Меню Рубрики

Стратегия развития российской экономики концепция кудрин. Российская экономика в кризисе. Обсуждаются три возможные стратегии его преодоления: «стратегия Медведева», «стратегия Кудрина» и «стратегия Глазьева. Какие реформы силовых структур вы предлагаете

Глава ЦСР завершил работу над документом, определяющим главные приоритеты и проекты страны на шесть лет. Стратегия будет представлена президенту и только потом обнародована

Алексей Кудрин. Фото: Григорий Собченко/сайт

Команда Алексея Кудрина закончила работу над стратегией развития страны на следующие шесть лет после президентских выборов 2018 года. Об этом Кудрин рассказал в интервью ТАСС .

Основные положения будут представлены лично президенту. Конкретики пока нет, Кудрин попросил подождать до конца мая. Тем не менее, он объяснил, откуда взять деньги, будет ли конкурентна российская экономика, и предположил, каким будет курс рубля.

Стратегия состоит из приоритетов и проектов. Главные приоритеты: люди, технологии и госуправление. Задача, которая была поставлена президентом, — достижение темпов роста выше среднемировых, то есть 3,5% или выше. Это очень сложная задача, но она решаема. Это должен быть период вложений в человека.

«Это реально другое, более внимательное отношение к человеку, начиная с его рождения, школьного, дошкольного возраста, в части развития его способностей, в части обучения новым навыкам работы в меняющемся мире. Такого еще не было в российской истории. Нужно будет не только напитывать людей знаниями, а создавать у них навыки, с которыми они всю жизнь будут более успешными, эффективными и результативными. Открытие талантов или способностей — важнейшая задача, но на это нужно будет затратить намного больше денег», — сказал глава Центра стратегических разработок.

В ближайшие шесть лет потребуется в несколько раз больше программистов для процессов цифровизации всех отраслей. Россия пока к этому не готова.

Кудрин сохранил свой прогноз: цена на нефть будет двигаться в диапазоне 40-60 долларов за баррель в ближайшие четыре-пять лет. «Это будет период установления нового равновесия. Даже если цена уйдет ниже 40 долларов, то мы спокойно сможем выполнять уровень расходов, исчисляемый при 45 долларах. При нынешней цене на нефть рубль немного ослабнет, может быть, чуть больше 60 рублей за доллар. Я думаю, что при нынешней цене около 56 долларов за баррель курс рубля мог бы быть чуть слабее. Если этот уровень цены на нефть сохранится, то курс немного ослабнет», — прогнозирует Кудрин.

По словам главы ЦСР, стратегия должна стать документом, объединяющим разные слои населения. «Она должна быть востребована страной… Стратегия — это политический документ, президент должен ее полностью разделять, поэтому он, может быть, что-то добавит или что-то исключит», — отметил Кудрин.

Ранее, выступая на форуме в Красноярске, Кудрин назвал российскую экономику .

Центр стратегических разработок Алексея Кудрина впервые опубликовал комплексную версию своей программы. В ней говорится о бюджетном маневре, продаже госсобственности, росте пенсионного возраста и контрактной армии

Владимир Путин (Фото: Александр Земляниченко / AP)

Центр стратегических разработок Алексея Кудрина впервые опубликовал стратегию, которую он готовил для президента Владимира Путина, пока не в полном виде. В краткой версии программы на сайте ЦСР эксперты структурировали свои предложения в семь приоритетов и представили ключевые результаты по каждому из них к 2024 году.

«Это резюме, сокращенная версия, но, конечно, как каждый реферат, он отражает содержание исходного документа. Мы исходили из того, что краткая версия — это публичный документ для широкой аудитории, поэтому не включили в него технические меры, переписали его неэкспертным языком», — пояснил РБК директор департамента коммуникационной политики ЦСР Павел Демидов. В мае аналитический центр сделает публичными дополнительные материалы, в частности более детализированные меры своей программы, отметил он, при этом некоторые из них уже​ . Приоритеты стратегии нашли отражение в послании президента, добавил Демидов.

