Меню Рубрики

Предупреждают ли ип о внеплановых проверках налоговой. Налоговая проверка индивидуальных предпринимателей: особенности проведения. Правила проверки в инспекции

Проверки ИП стали настоящей головной болью не только для самих предпринимателей, но и для чиновников. Многие коммерсанты вынуждены закрыться, не выдержав чрезмерной активности ревизоров и штрафных санкций. При этом власть говорит о росте экономики как раз за счет развития малого и среднего бизнеса. Действительно, в последнее время очень много было сделано для того, чтобы снизить «проверочные нагрузки» на предпринимателей. Хотя ситуация еще очень далека от идеальной.

Первое предупреждение

В 2014 году Владимир Путин дал поручение Правительству РФ снизить административные штрафы для субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ). Это произошло после совещания в Самарской области, где исполнительный директор Ассоциации предпринимателей городского округа Сызрань Нина Енщикова попросила президента вмешаться в ситуацию с административными штрафами, которые накладываются на малый и микробизнес. По ее словам, равный размер административных штрафов для крупных корпораций и мелких компаний имеет разные последствия. Также она попросила проанализировать возможность введения в КоАП понятия «предупреждение».

Нина Енщикова: «Если для крупного бизнеса это, конечно, накладно, но не столь плачевно, то для предприятий малого бизнеса это порой становится смертельным. Вместо того чтобы направить эти средства на развитие производства, выплачиваются штрафы, и после выплаты штрафа предприятия закрываются, и у нас есть такие примеры. Поэтому мы просили бы ввести в Кодекс административных правонарушений дифференциацию уровня штрафов вот именно в зависимости от того, к какой группе относится предприятие».

Президент дал слово своему помощнику по вопросам улучшения предпринимательского климата Андрею Белоусову, который пояснил, что «поручение нужно сформулировать в адрес Минэкономразвития». Так вот, по прошествии почти двух лет ведомство выполнило поручение.

В феврале 2016 года Минэкономразвития предложило на общественное обсуждение проект о внесении поправок в КоАП. В нем прописано применение предупреждения вместо штрафа для добросовестных предпринимателей, впервые допустивших правонарушение.

В 2016 году Минэкономразвития предложило применить предупреждение вместо штрафа для предпринимателей, которые впервые допустили правонарушение.

Нужно отметить, что в январе 2016 года начались «проверочные каникулы» для малого и среднего бизнеса. Предприниматели такого рода вообще исключены из сводного плана проверок всех ведомств. Ранее список предпринимателей, подлежащих плановым проверкам, формировался и публиковался на сайтах региональных прокуратур. Периодичность контрольных мероприятий – один раз в три года. Новые ИП и компании подвергались ревизии только спустя три года после .

Предприниматели, находящиеся на «проверочных каникулах», могут быть проверены 1 раз в 3 года.

По данным «Российской газеты», на «проверочные каникулы» не уйдут злостные нарушители, компании, работающие в сферах образования, медицины и социального обслуживания. Кроме этого, в список не вошли аудиторские организации, управляющие компании многоквартирных домов и организации, работающие с гостайной. Предприниматели также не освобождаются от и ревизии на предмет во внебюджетные государственные фонды. Неизменным останется надзор в сфере пожарной, экологической, промышленной, радиационной безопасности объектов первого и второго классов опасности. Речь идет только о плановых проверках, но это еще не весь их спектр. К нему мы вернемся чуть позже.

В законопроекте нет ни слова о снижении или дифференцировании штрафов. Есть и еще одна плохая новость: штрафы, согласно новой версии, могут значительно увеличиться.

В своем докладе по итогам 2015 года уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов привел следующие цифры: на контрольно-надзорных функциях государство теряет до 1,8% ВВП.

Проверка проверке рознь

В реалиях российского бизнеса существуют плановые и внеплановые проверки. И если на первые наложен запрет, то от вторых государство отказываться не намерено. Поэтому ждать ревизора можно всегда. Основания, виды, сроки и правила для внеплановых проверок регулируются в ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ .

Аудиторская проверка контролирующих органов может быть выездной или документальной. В первом случае контролеры приедут к вам для того, чтобы изъять все, что имеет отношение к делу (а зачастую забирают то, что найдут). Второй случай мягче – вас просто попросят привести документы в надзорный орган.

Кстати, изменения в КоАП по поводу предупреждения еще не внесены. Планируемый срок начала действия закона – июль 2017 года. Выводы, думаем, понятны.

