Меню Рубрики

Тенденции и перспективы развития энергетики китая. Возможные сценарии развития китайской цивилизации

18.10.2017 19:50

Глобальное лидерство к 2050 году. Китай представил стратегию развития на съезде Компартии

В Пекине 18 октября открылся XIX съезд Коммунистической партии Китая. В рамках форума, который будет продолжаться до 24 октября, планируется наметить линию развития страны на ближайшие пять лет, оценить результаты прошедшей работы, а также обновить кадровый аппарат высших партийных органов. Republic вкратце рассказывает, чем интересен нынешний съезд и как прошел его первый день, на котором выступил председатель Китая Си Цзиньпин.

Новый состав Политбюро

Основной политической интригой форума является избрание новых составов Политбюро (25 человек) и Постоянного комитета политбюро партии (7 человек). Во время предыдущих съездов ответы на эти вопросы были неофициально известны задолго до их начала, однако на этот раз наблюдатели расходятся в оценках.
Такая ситуация связана с тем, что первый срок Си Цзиньпина прошел под знаком жесткой антикоррупционной чистки госаппарата Китая, из-за чего многие партийные связи были нарушены, а новые еще не успели сложиться. Помимо этого, председатель КНР и его сторонники сконцентрировали в своих руках достаточное количество власти, чтобы сформировать состав Политбюро по своему усмотрению, не обращая внимания на существующие неформальные традиции.

Выступление Си Цзиньпина

В первый день съезда на нем выступил председатель партии Си Цзиньпин. В своей речи он рассказал о 14-ти основополагающих принципах, по которым в ближайшие пять лет будет развиваться китайский социализм. Помимо традиционных пунктов об основополагающей роли партии и работе на благо простого народа и на достижение ценностей социализма, в число основных приоритетов Китая на следующие годы попали укрепление принципов правового государства, охрана окружающей среды, глобальная интеграция и сохранение концепции «одна страна, две системы».

В своей речи председатель КНР подчеркнул, что к настоящему моменту в стране удалось в целом построить среднезажиточное общество – первоначально эта цель ставилась на 2020 год, теперь же до этого времени планируется завершить этот процесс полностью. Дальнейшее развитие Китая в первой половине XXI века Си Цзиньпин разделяет на два этапа: с 2020 по 2035 год по мере проведения социалистической модернизации Китай поднимется «до уровня стран-лидеров инновационного типа». С 2035 по 2050 год Китай должен превратиться «в богатую и могущественную державу».

«У нас есть своя, китайская мечта – быть великой современной социалистической страной. Китай приближается к тому, чтобы стать центром мировой сцены. К 2050 году мы станем глобальным лидером по общей силе нации и международному влиянию», – заявил Си Цзиньпин.

Он также пообещал, что в ближайшие пять лет будет принят целый ряд реформ, который облегчит доступ на внутрикитайский рынок иностранным инвесторам. Одновременно Китай модернизирует собственные методы инвестиции в экономику других стран и оптимизирует систему управления госсектором, чтобы сделать принадлежащие государству предприятия более востребованными на мировых рынках. Председатель КНР также заявил, что Китай, находящийся на лидирующих позициях по вредным выбросам в атмосферу, намерен активизировать борьбу с глобальными изменениями климата.

Говоря о передовых технологиях, Си Цзиньпин, в первую очередь, упомянул о разработке госпрограмм, которые помогут Китаю уже в ближайшие годы стать мировым лидером в сфере фундаментальных научных исследований, аэрокосмичееских технологий и интернета. При этом власти намерены еще более усилить регулирование интернета и в перспективе создать систему «тотального контроля», чтобы «обеспечить чистоту и свет глобальной сети» .

PS. У американцев очевидно будет свое мнение на сей счет, но тут скорее вопрос, смогут ли они эффективно вставлять палки в колеса китайцам.
Но в любом случае, китайцы уже особо и не скрывают, что глобальная конкуреция за мировое лидерство будет обострятся, что вызвано как усилением самого Китая, так и ослаблением США. Стороны постепенно сближаются и в том или ином виде столкновение произойдет, ибо глобальное лидерство еще никто не получал без суровой борьбы.

Раз в пять лет коммунистическая партия Китая проводит Всекитайский съезд, где принимаются два ключевых решения: кто будет руководить Китаем в течение следующих пяти лет, и по какому пути развития будут следовать эти руководители. Недавно завершившийся XIX съезд КПК принял не только эти важные решения, но и ряд других.

Помимо избрания нового Постоянного комитета Политбюро, XIX съезд партии переизбрал председателя КНР Си Цзиньпина руководителем КПК и включил названную в его честь идеологию — «Идеи Си Цзиньпина» — в партийный устав. Съезд также утвердил программу будущего развития страны до 2050 года, в которой нашли отражение перемены, произошедшие в Китае благодаря экономическим реформам и открытию страны.