Бюджетный маневр и продажа госактивов

Первый блок касается качества жизни — он включает меры по увеличению ожидаемой продолжительности жизни на пять лет и росту среднего размера пенсий до уровня в два раза выше прожиточного минимума (на треть в реальном выражении). Предложения по этому приоритету включают, например, новые программы лекарственного обеспечения, адресную поддержку для семей с доходом ниже прожиточного минимума и использование материнского капитала как ежемесячного пособия. ЦСР формулирует и предложение по увеличению пенсионного возраста, к 2034 году он должен достичь 63 лет у женщин и 65 лет у мужчин (за счет этого предлагается увеличить сами пенсии). Среди первых шагов по реализации своих проектов эксперты Кудрина называют​ , включающий рост расходов на образование с 3,5 до 4,4% ВВП, на здравоохранение — с 3,1 до 4% ВВП, на инфраструктуру — с 2,5 до 3% ВВП.

ЦСР во втором приоритетном проекте указывает на необходимость роста числа россиян, готовых стать предпринимателями, вдвое (во столько же должна вырасти и доля малого и среднего бизнеса в ВВП — до 40%, но к 2030 году). Доля государства в экономике должна снизиться до 25% (сейчас 46%, по ЦСР на 2016 год). Из своих предложений ЦСР выделяет, в частности, планы обязать государство продавать доли в предприятиях, в которых его присутствие не нужно, и меры по развитию «эффективной системы льгот и преференций, систем краудфандинга и отдельных кредитных бирж» для небольших компаний.

Открытость экономики и помощь заключенным

Блок предложений ЦСР по технологической инициативе включает на треть и трансформацию частных компаний в активных экспортеров (по планам ЦСР, выручка 75 крупнейших из них составит 250 млрд руб.). Как писал РБК, это планируется обеспечить за счет обновления ключевых отраслей промышленности, изменения форматов институтов развития. Четвертый приоритет затрагивает российской экономики: несырьевой экспорт должен вырасти вдвое до $200 млрд, а экспорт продовольствия — на 60%. Пятая мера касается через внедрение новых методик и практик, которыми займется специальный Центр эффективности госуправления, а также повышения прозрачности контроля и надзора.

Приоритетное направление по развитию городов подразумевает сокращение времени в пути из пригорода в центр крупного города в среднем до одного часа, а также рост обеспеченности жильем с 25 до 30 кв. м на человека. Блок по судам и безопасности — последнее, седьмое направление из программы ЦСР — включает меры по ресоциализации бывших заключенных, упрощению отчетности для полиции и изменению кадрового состава судей (ими, как в ЦСР, должны становиться не бывшие секретари судов, как это зачастую бывает сейчас, а выпускники специального Федерального центра подготовки судей). ЦСР также предлагает формировать вооруженные силы на 100% из контрактников​. «Расходы на оборону и вооружение будут гибко планироваться и корректироваться каждый год, что позволит и тратить меньше, и защищаться эффективнее», — указывают авторы доклада.

За пределами кабинетов

ЦСР Кудрина не раз критиковали за отсутствие его программы в публичном доступе — в частности, об этом говорил бизнес-омбудсмен Борис Титов, также готовивший стратегию для Владимира Путина и опубликовавший документ еще в 2016 году. Например, избирательный штаб Титова, который выдвигался в президенты, раздал своим агитаторам методички с , что Кудрин «свою программу развития России с повышением пенсионного возраста тащит через кабинеты кулуарно». Кудрин же , что ЦСР готовит свои предложения для президента, и решать, какие из них брать в свою программу, будет он.

В мае прошлого года Путин, отвечая на вопрос журналистов о «кулуарном» обсуждении стратегии, сказал, что любые предложения такого уровня «должны проходить широкое общественное обсуждение». «Что касается того, что программа Кудрина не обсуждалась публично, — вы ему и попеняйте на это!» — заявил тогда Путин. Вскоре Кудрин и Титов представили президенту свои стратегии в Кремле.

