся ситуации могут быть:

  • добровольно заплатить положенную сумму;
  • оплатить сумму, вынесенную в результате судебного разбирательства;
  • заплатить гораздо меньшую сумму;
  • не платить в принципе.

Данная ситуация может быть трактована и в другом порядке. Вы вправе использовать рецензию для оценивания ущерба, понесенного страховой компанией. При этом вам следует добиться у страховой организации ксерокопии произведенных расчетов, где можно увидеть сколько на самом деле было уплачено потерпевшим в ДТП людям. С помощью независимого оценщика можно произвести проверку проведенных расчетов и выяснить: прав страховщик либо нет. При получении общей суммы понесенного страховщиком ущерба, менее той, что он требует в исковом заявлении, следует попробовать урегулировать этот вопрос с ним наедине, возможно он пойдет вам на встречу. При получении в ходе расчетов суммы ущерба равной ста двадцати тысячам рублей, вам вообще не нужно производить ни каких выплат.

Если дело находится уже в суде, следует потребовать от него проведения независимой экспертизы принесенного ущерба. Такая ситуация также предполагает уменьшение суммы возмещения либо полной невыплаты страховой фирме, при определении экспертами размера ущерба менее предоставленных выплат.

В данном случае самым удобным вариантом для вас служит – уменьшение суммы выплат либо полный отказ от них. При этом часто приходится долго судиться со страховой компанией, нанимать независимых экспертов, вести переговоры со страховой организацией.

Для выхода из такой ситуации можно либо самому взять весь удар на себя, бегая при этом по различным организациям, отстаивая свои права либо доверить данное мероприятие опытному юристу. Конечно, во втором случае сумма расходов с вашей стороны будет больше, так как придется тратиться еще и на юриста, но вы будете спокойно ожидать окончания данного дела у себя дома и не тратить свои нервы понапрасну.

Совет №2! Обращение в юридическую контору дает больше шансов на выигрыш в данном деле, так как юрист знаком с такими ситуациями и знает все тонкости работы страховой организации с точки зрения закона. Поэтому лучше всего привлечь к данной ситуации опытного специалиста, без которого вам будет очень непросто отстоять свои права.

Досудебное разбирательство

В 2011 году большинство страховых фирм начали пользоваться положенным им правом суброгации. На основании этого можно с уверенностью заявить, что теперь не только любого водителя, виноватого в произошедшей аварии, можно привлечь к обязательным выплатам понесенного ущерба страховой фирмы. В связи с этим, теперь следует иметь данное правило в виду, чтобы не только с легкостью принять его, но и вести себя уверенно с представителями страховой организации. При этом возможно не только защитить свои взгляды, но и сделать выплаты минимальными.

Теперь стоит обратить особое внимание на следующие детали:

  1. О сроке исковой давности.
    Для случаев, касающихся требования суброгации, также положен особый срок исковой давности со дня случившейся аварии. Его продолжительность составляет 3 года. В данной ситуации не следует быть уверенным, что страховая организация не подаст на вас в суд при истечении данного срока с момента аварии. Есть много случаев, когда после истечения срока исковой давности страховщик подавал исковое заявление в суд для возмещения ему положенных денег. Только в этом случае на автомате ему приходил отказ из-за давности лет.
    Присланный вариант претензии от страховщика игнорировать нежелательно. В некоторых случаях, когда ответчик молчал либо не являлся в зал судебного заседания, судебное решение выносилось в пользу страховщика, даже учитывая нарушение им положенных сроков. Чтобы страховая фирма в данном случае смогла получить точный отказ, следует прийти в зал на судебное заседание до того, как будет вынесено постановление по делу и сообщить участникам процесса о том, что положенный срок для суброгации истек, а значит, претензий у страховщика к вам быть не может.
  2. При досудебном разбирательстве.
    В случае суброгации по КАСКО, существует одно условие, согласно которого в таких случаях применим досудебный период разбирательства. Другими словами, страховая компания не требует явки страхователя на суд, но предоставляет ему досудебную претензию. В данной жалобе страховщик на добровольной основе говорит страхователю о требовании возмещения, им понесенного фирмой ущерба. В большинстве случаев такие выплаты и претензии приходят по прошествии двух лет с момента аварии. При этом виноватый в ДТП гражданин уже забывает о возможности использования страховщиком суброгации и спокойно занимается своими привычными делами. Как только на имя страхователя приходит претензия с требованием выплатить определенную сумму, страховщику приходится все взвесить и решить: заплатить либо отстаивать свои интересы на суде. Иногда имеет место предоставление выплаты путем рассрочки.
    Часто страховые организации с радостью идут на такие условия. Для решения таких проблем можно обратиться за помощью к компетентному юристу, который не только с легкостью уладит все проблемы, но и договорится с фирмой о предоставлении рассрочкой меньшей суммы. К тому же многие страховые фирмы не желают портить себе репутацию различными судебными разбирательствами, поэтому и быстро соглашаются на условия опытных юристов.
  3. О правильном написании претензии.
    Очень часто претензии страховых компаний представляют собой скромные листочки, напоминающие о когда-то произошедшем ДТП с быстрым перечислением подходящих статей закона. В нижней части претензии всегда стоит конкретная сумма, которая представляет собой задолженность страховой фирмой. Такой вид требования можно считать необоснованным, так, как и страховая компания, обязана подать вместе с жалобой следующее:
    Бумаги, на основании которых можно судить о размере понесенных убытков: акт, подтверждающий осмотр авто независимыми экспертами с приложением фото, а также оплаченная квитанция.
    Бумаги на виновника ДТП: справка о произошедшей аварии, соответствующие постановления.
    Бумаги, подтверждающие законность суброгации: ксерокопия ПТС машины с копией полиса и оплаченной квитанцией, ксерокопия заявления от страховой фирмы на наличие страховой ситуации.