На XIII съезде КПК в октябре 1987 года руководство Китая провозгласило, что «основным противоречием» в стране является противоречие между «ростом материальных и культурных потребностей народа и отсталостью общественного производства». Иными словами, главная задача заключалась в производстве достаточного количества еды, одежды и книг для всех китайцев.

Тридцать лет спустя основным противоречием в Китае стало противоречие между «растущими потребностями в повышенном качестве жизни и недостаточным и несбалансированным экономическим развитием». В своём обращении к XIX съезду партии Си Цзиньпин объявил, что, поскольку Китай в целом может обеспечить базовые потребности народа, целью теперь должно стать повышение качества его жизни.

В связи с этим, XIX съезд начертил новую дорожную карту, опираясь на «цели двух столетних юбилеев», поставленные ещё на XVIII съезде. Первая столетняя цель — построить «среднезажиточное общество» («сяо-кан») к 2021 году, то есть к столетней годовщине основания КПК. Суть в том, чтобы обеспечить массовое процветание и практически ликвидировать бедность.

Вторая столетняя цель — превратить Китай в «полностью развитую и передовую страну» к 2049 году, то есть к столетнему юбилею основания Народной республики. План, утверждённый съездом, заключается в том, чтобы сделать Китай процветающим, цивилизованным, гармоничным и современным социалистическим обществом с качественным государственным управлением. Такой Китай станет ведущей мировой державой, занимающей высокое место среди стран с развитой экономикой.

Контекст

Четверть триллиона долларов на встрече Си и Трампа

Жэньминь жибао 10.11.2017

Доложили расстановку: как Си Цзиньпин превратил политбюро в свой двор

Carnegie Moscow Center 29.10.2017

Западный мир и его слабые лидеры

El Pais 26.10.2017

Си Цзиньпин - Мао 2.0

The Guardian 25.10.2017

Речь Си Цзиньпина на партийном съезде

Time 18.10.2017

XIX съезд партии отчасти уже разметил путь между этими двумя столетними целями: как только будет достигнута первая цель, задачей страны станет модернизация китайского общества к 2035 году. Модернизированный Китай превратится в мирового лидера в сфере инноваций, это будет страна с чистой природой, с массовым средним классом и со значительно сократившимся разрывом между городом и селом в темпах экономического роста, качестве государственных услуг и стандартах жизни.

Для достижения этих целей, в первую очередь, необходимо, чтобы руководство Китая понимало, на каком этапе сейчас находится процесс развития страны. В этом смысле позитивным является признание китайскими лидерами на последнем съезде партии того факта, что Китай сейчас находится — и будет находиться — на первом этапе социализма. Это означает, что Китай обязан ставить перед собой задачи, прежде всего, экономического развития в расчёте на то, что экономический рост позволить решить проблемы страны.

В связи с этим, высшее китайское руководство пообещало продолжить проведение структурных реформ и либерализации экономики. Эта работа опирается на решения, принятые в 2013 году на Третьем пленуме Центрального комитета КПК 18-го созыва, согласно которым рынку должна быть предоставлена «решающая роль» в распределении ресурсов.

Как указывалось на XIX съезде партии, для выполнения этих решений Китаю будет необходимо защищать права частной собственности и предпринимательство. Это очень важно, поскольку частный сектор обеспечивает более 60% ВВП Китая, 50% налогов страны, 70% её технологических и продуктовых инноваций, а также 80% рабочих мест, хотя при этом он потребляет менее 40% ресурсов.

В том, что касается либерализации, Китай обязуется проводить политику дальнейшего открытия рынков для торговли и иностранных инвестиций, защищая при этом законные права и интересы иностранных инвесторов. В рамках этой работы правительство начинает создавать новые зоны свободной торговли и изучает возможность открытия портов свободной торговли в некоторых регионах.

Считается, что Китай может достигнуть цели превращения в страну с высоким уровнем доходов к 2035 году. Однако для этого стране придётся поддерживать темпы роста производительности труда на уровне, как минимум, 5% в год в течение ближайших 15-20 лет. Такой результат будет зависеть от успешного повышения темпов урбанизации и ускорения технологического прогресса.

Ключом к успеху станет такое руководство страны, которое способно эффективно адаптироваться к изменению внутренних и внешних условий и справляться с рисками, накопленными за несколько минувших десятилетий. Например, ему придётся заняться проблемой роста неравенства в доходах, вызванным, главным образом, огромной разницей в доходах в городе и на селе, хотя разница в доходах жителей городов также растёт. В 2014 году размер подушевого дохода 5% самых богатых домохозяйств составил 53300 юаней ($8024), а доход 5% самых бедных домохозяйств равнялся всего лишь 1600 юаням.