Программа ЦСР проходила через разные форматы обсуждения, указывает Демидов — о них говорили на крупных экономических форумах и стратегических сессиях в Москве и регионах, а всего в подготовке предложений участвовали 1,7 тыс. экспертов. Кроме того, многие меры из стратегии (всего их более 300) содержались и в публичных докладах ЦСР, добавляет он. «Какие-то меры именно по итогам экспертных и общественных обсуждений были исключены или изменены, другие дорабатывались весь последний год, что мы общались с министерствами и ведомствами по поручению президента», — сказал собеседник РБК.

В XXI в. перспективы экономики зависят от человеческого капитала: образование, формирующее этот капитал, и здравоохранение, предотвращающее его потери, к 2024 г. станут одними из главных драйверов роста экономики России, говорится в материалах стратегии-2035, которую готовит для президента Владимира Путина Центр стратегических разработок (ЦСР) под руководством Алексея Кудрина. Пути развития этих отраслей описаны в предлагаемых стратегией программах «Образование XXI века» и «Здоровье граждан» («Ведомостям» удалось с ними ознакомиться).

Здравоохранение в мире быстро замещает военную сферу в качестве главной площадки технологического прогресса, превращаясь в крупнейшую отрасль развитых экономик: пропустить этот сдвиг – значит обречь страну на утрату положения великой державы, говорится в материалах ЦСР. Место страны в мировой экономике будет определяться ее способностью порождать и осваивать инновации: образованию, как и здравоохранению, необходимо не улучшение, а качественный прорыв.

Выбор – либо обеспечить технологический сдвиг отраслей человеческого капитала совместными усилиями государства, работодателей и граждан, либо смириться с глубоким долговременным отставанием, предлагает стратегия. Например, в финансировании здравоохранения в расчете на душу населения Россия отстает от развитых стран в 3,2 раза.

Предлагаемый ЦСР бюджетный маневр в 2% ВВП в пользу образования и здравоохранения поровну распределяется между ними: государственное финансирование медицины к 2024 г. должно возрасти с 3,3 до 4,3% ВВП, образования – с 3,6 до 4,6% ВВП. Доля частных средств в образовании вырастет в 2,3 раза (до 1,7% ВВП) за счет в том числе обеспечения массовости вузовского образования на фактически платной основе и переноса расходов на дополнительное образование детей на семьи. В системе обязательного медицинского страхования (ОМС) появляется опция ОМС-2 с расширенными программами за дополнительный взнос, будет реструктурировано льготное лекарственное обеспечение.

Технологически развитые образование и здравоохранение усилят и международную роль России: доля образовательных услуг в экспорте возрастет в 10 раз с 0,1 до 1%, экспорт медицинских услуг – с $0,07 млрд (0,0001% всего экспорта) до $3,6 млрд к 2024 г.

Конкретных предложений по способам софинансирования граждан в этих программах стратегии нет. В целях бюджетного маневра в правительстве обсуждалось в том числе повышение НДФЛ до 15%, говорили «Ведомостям» участники обсуждений, но решений не было. Всего в стратегии предполагается 14 программ, объединенных в три блока: технологии, человеческий капитал и современное государство.

Это мартовская версия документов, она не единственная и не окончательная, документы меняются почти в ежедневном режиме, уверяет представитель ЦСР, официальные документы в государственные ведомства пока не направлялись. Стратегия должна быть представлена президенту в мае.

Страна умных...

Образованием будут охвачены все граждане от младенцев (за счет служб поддержки раннего развития) до пенсионеров (благодаря системам непрерывного образования). Развитие онлайн-переподготовки обеспечит мобильность и востребованность труда на протяжении всей жизни человека: учиться будет каждый второй взрослый (сейчас – каждый пятый). Запрос на это есть: треть людей предпенсионного и пенсионного возраста готовы снова сесть за парту. «Микростепени» – свидетельства о конкретных квалификациях, как сейчас в сферах IT и финансов, – появятся во многих отраслях.