Дополнительно:

  1. Право на получение суброгации появляется у страховой организации после выплачивания ей страховке потерпевшей стороне.
  2. Величина возмещения приравнивается к оплаченной потерпевшему сумме ущерба.
  3. Виновный в аварии водитель, если он в тот момент исполнял свои служебные обязанности не облагается выплатой суброгации, так как данная плата ложится на плечи работодателя.

Страховая компания требует возместить ущерб
при ДТП: ловушки страховщиков

Согласно статистическим данным, при требовании суброгации, страховые фирмы в большинстве случаев завышают клиентам требуемые суммы. Чтобы оправдать свои действия многие из них предоставляют:

  • сомнительную калькуляцию;
  • ложные данные;
  • подделанные сведения;
  • запугивают клиента выплатой судебных издержек.

Привлечение к своей защите опытного в юридическом деле специалиста позволит запросто выявить обман и вывести страховщика «на чистую воду». При возникновении сомнений относительно предъявленных сведений следует:

  • проверить представленные данные;
  • сравнить проведенные расчеты с расчетами независимого специалиста;
  • проанализировать предоставленные чеки и оплаченные квитанции;
  • проконсультироваться с опытным юристом.

В некоторых случаях недобросовестные страховщики прилагают даже ложные документы. В таких ситуациях они уверены в неграмотности клиента относительно подсчетов и правоте своего мероприятия. Не стоит идти на поводу у таких страховщиков, а искать защиты у юристов.

Если в ходе произошедшей аварии, где вы были виноватой стороной, по КАСКО потерпевшая сторона получила положенные компенсации, не стоит обольщаться. Пока не истек срок давности страховщик вправе подать на вас соответствующий иск о взыскании с вас положенной компенсации за причиненный ущерб.
Лучше всего при таком раскладе постараться:

  • по мере сил созваниваться с пострадавшими людьми;
  • ходить на все осмотры поврежденной машины, желательно пригласив своего специалиста-оценщика;
  • следить за процессом проводимых расчетов компенсации по страховке.

Многие страховщики ведут себя как настоящие мошенники, стараясь обогатиться за счет свои клиентов. Они не только не выплачивают положенные компенсации пострадавшим, но и требуют по суброгациям с виновников ДТП баснословные возмещения.

Желая на добровольной основе вернуть причиненные убытки потерпевшим гражданам, возьмите с них при передаче выплат расписки, где будет прописана указанная сумма и стоят необходимые подписи. Если расписки не будет при передаче денежных средств потерпевшему, он может воспользоваться еще и выплатами по КАСКО, а вам придет на оплату через год суброгация. Другими словами, в такой ситуации вам придется компенсировать ущерб в двойной форме.