По данным опросов Центра исследований финансового состояния китайских домохозяйств (CHFS), коэффициент Джини в Китае, а это наиболее общепринятый индикатор неравенства, вырос с 0,238 в 1983 году до 0,491 в 2008 году. В 2010 году он достиг рекордного уровня 0,61, а в 2012 году составил 0,60 (это намного выше официальных цифр — 0,481 и 0,474 соответственно). В 2016 году коэффициент Джини упал до 0,465, однако эта цифра по-прежнему выше уровня, наблюдаемого в крупных развитых странах — 0,24-0,36.

Китай сталкивается и с проблемой роста неравенства в распределении богатства. В 1988 и 1995 годах коэффициент Джини, показывающий неравенство богатства между домохозяйствами, равнялся всего лишь 0,34 и 0,4 соответственно. Но он рос, достигнув пика в 2010 году — 0,739. В 2014 году беднейшие 25% домохозяйств владели менее 2% совокупного богатства страны, в то время как 1% самых богатых — одной третью.

Если Китай не сможет обуздать неравенство, это негативно повлияет на долгосрочный рост экономики. Однако благодаря чёткому плану развития и сильному лидеру, чьё политическое могущество гарантирует продолжение реформ, Китай хорошо позиционирован для решения стоящих перед ним проблем и продолжения беспрецедентных экономических успехов.

Впрочем, даже если страна и достигнет своих целей в 2050 году, её проблемы не закончатся: китайскому руководству придётся иметь дело со стареющим населением. Согласно пересмотренным в 2017 году «Прогнозам численности мирового населения» ООН, к 2050 году 36,5% населения Китая будет старше 60 лет. Медианный возраст может увеличиться до 49,6 лет; это близко к японскому уровню 53,3 года и выше, чем в Швеции, Великобритании, Евросоюзе и США. Этот факт подчёркивает, насколько важно китайскому руководству принимать правильные решения, поставив страну на стабильный фундамент к 2050 году.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стратегия развития энергетики Китая является частью стратегии развития китайской экономики и направлена на решение основной задачи - обеспечения запланированных параметров развития экономики.

Экспортная ориентация производства и создание благоприятного инвестиционного климата позволили китайской экономике, развивавшейся последние три десятилетия со среднегодовыми темпами прироста ВВП в 9,9 %, превзойти японскую экономику и выйти на второе место в мире после США. По предварительным данным за 2011 г., темпы роста экономики КНР составили 10,3 %, объем ВВП - почти 6,1 трлн. долл. (для сравнения: рост ВВП в России составил 4,0%, достигнув пример- но 1,3 трлн. долл.). Представим динамику изменения ВВП Китая в 2004-2011 г..

Вклад в ВВП по секторам за указанный период распределился следующим образом: объем добавленной стоимости продукции, созданной в первичном производстве, составил 4049,7 млрд. юаней (рост на 4,3 %); во вторичном производстве (обрабатывающая промышленность, строительство и производство энергии) - 18 648,1 млрд. юаней (рост на 12,2 %); в третичном производстве (сфера услуг) - 17 100,5 млрд. юаней (рост на 9,5 %). То есть, как это видно из приведенных данных, наибольший рост происходил в секторе обрабатывающей промышленности, строительства и энергетики, в то время как наименьший рост характерен для добывающих отраслей. Из этого можно сделать вывод, что Китай по-прежнему делает ставку на рост обрабатывающей промышленности, преимущественно высокотехнологичной.

Основой роста экономики Китая является прирост инвестиций. Общие капиталовложения в основные фонды Китая возросли в 2010 г. на 23,8 % по сравнению с 2009 г. При некотором снижении темпов роста инвестиций значительно улучшилась их структура. Реальный их рост по итогам года (после вычета ценовой составляющей) составил 19,5%.

Производство промышленной продукции в КНР в 2011г. увеличилось по сравнению с 2010 г. на 4,7 %. Интересно, что объем добавленной стоимости продукции ведущих промышленных предприятий вырос для госпредприятий и государственных холдингов на 13,7 %, для коллективных предприятий - на 9,4 %, для акционированных - на 16,8 %, для предприятий с участием иностранного капитала и капитала САР, Макао (Аомэня) и Тайваня - на 14,5 %. Эти данные подтверждают тезис, что государственные предприятия могут быть не менее эффективны, чем частные предприятия - проблема в эффективности управления предприятием, а форма собственности вторична. Столь быстрый рост экономики Китая во многом обусловливает и развитие топливно-энергетического комплекса, а также направленность и интенсивность внешнеэкономических связей в этой сфере, в определенной степени регламентируемых энергетической стратегией страны.