Эксперт юридического сервиса 48Prav.ru Павел Самсонов: «В нашей практике был случай, когда конкурирующее предприятие сообщило в органы по охране труда о нарушении трудового законодательства. Произошла внеплановая проверка, и предприятие было закрыто на 90 дней для устранения нарушений. От таких ситуаций ни один закон не сможет защитить».

Президент межрегиональной общественной организации поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди» Ольга Косец: «Штрафы при проверках индивидуальных предпринимателей начинаются с 40 тысяч рублей, а обществ с ограниченной ответственностью – с 4 миллионов».

Кто может проверить ИП? По данным «Опоры России» , лидерами по государственным проверкам являются , МЧС, Роструд, реже проводят ревизию деятельности бизнеса , Россельхознадзор, Ространснадзор и Росздравнадзор.

Основания для внеплановой проверки

1. Истечение срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных распоряжений и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

2. Поступление в органы государственного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, местного самоуправления, из СМИ о следующих фактах:

  • возникновение угрозы жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей.

3. Приказ руководителя органа государственного контроля на основании требования прокурора, по поступившим материалам и обращениям.

Лидерами по государственным проверкам являются Роспотребнадзор, МЧС и Роструд.

Что могут найти?

Для того чтобы не нарваться на штрафные санкции, да и вообще избежать проверки, ваша деятельность должна быть безупречна с точки зрения закона. Основной документ, который используют при проверке контролирующие органы, – глава 14 Кодекса об административных правонарушениях . Мы советуем очень внимательно изучить этот документ. В нем содержится 61 вид правонарушений, за которые вас могут оштрафовать. Также не стоит нарушать Уголовный кодекс. За уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ) можно получить до 6 лет лишения свободы.

Самыми «популярными» административными нарушениями являются осуществление предпринимательской деятельности без регистрации (ст. 14.1 КоАП), несоблюдение требований по производству, обороту, продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16 КоАП). Если ваш кассовый аппарат еще не прошел в налоговой инспекции, гоните саму мысль о начале торговли спиртным без соответствующей лицензии.

Для того чтобы не нарваться на штрафные санкции, да и вообще избежать проверки, ваша деятельность должна быть безупречна с точки зрения закона.

Стоит помнить, что не все проверки оканчиваются штрафами. Контролеры тоже люди, они могут ошибиться или просто не обладать достаточным профессионализмом или знанием законов. Человеческий фактор в этой сфере не исключен. В наших статьях мы расскажем, если к вам пришли проверяющие, и что делать, если вы считаете результаты проверки , а саму ее – незаконной.

Наша статья не должна напугать вас перед открытием своего дела. Ежегодно в России открываются и успешно работают десятки тысяч ИП и ООО. Деловой климат действительно теплеет, и есть большая надежда на то, что проверки будут все меньше ставить палки в колеса малого бизнеса.

Политика государства по совершенствованию налогового законодательства направлена на создание более прозрачной системы налогообложения. Основное внимание уделяется повышению уровня поступаемых в бюджет налогов. Реализовать это планируется не за счет повышения налоговой базы, а за счет увеличения добросовестных налогоплательщиков. Применяются так называемые льготные периоды (например, отсутствие плановых проверок в первые три года работы предприятия). Налоговые проверки ИП проходят в порядке, установленном в Налоговом кодексе. Понимание их особенностей поможет лучше подготовиться к предстоящей инспекции.

Виды проверок

Налоговая инспекция обязана контролировать правильность и достоверность расчета по бюджетным отчислениям. С этой целью могут проводиться выездные и камеральные проверки. Для предпринимателей любого ранга они - источник стресса. Невозможно наперед предугадать все проблемы, которые могут возникнуть в процессе бизнеса. Взаимодействие с контролирующими органами - одна из составных частей коммерческой деятельности.

Налоговой инспекцией проверка ИП проводится по тем же правилам, которые установлены и для юридических лиц. Они зафиксированы в Налоговом кодексе (далее по тексту - Кодекс). Существует несколько видов проверок. Для того чтобы лучше представлять, к чему следует быть готовыми, изучим основные сведения о них.

Выездные проверки

Их иногда называют документальными. Они проходят на территории проверяемой фирмы или индивидуального предпринимателя. Судя по опыту многих бизнесменов, их можно отнести к наиболее опасным. Самое большое количество штрафов выписывается именно по результатам таких проверок. По форме проведения их можно разделить на несколько видов.

Комплексные и выборочные или тематические выездные проверки

Во время проведения комплексной проверки инспектируется правильность расчетов налоговых выплат в бюджет. Во внимание берется весь спектр налогооблагаемой деятельности за определенный период работы предпринимателей. В этом случае налоговики могут запросить все документы, фигурировавшие в хозяйственной деятельности за интересующий отрезок времени. ИП обязан их предоставить.