Конечно, добровольное решение конфликта между пострадавшим и виновником аварии также довольно положительный для вас исход дела. Только в данной ситуации стоит также быть бдительным. Не идите на поводу у жертвы аварии, требующей с вас заоблачную сумму за свое поврежденное авто. Возможно, оно к тому времени из-за износа этого уже не стоило. Предложите потерпевшей стороне независимую экспертизу поврежденного автомобиля, результаты который и конечную сумму вы пообещаете выплатить. Такой расклад будет более приемлем и для вас, и для пострадавших. Тем более, что за его изношенное авто страховщик баснословной компенсации также не предложит.

При проставлении подписи на договоре страхования своей ответственности мы сразу выдыхаем с облегчением потому, что у нас есть внутреннее убеждение, что теперь за все что случится, будете расплачиваться не вы, а ваш страховщик. Но не тут то было. Зачастую страховые компании напросто отказываются выполнять свои законные действия и прибегают к изощренным хитростям и воздействуют на своего клиента незаконным юридическим способом. Как не попасть на уловки недобросовестных сотрудников — читайте далее.

Существуют регламентированные ситуации, в следствие которых, страховая после выплаты начинает требовать возместить ей её расходы. При этом данная ситуация может возникнуть несмотря на то что у вас за полис КАСКО или ОСАГО. У страховщиков есть два порядка реализации своих прав на возмещение денежных средств — это регресс и суброгация. Следует сразу разобраться, чем они отличаются.

Требования возмещения расходов от лица потерпевшего у страховщика возникает в случаях, изложенных в законе об обязательном страховании, данный перечень является исчерпывающим, а само такое требование именуется регрессом.

Данная рокировка происходит в случаях, поименованных в законе, а именно:

  • жизни или здоровью потерпевшего был причинен вред при наличии умысла у виноватого;
  • виновный причинил вред будучи нетрезвым;
  • права на управление транспортного ср-ва у виновного вовсе отсутствовали;
  • виноватое лицо покинуло место ДТП;
  • виновное лицо не поименовано в полюсе ОСАГО на транспортное средства, которое оказалось причиной аварии;
  • страховой случай произошел тогда, когда страховка перестала или еще не начала действовать;
  • в страховую не предоставлен документ, который составлялся на месте ДТП;
  • если в течение 15 рабочих дней не предоставлено пострадавшее транспортное средство в экспертную организацию по требованию страховщика;
  • при заключении договора в электронном виде виновным лицом была предоставлена не полноценная информация, которая существенно снизила размер страховой премии.

Суброгация также представляет собой перемену сторон, при которой страховой делегируются права страхователя в части требования убытков.

Что делать, если страховая потребовала возместить ущерб

Сложилась неприятная практика, которая основывается на недобросовестности страховых. Они не гонятся сразу выставить требования на возмещение, а спокойно ждут наступления окончания срока давности, в который надо подать иск в суд. Данный срок составляет 3 года с даты происшествия. Такое неторопливое поведение позволяет свести к минимуму риски оспаривания их требований, несмотря на то, что они могут быть незаконными. Суд не верит голословным заявлениям, поэтому следует хранить все документы с аварий случившиеся с вами, хотя бы три года, которые закладываются на возможность через суд взыскать с вас средства.

Как только к вам в руки попадет документ из страховой, основной тематикой, которого является требование в возмещении им убытков, не стоит ударяться в панику она вам тут не поможет. Четко следуйте приведенным пунктам.

Ваши действия должны быть следующими:

  • ознакомиться с пристрастием с документом, который к вам попал. Надо понять претензия или исковое заявление у вас в руках. Если претензия, можно вести диалог со страховой. Если иск, то вас будет ждать суд.

Начните отталкиваться от даты документа, возможно эта война выиграна не успев начаться, благодаря пропуску исковой давности.

  • следует погрузиться в истоки памяти и восстановить тот злосчастный день и соответственно все детали, которыми он сопровождался. Тут на руку сыграет ваша документальная дотошность и скрупулёзность, благодаря которой можно опровергнуть документы, на которые ссылается страховщик.

Данные действия позволят вам собраться с мыслями и подготовить линию защиты.

Как проводится досудебное разбирательство

Досудебное разбирательство подразумевает под собой претензионный порядок, который является обязательным до передачи дела в суд. Направление претензии в адрес виновного лица запускает процесс досудебного разбирательства.