Энергетическая стратегия определяет темпы роста потребления энергии, а также структуру энергетического баланса - доли производства и потребления различных видов энергии, а также доли энергии, произведенной в Китае и импортированной. Анализ показывает, что стратегия включает в себя разработку соответствующих целевых показателей для трех временных горизонтов: рамочная стратегия развития энергетики на период до 2050 г.; долгосрочная программа развития основных отраслей энергетики на период до 2030 г.; детальная программа на 12-ю пятилетку (2011 - 2015 гг.).

Разработка стратегии развития энергетики на период до 2050 г. координируется Государственным комитетом по развитию и реформе (ГКРР) КНР. Институт энергетики (China Energy Research Institution) разработал количественную модель - Integrated Policy Assessment Model of China (IPAC), непосредственно используемую при сценарных расчетах развития энергетики Китая и состоящую из трех блоков: экономический блок: содержит модель экономики Китая, в которой более детально описаны энергоемкие секторы; технологический блок: включает более 40 секторов и свыше 600 технологий, существующих и перспективных, а также "дорожную карту" реализации этих технологий; эмиссионный блок: позволяет моделировать влияние эмиссии парниковых газов. китай энергетика стратегический прогнозирование

Прогнозирование развития энергетики Китая на период до 2050 г. носит сценарный характер и осуществляется в соответствии со сценариями, учитывающими основные возможные пути развития экономики Китая.

В рамках прогнозирования рассматривается четыре сценария:

действующий (business as usual, BAU). На наш взгляд, его можно назвать инерционным, поскольку в рамках данного сценария предполагается сохранение тенденций, действовавших в докризисный период, т.е. высокие темпы роста экономики и отсутствие реальной политики по предотвращению изменения климата за счет снижения выбросов;

низкокарбоновый (high GDP low carbon scenario, HLC). Предусматривает: высокие темпы роста экономики; реализацию политики национальной энергетической безопасности (развитие собственной энергетической базы, в том числе на основе разведки и разработки месторождений нефти и газа, диверсификации импорта первичных энергоносителей); усиление активности по охране окружающей среды, изменение режима экономического развития и режима потребления (с точки зрения рационализации структуры потребления), широкое использование новых технологий. Мероприятия по контролю эмиссии парниковых газов выполняются Китаем в одностороннем режиме; ?

ужесточенный низкокарбоновый ((high GDP enhanced low carbon, HELC). Отличие от низкокарбонового режима состоит в том, что мероприятия по предотвращению изменения климата осуществляются в рамках глобальной политики, в кооперации с другими странами. В этом сценарии Китай может пойти на большие ограничения в эмиссии парниковых газов, активнее инвестировать в новые технологии, такие как улавливание и хранение углерода (Carbon Capture and Storage, CCS);

ослабленный низкокарбоновый (low GDP low carbon scenario, LLC). Предусматривает более низкие темпы экономического роста, которые будут ограничивать применение мер по предотвращению изменения климата.

Представим прогноз спроса на энергию в Китае на период до 2050 г. в соответствии с различными сценариями. В качестве примера покажем динамику потребления энергии и структуру энергобаланса на период 2020 - 2050 гг. в соответствии с двумя сценариями - "действующим" и "ужесточенным низкокарбоновым". При сохранении использования угля практически на уровне 2020 г. его доля в топливно-энергетическом балансе сократится с 62 % до 42 % в 2050 г. В то же время интенсивный рост предполагается за счет нефти (абсолютное увеличение в 1,67 раза), газа (увеличение в 2,47 раза) и особенно для ядерной энергии (в 6,6 раза). При этом доля энергии, вырабатываемой на АЭС, возрастет к 2050 г. практически до 9 % при величине данного показателя в 2020 г. в 1,9 %.

Развитие энергетики по низкокарбоновому сценарию предполагает сокращение доли угля и нефти в топливно-энергетическом балансе. Если суммарная доля угля и нефти в 2020 г. составит примерно 77 %, то к 2050 г. эта величина сократится до 57 %. Долгосрочные программы развития отраслей энергетики до 2030 г., так же, как и рамочная стратегия до 2050 г., базируются в основном на макроэкономических моделях. Ниже в качестве примера приведена программа по природному газу, разработанная в научно-исследовательском центре Китайской национальной нефтегазовой корпорации.

При прогнозировании использовалось три сценария, охарактеризованных ниже. На рис. 2 показан прогноз спроса на природный газ в соответствии с различными сценариями - базовым (reference scenario), при высоких темпах роста потребления газа (high growth scenario), при низких темпах роста потребления газа(low growth scenario).