Система высшего образования будет состоять из трех типов вузов. Аспирантура останется преимущественно в исследовательских университетах – они призваны развивать науку и конкурировать на глобальных рынках за таланты: сейчас в России доля иностранных аспирантов около 5% против 27% в ОЭСР, страна теряет привлекательность для молодых людей, из которых через 15–20 лет будет состоять мировая элита, говорится в материалах ЦСР. Второй тип вузов будет готовить специалистов и магистров по определенным профессиям для нужд региональных экономик, в том числе при софинансировании работодателей и регионов. Третий тип вузов будет предоставлять общее высшее образование на уровне бакалавриата, в основном платное.

В среднем профессиональном образовании будет два типа колледжей: специализированные и массовых профессий. Программы подготовки высококвалифицированных рабочих получат статус высшего образования уровня прикладного бакалавриата.

Для снижения неравенства доступа к образованию предлагается повысить доступность образовательных кредитов, в том числе на проживание студентов из малодоходных семей на период обучения. Для максимальной реализации способностей детей – создать национальную программу поиска и развития талантов, стипендиальные и грантовые программы.

Перед поступлением в школу предусматривается год предшкольного образования для выравнивания уровня развития детей, родители получат «сертификат дошкольника» с правом использовать его как в государственных, так и в частных учебных заведениях. Повышать равенство образовательных возможностей будут «Школы успеха» со штатом психологов и социальных педагогов, персонифицированным финансированием обучения детей из социально неблагополучных семей, программами интеграции мигрантов. Это повысит функциональную грамотность: сегодня ее не имеют 25% выпускников российских школ, что равносильно потере четверти социального капитала, говорил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Доля не освоивших школьную программу должна снизиться до 15%. Знаний не хватает педагогам: для учителей будет введена интернатура. Увеличатся программы дополнительного образования детей: сегодня в расчете на одного ребенка родители платят в 4 раза больше бюджетного норматива, расширение охвата детей увеличит финансирование этого вида услуг вдвое, на 75% – за счет средств семей.

...И здоровых

С учетом состояния здоровья граждан (низкая продолжительность жизни, высокая смертность мужчин трудоспособного возраста – выше лишь в 18 африканских странах) и растущей в обществе тревоги по поводу состояния самого здравоохранения (доля считающих его главной проблемой страны за 2016 г. возросла с 7 до17%) ориентация на прорыв в медицине – это политический, социальный и экономический императив, пишут авторы стратегии.

Проект «Здоровье граждан» предусматривает новую модель организации медпомощи – «медицину 4П»: предикция (выявление предрасположенности к развитию заболеваний), превентивность, персонализация, партисипативность (участие самих граждан в профилактике). Ускоренное развитие отрасли предусматривает, в частности, развитие телемедицины и дистанционного мониторинга, которым будет охвачено около половины граждан; налоговое стимулирование венчурных инвестиций в проекты индустрии здоровья; переход от терапевтической к общеврачебной модели участковой службы. Некоторые виды медпомощи (например, паллиативную) получат право оказывать социальные службы. Стационары будут поделены на интенсивную терапию и реабилитацию: возникнет отдельный вид медпомощи – восстановительный. Для жителей отдаленных территорий будет развиваться региональная санитарная авиация. В России появится центр трансграничного медобслуживания для экспорта услуг российскими клиниками.

Для развития здорового образа жизни граждан создадут инфраструктуру для массового спорта, в том числе парки, в жилых кварталах; в школах введут уроки здорового образа жизни; субсидируют работающим платные занятия спортом (до 30 000 руб.). Акцизы на табак и алкоголь будут повышаться быстрее инфляции; сократится число торговых точек, продающих алкоголь, и продавать его запретят с 22 часов (сейчас с 23); каждые 2–3 года будут повышаться штрафы за нетрезвое вождение, предлагают эксперты ЦСР.

Будет пересмотрен состав льготников, имеющих право на бесплатные лекарства. Одновременно вырастет доля затрат на лекарства в составе тарифа на стационарное лечение. Для расширения охвата качественной и высокотехнологичной медпомощью гражданам предложат соплатеж в действующую сейчас систему ОМС – тариф ОМС-2 с расширенной страховой программой. В ОМС-2 будут работать страховые медицинские организации, в ОМС-1 – только территориальный фонд.