Срок ответа на претензию может быть указан в договоре страхования. Если таких условий нет, то срок ответа составляет 30 дней с даты получения претензии. Соответственно, если письмо будет заказное, то с момента проставления вашей подписи на уведомлении, если не заказное, то дата на штампе вашего почтового отделения. Следует обратить внимание, что если вы не получите претензию намеренно не ходя на почту, то по возвращению данного письма обратно адресату, обязанность страховщика по соблюдению претензионного порядка будет исполнена.

Как оформить претензию

Претензия должна соответствовать заявленным требованиям для подобного документа. Само содержание претензии должно передавать суть ситуации, содержать факты и нормативные обоснования для предъявления заявленных требований. Также необходимо обязательно оформить и предоставить документы в виде приложения к претензии, это должны быть документы подкрепляющие изложенную позицию. Такими документами могут быть:

  • заключения экспертов;
  • акт осмотра;
  • документ подтверждающий оплату и т.д.

Как оспорить свою вину

Основным критерием предъявления вам требования на возмещения убытков является наличие вашей вины в произошедшем страховом случае. То есть, для того, чтобы не платить возмещения, следует доказать отсутствия вины – оспорив её.

Выстраивать линию доказывания своей невиновности следует отталкиваясь от аргументов представленных страховой, чаще всего в их позиции уже можно найти лазейку для создания своей защиты. В частности, если виновность сторон была паритетная, то и распределение убытков будет происходить поровну.

Как снизить размер ущерба

Если же вина ваша подтверждена, остается только оспаривать сумму возмещений. Для этого обязательно ознакомьтесь с перечнем из которого складывается сумма требований. Будьте внимательны, ведь СК не гнушаются производить некомпетентный расчет, например, дублируя позиции, выделите эти позиции и обратите внимание суда на это.

Также страховая не вправе производить расчет по актуальным ценам за детали и работы, для оспаривания этого момента вам на помощь придут эксперты-оценщики.

Обязательное автострахование надежным щитом прикрывает гражданскую ответственность участников дорожного движения. Даже став виновником аварии, держатель полиса ОСАГО спит спокойно, ведь ущерб пострадавшей стороне выплачивает страховая компания.

Какое же удивление он испытывает, когда по прошествии нескольких лет после ДТП получает от страховщика требование о возмещении ущерба.

Когда требуется возмещать ущерб

Федеральный закон «Об ОСАГО» № 40-ФЗ действительно дает право страховой компании выдвигать регрессные требования с целью взыскать с виновника ДТП убытки, которые у нее возникли в процессе возмещения ущерба пострадавшей в аварии стороне. Однако положения статьи 14 этого закона устанавливают четкий перечень случаев, когда выдвижение такого требования возможно. Основанием для регресса по ОСАГО может стать доказанный факт того, что виновник дорожно-транспортного происшествия:

  • умышленно допустил наезд на пешехода или порчу имущества другого участника движения;
  • водитель находился под воздействием алкоголя, наркотических или психотропных средств;
  • скрылся с места дорожно-транспортного происшествия;
  • не имел право управлять автомобилем, поскольку у него нет полиса ОСАГО, отсутствует водительское удостоверение или он не включен в список водителей данного транспортного средства;
  • осуществлял перевозку пассажиров в качестве такси, не имея действующего талона ТО.

Получается, что при регрессе страховая компания взыскивает убытки с собственного клиента, который в результате нарушения им требований ПДД и КоАП допустил возникновение аварийной ситуации, повлекшей страховые выплаты в пользу пострадавшей стороны.


Кроме того, страховая компания имеет право требовать возмещение убытков от виновника аварии, реализуя свое право на суброгацию после оплаты урона держателю полиса КАСКО. Если в результате аварии страховщик компенсировал по программе КАСКО стоимость ремонта обеих пострадавших машин, он получает возможность взыскать свои убытки с виновника аварии.

Если же третьей стороны в происшествии нет, а держатель полиса КАСКО сам наехал во дворе на бордюр, поцарапав собственный автомобиль, страховщик после осуществления выплаты не имеет права требовать от него компенсации расходов.

Что делать, если СК требует возмещения ущерба

Как правило, страховые компании не спешат выдвигать претензии в адрес виновника аварии по «горячим» следам. Пользуясь тем, что Гражданский кодекс устанавливает срок исковой давности, равный трем годам, чаще всего они формируют претензию по истечении как минимум 2-2,5 лет после дорожного инцидента.