Главным энергетическим управлением (ГЭУ) КНР поставлена задача сохранять добычу нефти в 2011 - 2015 гг. на уровне 200 млн. т, с этой целью принято решение интенсифицировать поисково-разведочные работы. Добыча угля будет ограничена уровнем 3600 млн. т. В электроэнергетике суммарные генерирующие мощности достигнут в 2015 г. 1440 ГВт, в 2015 г. - 1760 ГВт (по состоянию на конец 2011г. они составляли 950 ГВт). Мощность ветровых электростанций к 2015 г. планируется увеличить до 55 млн. кВт. Крупные ветровые электроэнергетические комплексы в 12-й пятилетке будут построены в провинциях Ганьсу, Внутренняя Монголия, Цзилинь, Цзянсу, Хэбэй, Шаньдун, Чжэцзян, Фуцзянь, СУАР и г. Шанхае. Производство энергии без использования горючих ископаемых составит 11,4 % от общего объема потребления первичной энергии в 2015 г. и 15 % в 2020 г. В 2010 г. добыча природного газа (ПГ) в Китае составила 94,464 млрд. м3, импорт - 16,716 млрд. м3, в том числе импорт сжиженного природного газа (СПГ) - 13, 093 млрд. м3, импорт трубопроводного природного газа (ТПГ) из Туркмении - 3,618 млрд. м3, экспорт ТПГ (в Гонконг и Макао) - 4,074 млрд. м3, чистый импорт - 12,642 млрд. м3, чистое потребление - 107,106 млрд. м3.

Ожидаемый уровень добычи природного газа в 2015 г. - 170 млрд. м3. Добыча метана угольных пластов (МУП) в 2015 г. должна составить 20 млрд. м3, еще 30 млрд. м3 будет получено за счет проектов газификации углей. Объем импорта природного газа к 2015 г. увеличится до 90 млрд. м3. Таким образом, доля импорта в обеспечении потребности в природном газе в 2015 г. составит примерно 25 %

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация природных источников энергии. Анализ динамики мирового потребления энергоносителей. Проблемы и перспективы развития энергетики Китая. Пути повышения конкурентоспособности КНР в сфере международной торговли топливно-энергетическими ресурсами.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2017

    Общая характеристика современной китайской экономики. Аналитический обзор состояния государственных финансов Китая, тенденции развития ВВП, торговый баланс на период 2007-2008 гг. Меры борьбы с кризисом. Долгосрочная стратегия развития экономики страны.

    доклад , добавлен 27.01.2012

    Общая характеристика китайской модели экономики. Основные направления экономического развития. Проблемы результаты экономических реформ в Китае. Свободные экономические зоны (СЭЗ) Китая. Сотрудничество Китая и Росси: развитие, проблемы и перспективы.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2008

    Общая характеристика и особенности экономики Китая. Характеристика международной торговли. Нынешний этап и перспективы развития внешней торговли КНР. Основные статьи экспорта и импорта страны. Причины высоких поступлений иностранных инвестиций в КНР.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2010

    Экономико-географическое расположение Китая, краткая история его развития и экономического становления. Современное состояние экономики Китая. Основные тенденции внешнеэкономической деятельности государства. Состояние внешнеэкономических связей с Россией.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2014

    Развитие энергетического рынка Китая. Анализ угольной промышленности. Анализ угольной промышленности, газовой отрасли, возобновляемых источников энергии. Энергетическая политика Китая. Проблемы и перспективы развития энергетического рынка Китая.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2017

    Роль СЭЗ в экономике Китая и степень его вовлеченности в международные финансовые отношения. Сотрудничество Китая и России. Тенденции развития экономики Китая, и её роль в мирохозяйственных связях. Экономические реформы Китая. Экспортная валютная выручка.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2009

    Условия, факторы, а также основные направления экономических реформ в Китае. Роль прямых иностранных инвестиций в китайской экономике. Белорусско-китайские торговые связи. Тенденции и перспективы развития внешнеторговых связей Республики Беларусь и КНР.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2012

    Анализ экономики Китая, его основных показателей развития. Расчёт тенденций демографического роста, изменения и структуры ВВП, динамики показателей внешней торговли. Участие Китая в процессах миграции рабочей силы, членство в международных организациях.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Анализ основных макроэкономических показателей, промышленного производства. Динамика инфляции и безработицы. Анализ внешней торговли. Участие страны в международном движении капитала. Основные проблемы и перспективы развития Китая в современных условиях.

2018-й - знаменательный год для Китая. Ровно 40 лет назад, в декабре 1978 года, выступая на 3-м пленуме ЦК КПК XI созыва, Дэн Сяопин поставил Китай на путь реформ.

Китайское руководство отказалось от жесткой модели строительства социализма и объявило новую политику реформ и открытости. Началась всеобъемлющая модернизация страны. Спустя 40 лет Китай встал у руля мировой экономики, воплотив собой мечту о социализме - социализме с китайской спецификой.

Китай, который в те времена являлся на 90% аграрной страной, отчаянно нуждался в модернизации. Поэтому основная цель реформаторов заключалась в создании прибавочной стоимости, достаточной для финансирования модернизации китайской экономики. Курс "четырех модернизаций" Дэн Сяопина был ориентирован на преобразования в четырех областях - сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике на основе "четырех основных принципов": социалистический путь развития, демократическая диктатура народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм. Первоначальной задачей стало решение проблемы мотивации рабочих и крестьян.