Программы «Образование XXI века» и «Здоровье граждан» предусматривают дальнейшее повышение зарплат работникам образования и здравоохранения. Так, зарплаты врачей ведущих центров вырастут к 2024 г. до 240%, к 2035 г. – до 350% средней зарплаты по региону; оплата 35–40% преподавателей исследовательских университетов будет на международном уровне (сейчас у 10–15%).

Народ готов

Социологические исследования говорят, что люди готовы к дополнительным платежам в социальной сфере, рассказывал на конференции ВШЭ Кузьминов: доля тех, кто готов на это тратить 2% дохода, с 2011 по 2016 г. выросла с 11 до 51%, включая наименее обеспеченных, приоритеты – медицина и школьное образование. В образовании Россия сдвинулась к менталитету США, рассказал он: 31% готов доплачивать за более качественное образование 5% своих доходов. Опрос был в декабре 2016 г., когда реальные доходы падали два года, отметил Кузьминов: «Мы будем это учитывать или будем говорить, что население патерналистски настроено?»

В 2015 г. граждане, обратившиеся за налоговыми вычетами за оплату медицинских и образовательных услуг, потратили на эти сферы 507 млрд руб., рассказала глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Из вычетов на медицину (60% всех средств) 70% – за лекарства и 30% – за высокотехнологичную медпомощь. Население в большей степени готово платить и платит за лекарства, констатировала Голикова, и, если вводить новые налоги, нужен общественный консенсус: «Невозможно просто вводить – надо говорить, для чего это делается». По ее данным, население оплачивает порядка четверти расходов на медицину (см. врез). В то же время регионы несут не свойственные им функции медицинского страхования неработающих, направляя на это 7% своих расходов, или более 600 млрд руб., указала она, если их от этого освободить, у них появятся средства в том числе для роста финансирования школ.

Деньги должны идти за структурными реформами, а не опережать их, заметил на обсуждении налогового маневра в ВШЭ председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Страшные вы вещи говорите: преследуя очень хорошие цели – дать дополнительные деньги на образование и здравоохранение, – вы ведь знаете, что качество это не улучшит. И что это на руку тем, кто сегодня не видит иного способа выполнять свои функции, кроме как за счет дополнительных налогов», – обратился он к Кудрину. Предлагаемые меры предполагают и улучшение качества, заверил его Кудрин: «Надо бороться со своими страхами».

Сколько стоит ОМС

945,5 рубля взносов в ОМС пришлось в среднем на каждого россиянина в месяц в 2016 г. В том числе 1423 руб. – платеж работодателя в расчете на одного работника и 603,5 руб. – платеж из региональных бюджетов за каждого неработающего. Платежи самого населения в расчете на одного человека – еще 311 руб.

Ольга КУВШИНОВА, Александра ПРОКОПЕНКО

Стратегии развития страны по основным направлениям – это неэффективный управленческий подход, уверен глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Фото Кирилла Кухмаря/ТАСС

В мае правительство должно представить президенту восьмилетний план действий. Тогда же Алексей Кудрин покажет президенту свою новую концепцию. Накануне знаменательных событий россияне ловят каждое слово министров в надежде увидеть свет в конце затяжного кризиса. Но ловят, похоже, зря. Конструктивных рецептов услышать от министров на прошедшем в Красноярске Экономическом форуме не удалось. Отличались чиновники лишь некоторыми шокирующими перлами. Минпромторг собрался «выталкивать» предприятия на внешний рынок, введя для них план по экспорту. Прозвучали советы - отбирать партбилеты у не справившихся. А в Минэкономразвития (МЭР) хотят отказаться от внятных стратегий, заменив их коротким «живым документом». Эксперты удивлены подобными инициативами министров и считают, что проблемы страны происходят как раз потому, что у нас нет действенной стратегии.