Делается это намерено, ведь за несколько лет шансы, что документы по давнишнему происшествию будут либо утеряны его участниками, либо выброшены за ненадобностью, многократно увеличиваются. А без документов оспорить претензии от страховой компании или доказать собственную невиновность в происшествии достаточно сложно.

Что же делать, если страховая компания требует возместить компенсированный ею ущерб за ДТП? Если пришло письмо с претензией, не стоит паниковать, мучиться воспоминаниями об инциденте, корить себя за беспечность, а также мгновенно соглашаться на все обозначенные в нем условия и прикидывать, с каких доходов и в какой срок возможно погасить все выдвинутые денежные требования. Полученная претензия является поводом разобраться с возникшей неожиданной и неприятной ситуацией.

Специалисты утверждают, что помощь опытного автоюриста может помочь:

  • оспорить законность полученной претензии;
  • значительно снизить размер выплаты;
  • доказать собственную невиновность в давно минувшем происшествии.

Оспаривание вины

Иногда страховщики требуют вернуть средства того участника происшествия, который был по факту не виновной, а потерпевшей стороной. Причиной такой ошибки может стать неправильная трактовка данных из протокола о ДТП. В подобной ситуации доказывать свою невиновность предстоит в суде.

Страховщики, направляя письмо о возврате денег, ссылаются на данные справки об аварии, выданной инспекторами ГИБДД.


Большое значение имеют и данные протокола об административном правонарушении, в котором указано лицо, признанное виновным в транспортном инциденте. Но чаще всего вина в дорожном происшествии является обоюдной для его участников, и опытные юристы способны доказать частичную вину своего подзащитного или вовсе добиться признания его невиновным в аварии.

Снижение размера ущерба

Сумма убытков, которая указывается в претензии, может быть существенно завышена. Страховщики не брезгуют применением следующих приемов:

  • завышение стоимости нормо-часа для восстановительных работ;
  • использование в расчетах стоимости запчастей по ценам официального дилера и без учета их естественного износа;
  • несоответствие представленного перечня повреждений автомобиля тому, который указан в справке о ДТП;
  • включение в калькуляцию «лишних» деталей;
  • начисление пени.

Чтобы установить истину, следует:

  • внимательно изучить все документы, на которые ссылается страховая компания;
  • в случае необходимости заказать независимую экспертизу;
  • если есть сомнения в реальности размера компенсации, которую рассчитал страховщик, потребовать произвести перерасчет затрат.

В результате предпринятых мер сумма, которую требовала страховая компания, может существенно уменьшиться.

Оспаривание законности

Получив от страховщиков требования о выплате, в первую очередь необходимо проверить, не истек ли срок давности, отведенный законом на выставление претензионных требований. При этом нужно иметь в виду, что срок по регрессивному требованию исчисляется со дня происшествия, а в случае суброгации – от даты осуществления страховой выплаты.

Если срок давности не прошел, можно (в случае несогласия с полученными требованиями) постараться доказать свои права в ходе досудебного или судебного разбирательства.

Досудебное разбирательство

Действующее законодательство предусматривает проведение процедуры досудебного разбирательства, которое предшествует подаче гражданского иска непосредственно в суд.


Теперь первым шагом на пути к решению спорного вопроса мирным путем является выдвижение досудебной претензии. Если сторонам удается прийти к соглашению, они могут существенно сэкономить собственное время и деньги, отказавшись от дорогостоящего и длительного судебного производства.

Как правило, страховщики выставляют досудебную претензию в рамках суброгации по КАСКО. Ведь регрессные требования по ОСАГО могут быть направлены виновнику происшествия только в том случае, если вина его доказана судом.

Как оформляется досудебная претензия

Нередки случаи, когда страховщик не утруждался сбором доказательств, и требование от него приходило адресату в виде письма, в котором содержались:


  • краткие сведения об инциденте;
  • финансовые претензии к лицу, по вине которой произошла авария, приведшая к компенсации ущерба;
  • ссылки на законодательные акты;
  • требуемая к выплате сумма.

Форма досудебной претензии действительно не утверждена законом, поэтому инициатор имеет право составить ее в произвольной форме. Однако получатель должен знать, что подобный документ не будет являться законным, если он не содержит ряд обязательных разделов и сведений, а также если к нему не приложены документальные подтверждения указанных сведений и выставленных требований.