Китайские экономические реформы состояли из нескольких этапов.

Первый этап (декабрь 1978 года - сентябрь 1984 года): выдвинут лозунг "Плановая экономика - основа. Рыночное регулирование - дополнение". Основное внимание уделялось деревне, в городе проводились эксперименты по расширению хозяйственной деятельности предприятий, создавались специальные экономические зоны (СЭЗ). Государственное регулирование экономики было сокращено, коммуны-колхозы были ликвидированы и землю вернули крестьянам.

Второй этап (октябрь 1984 года - декабрь 1991 года): развертывание реформ под лозунгом "Плановая товарная экономика". Центр тяжести переместился из деревни в город, государственные предприятия стали основным звеном реформ, при этом приоритетное внимание уделялось ценам. Реформы стали постепенно распространяться на социальную сферу, науку, технику и образование.

Третий этап (1992-2002 годы): под лозунгом "Социалистическая рыночная экономика" начала формироваться новая экономическая система, направленная на дальнейшее расширение и развитие рынка, создание управления предприятиями, а также формирование макрорегулирования и контроля со стороны государства.

С 2003 года начался четвертый этап реформ , который на 3-м пленуме ЦК КПК XVI созыва был обозначен как "Этап совершенствования социалистической рыночной экономики".

Для того чтобы оценить эффективность реформ и открытости необходимо рассматривать такие критерии, как развитие производства, рост совокупной мощи социалистического государства и рост уровня жизни населения.

Сегодня благодаря политике реформ и открытости Китай является второй по величине экономикой в мире, крупнейшей страной по объему золотовалютных резервов, ведущим индустриальным и торговым субъектом, гарантом стабильности и роста мировой экономики. Им написана "самая успешная история борьбы с нищетой". 40 лет реформ и открытости позволили китайскому народу достигнуть уровня сяокан (средняя зажиточность). В век высоких технологий и цифровизации Китай переживает бурное развитие электронной промышленности и стоит в авангарде индустриальной революции. Страна активно наращивает торгово-экономические отношения со своими стратегическими партнерами, придерживается взвешенного внешнеполитического курса, следует в ногу со временем и меняется согласно современным тенденциям развития.

Социализм с китайской спецификой

Благодаря многолетним экспериментам Китай смог построить эффективную рыночную экономику, сохранив при этом значительную долю регулирования со стороны государства. Исходя из реалий страны, руководство поощряло частное предпринимательство в организации производства (нередко диктуя их параметры), регулировало поток инвестиций с помощью административных рычагов и кредитно-налоговой политики, одновременно стимулировало и сдерживало процесс "открытости" в разных регионах Поднебесной, контролировало спрос и либерализацию цен, обеспечивало социальные интересы трудящихся, улучшало качество жизни китайского народа. Достижение социального прогресса и по сей день ставится во главу угла экономических реформ Китая.

Успехи четырех десятилетий непрерывного прогресса позволили Китаю поставить перед собой новую цель - к 2050 году Коммунистическая партия Китая намерена превратить Поднебесную в супердержаву, современную социалистическую страну, процветающую, сильную, демократическую, культурно развитую, гармоничную и красивую. На XIX съезде ЦК КПК (2017 г.) председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул идею о социализме с китайской спецификой в новую эпоху, дополняющую прежние концепции социализма с китайской спецификой.

Си Цзиньпин призвал народ Китая строить социализм с китайской спецификой в соответствии с возможностями и вызовами новой эпохи. "Политика реформ и открытости Китая соответствовала историческим требованиям китайского народа к развитию, инновациям и лучшей жизни, совпадала с веянием времени в стремлении народов всех стран к развитию, сотрудничеству и мирной жизни", - говорит Си Цзиньпин. Теперь же необходимо устремить взор в будущее. В первую очередь речь идет об укреплении мощи Китая: экономической, производственной, интеллектуальной. Во-вторых, необходимо обеспечить "всеобщее процветание". Предполагается, что к 2035 году Китаю удастся если не преодолеть, то хотя бы минимизировать разрыв в региональном развитии, неравенство между городом и деревней, сбалансировать уровень жизни населения. А до 2050 года Китай намерен искоренить неравенство между богатыми и бедными и достичь "всеобщего процветания". В-третьих, исторической миссией Коммунистической партии Китая является возрождение китайской нации. К 2050 году Китай должен стать социалистической культурной державой. Китайская цивилизация будет крепнуть, а влияние ее мягкой силы - расти. И, наконец, в-четвертых, Китай призван играть ведущую роль на мировой арене и вносить весомый вклад в процветание всего человечества. Открытость внешнему миру определила судьбу современного Китая: крупнейший двигатель экономического роста, торговли и производства, источник инвестиций, лидер в области инноваций, развития науки, достижения научно-технического прогресса, мировой новатор в области производства экологически чистой энергии и развития зеленых технологий.