На Красноярском экономическом форуме чиновники озвучили сенсационные предложения. В отсутствие премьера и президента министры разговорились и попали в горизонтальную реальность, где они не просто сидят за общим столом и отчитываются каждый за себя перед начальником. Во-первых, было отмечено, что сейчас в России уникальная ситуация: никогда в стране одновременно не готовилось столько стратегий развития экономики, каждая из которых претендует на свое место в президентской программе-2018 (вероятно, имеется в виду, что нынешний заказчик этих стратегий – президент Владимир Путин – использует их в своей предвыборной аргументации во время выборов нового президента в 2018 году).

Минэкономразвития готовит план повышения темпов экономического роста до 2025 года, Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина работает над программой стратегического развития России на период 2018–2024 годов. Параллельно Столыпинский клуб, возглавляемый бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, разрабатывает свою «Стратегию роста». Есть еще проект стратегии от Торгово-промышленной палаты.

Глава Минэкономразвития Максим Орешкин и экс-министр финансов, глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин впервые сошлись в прямой дискуссии на Красноярском экономическом форуме. Они признали, что их стратегии конкурируют между собой, однако именно эта конкуренция, мол, и должна обеспечить в итоге высокое качество работы и идей. Правда, оказалось, что конкуренция эта на уровне междусобойчика, материалы и идеи из одной стратегии свободно перетекают в другую. «Многие сотрудники МЭР работают в рабочих группах ЦСР, мы пользуемся и смотрим те материалы, которые нарабатывают коллеги. Мы в некоторой степени ведем параллельную работу, и это хорошо, потому что когда две фабрики идей, то общий пул идей, из которых потом можно будет собрать единое целое, становится гораздо больше и гораздо качественнее», – сказал Орешкин.

Впрочем, даже перерождение системы управления не станет гарантией, что стратегия ускорения роста будет реализована. Для начала ее надо просто понять, а, судя по спорам во время форума, ее не понимает не только бизнес, но и сами члены правительства.

«Я ничего не понимаю: в чем у правительства России экономическая повестка до 2025 года?» – спрашивал министр по делам открытого правительства Михаил Абызов.

И вот тогда Орешкин сделал, пожалуй, самое сенсационное, заявление – он предложил вообще отказаться от существующего формата стратегий развития России. «Стратегии в том виде, как мы это исторически понимаем – толстый документ по основным направлениям что и как делать, – с управленческой точки зрения неэффективный подход», – заявил глава МЭР. Вместо этого он предложил некий план, при подготовке принципов внедрения которого реализуются новые управленческие подходы, связанные с тем, что «план сам по себе должен быть «живым документом», – сказал Орешкин. Он пояснил, что будет некая стартовая версия плана, «но она будет постоянно жить, реагировать на изменения внешних условий, смотреть, как экономика реагирует на эти изменения, и иметь обратную связь». Он добавил, что к осени уже будут протестированы принципы нового подхода к управлению, которые впоследствии будут предлагаться на уровень правительства.

По мнению главы Минэкономразвития, важно выработать и правильные управленческие механизмы внедрения плана в жизнь. Один из таких механизмов неожиданно для многих предложил все тот же Абызов. Он призвал возродить в системе госорганов советскую практику ответственности за результат, когда чиновника исключали из КПСС и увольняли с работы за невыполненное важное поручение. «Ответственность за результат в культуре российского госуправления отсутствует как класс уже многие десятилетия. В советское время все было четко и понятно, была ответственность за результат: не сдал завод вовремя – партбилет на стол, уволен! Мы потеряли эту систему с 1990-ми годами. Ее необходимо возродить», – сказал Абызов.

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович поддержал предложение, но предложил не рубить повинные головы чиновников за первую ошибку. «Конечно, не должно быть права на вторую и третью ошибки. Это перебор. Но на одну ошибку уж точно должно быть право», – сказал Дворкович.