Правильно составленный досудебный документ должен содержать:

  1. Персональные данные адресата.
  2. Подробные сведения об аварии.
  3. Заключения экспертов.
  4. Сведения, которые сообщили свидетели.
  5. Сумму, требуемую к выплате.
  6. Наименование и контактные данные страховой компании.
  7. Срок рассмотрения претензии.
  8. Ссылки на нормативные акты.

В качестве подтверждения заявленных сведений страховщик в обязательном порядке должен приложить к претензии:

  • расчет суммы возмещенного потерпевшей стороне вреда;
  • акт независимого эксперта с приложенными фотографиями места происшествия;
  • подтверждение факта осуществления страховой выплаты;
  • справка о дорожном происшествии из ГИБДД;
  • постановление об имевшем место административном правонарушении;
  • копии страхового полиса и ПТС пострадавшего автомобиля;
  • справка, подтверждающая возникновение страхового случая.

Почему не стоит соглашаться на суброгацию

Чаще всего на рассмотрение претензии в рамках суброгации отводится 30 дней. В редких случаях безоговорочного согласия с выдвинутыми требованиями получатель имеет возможность договориться о рассрочке выплаты. Если же адресат не соглашается с суброгацией в безусловном порядке и платить по ней деньги не намерен, ему предстоит заручиться поддержкой адвоката и ждать вызова в суд.


Специалисты рекомендуют идти по второму пути. Однако не стоит ждать суда, сложа руки. Ответчику необходимо провести полноценную досудебную подготовку, которая поможет впоследствии доказать собственную невиновность либо существенно снизить заявленную в требовании сумму возврата. За отведенное время он может, изучив предоставленные документы, скорректировать размер ущерба, найти свидетелей, готовых дать показания в суде в пользу его невиновности, обнаружить несоответствие составленных по факту ДТП документов требованиям действующего законодательства.

Практика показывает, что чаще всего страховая требует возместить ущерб по суброгации, завышая свои требования практически на четверть от реальных сумм. Поэтому вовсе не следует безоговорочно сдаваться на милость страховщика. Борьба за собственные права способна существенно облегчить участнику аварии финансовое бремя выплат или даже полностью избавить от него.

Страховая компания, выплачивающая возмещение по ОСАГО, является коммерческой организацией, нацеленной на прибыль от оплат полисов и сведение расходов на возмещение до минимума. Когда есть основания перевести финансовые обязательства на виновника аварии, страховая требует возместить ущерб по ОСАГО в регрессном порядке. В каждой компании ежедневно возникают подобные ситуации взыскания, и если есть возможность, Росгосстрах, требует деньги за произошедшее ДТП с виновного лица в качестве регресса.

В каких случаях возможен регресс по ОСАГО

Согласно действующим правилам ОСАГО, установленным законом №40-ФЗ, СК при определенных обстоятельствах вправе требовать погашения ремонтных расходов по регрессным требованиям. В статье 14 ФЗ № 40 приводится список обстоятельств, когда можно требовать взыскания от виновного автомобилиста. К таким случаям относят:

  • допущение осознанного наезда на человека, нанесение имущественного ущерба вовлеченным в ДТП сторонам;
  • наличие алкоголя в крови виновного водителя, вождение под воздействием наркотиков и психотропных препаратов;
  • сокрытие с места аварии после столкновения;
  • отсутствие прав в момент нахождения за рулем, отсутствие полиса страховки в салоне авто.
  • использование машины в качестве такси без наличия соответствующего ТО.

Таким образом, выявив вышеуказанные обстоятельства, при ДТП страховщик взыскивает убытки со своего клиента как нарушителя, действия которого спровоцировали аварийную ситуацию.

Страховая требует возместить ущерб после ДТП: что делать?

Когда происходит ситуация, допускающая применение регрессного иска, многие СК предпочитают выждать срок, выдвигая финансовые требования в отношении виновника к окончанию срока исковой давности, т. е. спустя 2 с лишним года. Подобное поведение вызвано желанием повысить свои шансы на успех при рассмотрении дела в суде, ведь зачастую поднять информацию о ДТП, совершенном почти 3 года назад, довольно сложно, а многие документы, которые могли бы помочь в оспаривании претензий, могут быть испорчены или утеряны. Защитить себя в таком случае довольно сложно – требуется помощь опытного юриста, специализирующегося на автостраховании. Совместными усилиями разрабатываются меры по оспариванию претензии, снижению суммы, доказательству невиновности.