Экономическое развитие

Китай обладает самым значительным демографическим потенциалом - на территории, равной 7,1% площади всего Земного шара, проживает 18,6% населения планеты. Суммарный объем ВВП Китая на сегодняшний день составляет около 23 процентов, что делает его второй (после США) экономикой в мире. Последние несколько лет Китай стабильно удерживает рост ВВП на уровне 6-7% в год. В прошлом году инфляция составила 4,1%. Высокий вклад потребления в рост ВВП (более 64%) в Китае расценивают как свидетельство улучшения структуры экономики. Объем прямых иностранных инвестиций в Китай в 2017 году составил 168 миллиардов долларов США (больше только у самих США - 287 миллиардов). Удельный вес Китая в мировом товарном экспорте составляет более 13 процентов, в то время как доля в мировом товарном импорте приближается к 10%. Уровень урбанизации превышает 57%. Китаю принадлежит 37% мировых запасов редкоземельных металлов, 1/3 мировых запасов угля, на его территории находятся залежи более 150 видов минеральных ресурсов. Китай называют "мировой фабрикой", он является крупнейшим в мире производителем большинства видов продукции тяжелой и легкой промышленности - от чугуна и стали до телевизоров и мобильных телефонов (из 10 крупнейших производителей мобильных телефонов 7 компаний принадлежит Китаю).

Следуя тенденциям мирового развития, Китай не остался в стороне и от процесса глобализации мировой экономики. Благодаря реструктуризации производства Китай активно встраивается в глобальные производственные цепочки. В 2001 году Китай вступил в ВТО, что позволило ему увеличить приток иностранных инвестиций, расширить объемы экспорта и поддерживать высокие темпы экономического роста в последующие годы. Всего этого Китай смог достичь благодаря постепенному наращиванию темпов реформ и открытости, как и завещал Дэн Сяопин - "переходить реку, нащупывая камни".

Во благо всего мира

Растущая мощь Китая оказывает влияние и на перераспределение полномочий в системе глобального управления. Армия Китая - одна из самых передовых в регионе, а по количеству миротворцев страна занимает первое место в мире среди постоянных членов Совета Безопасности ООН. При этом Китай предпочитает решать разногласия исключительно политико-дипломатическим путем. При его содействии активно развиваются институты и механизмы глобального управления - Китай планомерно увеличивает капиталовложения в Международный валютный фонд и Всемирный банк, развивает сотрудничество в рамках БРИКС.

Многолетний положительный опыт в модернизации собственной экономики Китай готов разделить с развивающимися странами. Помощь слаборазвитым экономикам с целью преодоления неравенства между Севером и Югом - такую задачу поставил перед страной Си Цзиньпин. Китай достиг внушительных успехов на пути ко "всеобщему процветанию" и готов всецело содействовать всеобщему развитию и прогрессу.

В рамках инициативы "Один пояс и один путь" Китай вложил в инфраструктурные проекты соседних стран немало трудовых, материальных и финансовых ресурсов. "Один пояс и один путь" - это настоящее проявление открытости. Инициатива затрагивает множество новых моделей финансового сотрудничества и предоставляет Китаю новые финансовые возможности. С его помощью во многих странах строятся производственные парки. Финансовую поддержку странам с развивающейся экономикой оказывают Новый банк развития БРИКС и созданный по инициативе Китая Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

Китай - уникальное явление в истории человечества. Он успешно строит социалистическую рыночную экономику. Оптимизация производства и распределения ресурсов за 40 лет реформ и открытости позволила обеспечить в отдельно взятой стране экономический и социальный прогресс и процветание. "Не важно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей" (т.е. важен реальный результат) - такой прагматичный подход позволил Дэн Сяопину стимулировать развитие китайской экономики. Поднебесная взяла уверенный курс на возрождение китайской нации, и повода сомневаться в том, что китайская мечта сбудется, ни у кого нет.

Генсек ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) Си Цзиньпин – политический и главный инноватор в КНР. Такое мнение в эфире китайского телеканала CGTN озвучил российский востоковед, профессор РУДН Юрий Тавровский. По его словам, до Цзиньпиня в Китае не было долгосрочного планирования, теперь же появилась программа развития до 2049 года. Эксперт считает, что российским властям стоит перенять опыт китайских коллег. Он сравнил развитие государства без дальнесрочного планирования с плаванием корабля в открытом море без маяка.

Тавровский убежден, что без КПК в Китае «не было бы таких успехов».