Вспомнить времена СССР заставили идеи чиновников о директивном планировании экспорта. «Мы должны выталкивать наши предприятия на экспорт. Одно из предложений Минэкономразвития – обязать участников программ господдержки системно экспортировать продукцию. По ряду инструментов мы уже это делаем», – объявил на форуме замглавы Минпромторга Василий Осьмаков.

Об эффективности работы чиновничества привел конкретные цифры Алексей Кудрин. «Количество совещаний и поручений – как президентских, так и правительственных – за последние шесть лет выросло на 50%, но экономика не ускорилась за этот период», – сказал Кудрин. По его словам, ЦСР провел оценку качества системы госуправления, в ходе которой выяснилось, что лишь 38% государственных служащих занимаются своими прямыми функциональными обязанностями. «В остальных случаях они занимаются каким-то тушением пожаров, имею в виду авралы, выполнение хаотичных поручений, которые идут от конкретной ситуации», – заявил глава ЦСР.

Как известно, закон обратной силы не имеет, поэтому безнаказанными останутся те чиновники, кто не выполнил Стратегию-2020, впрочем, ее на всякий случай официально и не утверждали. Майские указы тоже уже нереально выполнить, и кто понесет за это ответственность, кто положит партбилет «Единой России» на стол? Неясно также, что стало с планом «модернизации» экономики. Вот на днях Дмитрий Медведев отчитывался о работе перед Госдумой и представил планы на будущее. Если раньше, еще в должности президента, Медведев говорил о концепции «четырех «И»: институты, инфраструктура, инновации и инвестиции, то теперь количество приоритетов развития сократилось до трех, а сами они поменялись: человеческий капитал, инфраструктура и безопасность. Как пишут блогеры, институты, инновации и инвестиции выпали из мейнстрима: инновации стали немодными, инвестиции невозможными, а институты неэффективными. Кстати, Орешкин тоже предложил свою троицу. По его мнению, российской экономике для дальнейшего развития необходимы три «П»: понятность, прозрачность и предсказуемость. На что тут же получил кучу вариантов в соцсетях, которые предлагают, например, обратить внимание на три «К»: кумовство, коррупцию, казнокрадство.

Как бы предвидя такие предложения, Кудрин отметил, что стратегия ЦСР в большей степени затрагивает сферы, которые не слишком широко отражены в плане Минэкономразвития. Среди них он назвал геополитические риски, реформу судебной системы, работу с правоохранительными органами и оценку преступности.

Программа ускорения роста Минэкономразвития предполагает 10 ключевых направлений для развития. Это в том числе налоговая политика, поддержка экспорта, формирование предсказуемых условий на макро- и микроэкономическом уровнях для бизнеса.

Однако резкое заявление Орешкина о кардинальном изменении в подходах к подготовке стратегий не осталось незамеченным в политической и бизнес-среде. На него, в частности, отреагировал бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Тут налицо подмена понятий. Стратегия – это направление, смысл, ценности. Без направления никаких живых документов быть не может, может быть только суета. Алгоритм такой: сначала стратегия, в ее развитие – проекты, поддержанные «дорожными картами». Вот «дорожные карты» как раз и должны быть живыми, реагировать на меняющуюся ситуацию. А стратегии на то и стратегии, что они определяют главные цели, принципы и направления реформ. И меняться они не могут», – написал Титов на своей странице в Facebook.

Директор Института стратегического анализа Игорь Николаев солидаризируется с бизнес-омбудсменом. «Это категорически неправильно. Стратегия – это основополагающий документ, который описывает принципиальные вещи, без знания которых непонятно куда зайдешь, – сказал он «НГ». – На недавнем Совете при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам обсуждалась необходимость структурных изменений. В частности, чтобы решить проблему повышения производительности труда, глава МЭР предложил… создавать центры компетенции. А вот если бы рассматривать этот вопрос в рамках стратегии, то надо было бы учесть все факторы, влияющие на эту проблему: технические, технологические, факторы подготовленности кадров и их мотивации… На мой взгляд, сегодняшние проблемы страны происходят именно потому, что у нас нет действующей действенной стратегии», – сказал Николаев.