Выборочная проверка проводится для сравнения данных в декларациях с действительным оборотом денежных средств на предприятии. Берется во внимание не вся коммерческая деятельность, а только та, которая касается одного или нескольких налогов. Контрольные мероприятия могут проводиться по отдельным направлениям деятельности. Такой вид называют тематической проверкой. Она охватывает, например, сделки с зарубежными партнёрами (экспорт и импорт), расчёты с поставщиками, использование различных льгот, подакцизный товарооборот и т. п.

Индивидуальным предпринимателям необходимо знать, что проверяющие из налоговой инспекции наделены только полномочиями, указанными в решении. В случае если требования выходят за рамки разрешенных в перечне действий, то проверяемое лицо вправе отказать им. Указанный факт не будет считаться нарушением. Любая просьба или требования, неподтвержденные или незафиксированные документально, приравниваются к превышению полномочий инспектором.

Повторные выездные проверки

В соответствии с пунктом 10 статьи 89 Кодекса они проводятся вышестоящими налоговыми инстанциями с целью проверки нижестоящих налоговых органов. У предпринимателей запрашиваются те же отчетные документы, которые он представлял в первый раз. Делегировать свои полномочия для проведения контрольных действий вышестоящий налоговый орган не имеет права. Инспекторы, участвовавшие в предыдущей проверке, не должны привлекаться повторно.

Отдел налоговой инспекции, ранее проводивший выездную проверку, может назначить её повторно в случае, если предприятие или ИП предоставили налоговую декларацию с уточненными данными, и они оказались меньше ранее заявленных. По форме и методам проведения она не будет отличаться от выездной проверки. Налоговики имеют право осматривать помещения, привлекать свидетелей и проводить другие действия в соответствии с Налоговым кодексом. При обнаружении нарушения налогового законодательства во время проведения повторной проверки вышестоящим налоговым органом, предприятие не несёт ответственности. Оно будет наказано только в случае установления факта сговора с целью сокрытия противозаконных действий с налоговым инспектором, проводившим предыдущую проверку.

Плановые и внеплановые выездные проверки

План проведения проверок юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются регулируемыми государством видами деятельности, публикуется на официальном сайте ФНС. Для того, чтобы его найти необходимо открыть главную страницу, а затем - «Юридические лица». Выбрать пункт «Меня интересует», затем - «Контроль и проверки со стороны ФНС». На последней странице будет доступен для скачивания XLS-файл с актуальной на текущий год информацией.

Предприятия и индивидуальные предприниматели имеют достаточный запас времени для подготовки к визиту налоговиков. Обычно плановым проверкам предшествует оповещение о сроках проведения и требуемых для изучения документов. Во время оперативных следственных мероприятий с целью предупреждения уничтожения важных доказательств могут быть проведены внеплановые проверки. Они обеспечивают сохранность сведений.

Предприятие рискует при возникновении перечисленных ситуаций:

  • в случае большой разницы налоговых платежей за аналогичные отчетные периоды (например, «январь - февраль - март 2014» и «январь - февраль - март 2015»);
  • если предприятие выпускает один и тот же объем продукции, а сумма квартальных платежей в течение года сильно варьируется;
  • если имеются штрафные санкции за нарушение налогового законодательства;
  • если предприятие оформляет льготы на несколько налогов.

Следовательно, чем больше предприятие получает льгот, нарушений или другим образом выделяется на фоне остальных, тем больше шансов попасть в план проверок.

Встречная выездная проверка

Данная проверка назначается в рамках инспекции какой-либо сделки. Инициировать ее может налоговая служба, контролирующая любого участника финансовой операции. В этом случае у предприятия, на котором не проводится официальная проверка, могут потребовать документы, касающиеся рассматриваемой сделки. Данное положение закреплено в пункте 2 статьи 93.1 Кодекса. Если участники сделки зарегистрированы в одной налоговой инспекции, то проводить проверку могут одни и те же сотрудники налоговой службы.

В настоящее время термин «встречная проверка» отсутствует в Налоговом кодексе. Его часто употребляют в обиходе для определения процесса и способа проведения проверки.