В Пекине 24 октября в Доме народных собраний завершился 19-й Съезд Компартии. В Устав КПК внесли идею Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи. Китайский лидер выступил с докладом о деятельности партии за предшествующие пять лет под названием «Добиться решающей победы в построении общества среднего достатка, одержать великую победу социализма с китайской спецификой в новую эпоху». Съезд доклад одобрил. Цзиньпиня поставили в один ряд с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопинем.

«Мысль Си Цзиньпина о социализме с китайскими особенностями в новую эпоху основывается и продолжает обогащать марксизм-ленинизм, мысль Мао Цзэдуна, теорию Дэн Сяопина, теорию трех представительств* и научный взгляд на развитие. Она представляет собой последнее достижение в адаптации марксизма к китайскому контексту и инкапсулирует практический опыт и коллективную мудрость нашей партии и народа. Это важный компонент теории социализма с китайской спецификой и руководство к действию для всех наших членов и всего китайского народа, когда мы стремимся к достижению национального омоложения. Эту мысль следует придерживаться и неуклонно развивать на долгосрочной основе», – говорится в тексте резолюции Съезда.

Согласно тексту документа, период развития Китая до 2050 года поделен на два этапа: с 2020 по 2035 год ЦК КПК планирует создать силами «умеренно процветающего общества» фундамент; следующие 15 лет напряженной работы, опираясь на результаты модернизации, китайское общество будет строить современный и социалистический Китай. Уделяется внимание экологии – Китай будут строить красивым и зеленым, а также национальной безопасности, со ссылкой на мысли Си Цзиньпина.

«В нашей партии абсолютно каждый из нас должен всегда быть наравне с народом, разделять общее будущее и оставаться по-настоящему связанными с ними (людьми – прим. авт.). Стремление людей жить лучшей жизнью всегда должно быть в центре наших усилий. Мы должны продолжать решительно стремиться к великой цели национального омоложения», – сказал он.

Компартия Китая основана в июле 1921 года. В настоящее время в партию входят более 89 миллионов человек, или 6% населения КНР. Высший управляющий орган – Съезд, который проводится один раз в пять лет. В работе съезда в 2017 году приняли участие 2280 делегатов, отобранных из числа членов первичных организаций. Съезд избирает ЦК КПК, Центральную комиссию по проверке дисциплины, высших должностных лиц страны, меняет Устав партии. Одно лицо не может занимать одну должность более двух пятилетних сроков.

В Российском институте стратегических исследований считают, что 19-й Съезд ЦК КПК ориентирует страну для достижения китайской мечты, возрождение нации или нации Чжунхуа. Руководитель Центра Азии и АТР РИСИ Константин КОКАРЕВ объяснил, что в докладе поставлена задача привлечь население к управлению государством. Во всех начинаниях китайские власти должны опираться на поддержку широких народных масс. При этом руководство Компартией – незыблемо и неизменно.

«Сейчас мы видим подтверждение того, что эти идеи вошли в устав Коммунистической партии как идеи Си Цзиньпина», – сказал Кокарев.

Персонификация идеи – впервые со времен Мао Цзэдуна – говорит об авторитете Си Цзиньпина, его «возможности контролировать и организовывать всю ту колоссальную работу, которую предстоит делать в интересах реализации «Стратегического плана развития…», считает Кокарев.

«Съезд декларирует намерение Компартии Китая дальше проводить политику строгого управления. Это означает последовательную работу по дальнейшему укреплению партийной дисциплины и принятию решительных мер к пресечению её возможных нарушений», – сказал он.

Кокарев рассказал о «Стратегическом плане социализма с китайской спецификой для новой эпохи (или новой эпохи)». Он включает в себя 14 пунктов, которые и были озвучены в докладе Цзиньпина. Следующее, после непререкаемости руководства КПК и поддержки населения, – это общие подходы к реформе.

«Они включают в себя целый ряд позиций. И креативность, научность, и открытость, и так называемая «общая выгода» при реализации тех или иных проектов. Особый акцент делается и на так называемом «зеленом» подходе к реализации экономических проектов. Кроме этого, в плане предусмотрены определенные движения в сторону совершенствования политической системы и политического режима в Китае. Но неотъемлемым и обязательным положением в этом ключе является следование необходимости всемерного развития социализма именно с китайской спецификой», – сказал Кокарев.

Социализм с китайской спецификой новой эпохи – новация Цзиньпина, тезис вошел в резолюцию ЦК и другие материалы Съезда как «идеи Си Цзиньпина».

*тройное представительство, теория трех представительств – теория, выдвинутая в 2002 году на 16-м съезде КПК генсеком ЦК Цзян Цзэминем. Компартия в его видении должна представлять интересы широких слоев трудового населения: передовых производительных сил, китайской культуры, коренные интересы населения. В результате в Компартию смогли вступать представители среднего и крупного бизнеса.