Оспариваем вину

В отдельных ситуациях регрессные требования выдвигаются в отношении потерпевшей стороны.


Подобные действия возможны в результате неправильной трактовки сведений о происшествии на дороге, описанных в составленном ГИБДД протоколе. Чтобы освободиться от необоснованных претензий, придется выстроить защиту для судебного разбирательства.

Страховые компании, формулируя претензии к невиновной стороне, опираются на информацию из переданных документов – извещения, протокола, составленного представителями Госавтоинспекции.

Для суда по установлению виновника приоритетное значение будет иметь утверждение из протокола о правонарушении, в котором назначают наказание по отношению к одному из водителей. Однако в большинстве случаев можно доказать, что события на дороге, повлекшие повреждения авто и последующие обращения за выплатами происходили при обоюдной вине автомобилистов. При наличии достаточных познаний в области страхования есть высокие шансы признать вину частичной либо обосновать перед судом непричастность водителя к ДТП.

Проверяем законность требования


Когда страховщик выдвигает регрессные требования, следует проверить на законность выдвинутых обвинений. В первую очередь, устанавливают срок, прошедший с момента возникновения права на регрессное требование. Если после аварии прошло более 3 лет, все действия автостраховщика с попыткой возврата средств, уплаченных при возмещении ремонта пострадавшего автомобиля, могут быть оспорены в связи с истечением периода, отведенного для иска.

Если компенсация требуется на основании суброгации, точкой отсчета трехлетнего срока исковой давности станет момент произведения выплаты. Данный факт необходимо учитывать при определении законности требований.

Снижаем размер регрессного иска

Не всегда суммы, указанные в исковых требованиях, соответствуют действительному ущербу. Завышение калькуляции часто практикуется в регрессных исках, в следующих ситуациях:

  • неверное определение оплаты нормо-часа, учитываемой при расчете страхового возмещения;
  • расходы на замененные в процессе ремонта детали рассчитаны по полной цене от дилеров, не включая возможное снижение стоимости через учет степени изношенности.
  • повреждения, указанные к ремонту страховщиком, превышают объем ущерб, установленный справкой из ГИБДД;
  • появление в смете расходов лишних запчастей;
  • применение пени в отношении водителя.

Чтобы провести работу по снижению стоимости иска, предстоит:

  • подвергнуть тщательному анализу документацию, которую упоминает в иске страховщик;
  • настоять на проведении независимой экспертизе;
  • при выявлении подозрительных расчетов в калькуляции возмещения, насчитанного СК, заявить о своих требованиях провести повторные вычисления.

Для обоснованного оспаривания необходимо тщательно анализировать каждое утверждение страховщика, проверить статьи расходов по каждому пункту. Особое внимание обращают на акт осмотра ТС и выполненную калькуляцию понесенных расходов. При определении законности исковых требований следует учитывать принятие в конце 2014 года единого стандарта проведения подсчетов суммы ущерба и ремонта. Новым регламентом обязаны пользоваться все эксперты, работающие в сфере автострахования.

Для составления калькуляции специалист по оценке обязан использовать установленные справочники, в которых есть информация о стоимости деталей, расходных материалов, а также услуг авторемонтных мастерских. Данные справочники утверждены РСА и приняты в использование всеми экспертными бюро на территории России.

После внимательного изучения расходных статей, следует проверить учет износа в калькуляции, представленной к регрессному иску. В результате проведенной работы, сумма к возмещению может быть значительно снижена.

Досудебное разбирательство

Перед тем, как обращаться в суд, СК обязана провести досудебные мероприятия в отношении установленного виновного. Между тем, иск не может быть принят на рассмотрение, если не проведена работа по взысканию расходов до обращения в суд.

Часто возникают ситуации, когда СК, не разобравшись в деталях страхового случая, высылает досудебную претензию. Письмо, в котором страховщик требует компенсировать понесенные расходы, не имеет унифицированной формы, однако обязано содержать следующие пункты:

  1. Данные получателя требований по регрессу.
  2. Детальная информация об аварии.
  3. Заключение экспертизы.
  4. Свидетельские показания.
  5. Размер взыскиваемой компенсации.
  6. Данные и реквизиты для перечисления от СК.
  7. Отведенный срок для выполнения требований.
  8. Законодательные ссылки, которыми руководствовался страховщик, выдвигая претензию к водителю.

К документу должен прилагаться список доказательств, на которые опирался страховщик при выставлении претензий:

  • калькуляция ремонтных расходов и закупки деталей;
  • акт экспертизы с фото с места ДТП;
  • финансовые документы о произведенных расчетах;
  • справка Госавтоинспекции;
  • выписанное ГИБДД постановление о правонарушении;
  • ксерокопия страховки и документы на автомобиль, отремонтированный за счет компании;
  • документ о признании случая страховым (соответствующий акт, подготовленный силами СК).

Водитель, в отношении которого взыскивается сумма компенсации, должен получить документ, составленный юридически грамотно, с подтверждениями в виде документальных приложений. На практике СК часто высылает упрощенный вариант письма, без представления доказательной базы, с указанием лишь основным обстоятельств дела:

  1. Краткие данные о происшествии.
  2. Сумма, подлежащая взысканию.
  3. Статьи законов, позволяющие требовать в регрессном порядке.

Подобный документ оформлен с нарушениями процедуры досудебного урегулирования, поэтому не может быть признан законным основанием для признания досудебной процедуры состоявшейся.

Судебная практика по делам

Защищать права автомобилисту спустя много времени после ДТП довольно сложно – нет достаточных познаний и опыта в соблюдении норм гражданско-процессуального законодательства. Однако полностью передоверить право на выступление в суде и подачу обращения через своего представителя не стоит.

В интересах автомобилиста внимательно следить за ходом разбирательства, принимать участие в рассмотрении дела судьей. Не следует исключать тот факт, что суд, в отсутствие обвиняемого, может удовлетворить исковые требования СК в полном объеме, посчитав доводы страховщика основательными.


Добиться вынесения справедливого решения без работы опытного юриста довольно сложно. Не следует экономить на услугах специалиста в области защиты прав автомобилистов, так как в его основные задачи входит полное снятие обвинений или сведение исковых требований к минимуму. Более того, в случае рассмотрения дела в пользу обвиняемого, расходы на адвоката могут быть взысканы с истца. А в случае удовлетворения иска компании, следует помнить об успешной практике дальнейшего обжалования вынесенных ранее постановлений.

Как избежать регресса?

Получать регрессные требования – дело малоприятное. Гораздо проще не допускать нарушений, чтобы исключить возможность проигрыша в суде. Садясь за руль, автомобилист обязан соблюдать действующие Правила (ПДД) и другие нормы закона, действующие для всех граждан РФ.

Исключить риск регрессных требований помогут следующие рекомендации:

  1. Если водитель перед поездкой принял алкогольные напитки, следует забыть о передвижении на собственном авто. Проще вызвать такси, избавив себя от риска стать виновником ДТП.
  2. Водитель обязан быть внимательным в процессе эксплуатации автомобиля, учитывая повышенный риск на дороге. Следует помнить, что на улицах хватает «специалистов», провоцирующих ДТП для того, чтобы затем требовать компенсации.
  3. Если срок страховки истек, следует ехать в СК или оформить полис онлайн, чем кататься за рулем без какой-либо защиты на случай аварии.
  4. Когда используется специализированный автотранспорт (сюда относят и такси, автобусы, грузовики), важно следить за своевременным прохождением регулярного ТО.
  5. Если водитель садится за руль не своей автомашины, лучше еще раз проверить, вписан ли человек в страховку, чем потом компенсировать расходы пострадавших в ДТП автомобилей.
  6. В момент ДТП ни при каких обстоятельствах не стоит покидать место аварии, если нет острой потребности в транспортировке пострадавших. Необходимо дождаться приезда представителей ГИБДД и внимательно следить за составлением протокола и фиксацией обстоятельств аварии.
  7. Уведомлять виновник аварии страховщика должен лишь в одном случае – при составлении европротокола. Срок обращения – 5 дней.

Регрессные иски сложны при отстаивании своих прав, прежде всего, в силу давности случая. Так как при оформлении исков часто происходят нарушения в процедуре, а размер компенсации довольно значителен, не рекомендуется заниматься защитой на суде самостоятельно. Привлечение автоюриста поможет решить вопросы с СК с наименьшими потерями.