Камеральная проверка

Данная проверка проводится в соответствии со статьей 88 Кодекса. Она проходит в налоговой службе без выезда к налогоплательщику. Запрашиваемые бухгалтерские и налоговые документы представляются предприятиями или индивидуальными предпринимателями непосредственно в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Налоговая проверка после закрытия ИП

Налоговая инспекция имеет полное право проверить индивидуального предпринимателя в течение трех лет после прекращения деятельности. В этом случае назначается проверка физического лица в период, когда оно занималось предпринимательской деятельностью, то есть было оформлено ИП. Налоговая проверка после закрытия ИП позволяет уточнить возможные нарушения или несоответствия в процессе работы предпринимателя. Она подводит итог всей деятельности.

Главной целью, с которой проводится налоговая проверка ИП на УСН, это выявление неправомерности применения данной системы налогообложения. В случае если инспекторы сумеют доказать данный факт индивидуальный предприниматель должен будет выплатить все налоги, которые ему насчитают в соответствии с общей системой налогообложения, включая пени.

Актуальные изменения, которые вступили в силу с 2015 года

С января 2015 года в действие вступили некоторые поправки, которые были внесены в налоговое законодательство (Налоговый кодекс - далее Кодекс). Они коснулись многих важных моментов. Основательной переработке подверглись документы, порядок проведения проверок, расчета и уплаты налогов и сборов. Соблюдение новых правил поможет избежать взысканий при проверках. Для правильного заполнения и подачи форм необходимо знать о следующих изменениях:

В декларации по УСН:

  • внесены разделы для отражения алгоритма расчета авансовых платежей;
  • внесены разделы для фиксации налога, подлежащего уплате, с учетом объектов налогообложения - «доходы минус расходы» или «доходы»;
  • введен раздел для средств целевого назначения;

В декларации по ЕНВД:

  • изменен порядок исчисления налога для лиц, которые встали на учет или снялись с него в течение налогового периода;
  • добавлены в форму новые разделы, у некоторых поменяли названия;
  • откорректирован порядок оформления декларации;
  • код ОКТМО заменил ранее употреблявшийся ОКАТО;
  • для значений стоимостных и физпоказателей теперь применяются целые числа (если число больше 50 копеек или 0,5, то округление происходит в большую сторону, если меньше - в меньшую);
  • введена сквозная нумерация листов - нумерации подлежит каждый лист независимости от того, будет ли он заполняться или нет;
  • заполнение формы разрешено производить только черной, фиолетовой или синей ручкой;
  • запрещено использование корректирующих средств для исправления ошибок;
  • запрещено скрепление листов с помощью степлера или других приспособлений, повреждающих бумагу;
  • запрещена двусторонняя печать формы на одном листе;

В декларации по ЕСХН:

  • изменена форма;
  • ОКТМО вместо ОКАТО;
  • добавлены новые разделы;
  • доступен новый порядок подачи - электронный (необходимо заверять электронной подписью);

В декларации по НДС:

  • изменены форма, сроки предоставления, порядок заполнения;
  • с первого квартала текущего года в декларацию должны вноситься сведения из книг покупок и продаж;
  • введена подача только в электронном виде (статья 174 пункт 5 Кодекса);
  • продлен срок представления - до 25 числа.

В процесс проведения контрольных мероприятий также внесены небольшие изменения. Теперь во время камеральных проверок по НДС при обнаружении нарушений (несоответствий или противоречий) у предпринимателей могут потребовать предоставить документы. В их число могут входить счета-фактуры и другие бумаги, содержащие необходимую для подтверждения информацию (статья 88 пункт 8.1 Кодекса). С начала текущего года различие между камеральными и выездными проверками практически сотрется. Инспекции предоставят возможность проверять территории, документы, предметы и помещения (статьи 91 и 92 Кодекса).

Налоговые проверки ИП и юрлиц строго регламентируются налоговым законодательством. Не допускается нарушение установленных норм ни инспекторами, ни предпринимателями или компаниями. Плановое проведение проверок позволяет анализировать деятельность проверяемых субъектов и своевременно устранять существующие нарушения. За несоблюдение установленных законом норм предусматриваются взыскания. Грамотное ведение отчетности и бизнеса в целом позволит избежать неприятных последствий после проведения проверки.

В чем разница между выездной проверкой и камеральной проверкой?

Многие предприниматели, решившие прекратить свой бизнес, не знают, может ли налоговая проверить ИП после закрытия. Они полагают, что оформив ликвидацию своего дела, становятся свободными от каких-либо обязательств перед государством. Такая точка зрения является ошибочной. Поэтому всем, кому придется столкнуться с подобной ситуацией, полезно будет знать, каким образом и на каких основаниях может быть осуществлена подобная проверка.

На каких условиях может проводиться проверка после закрытия ИП

Проверка индивидуального предпринимателя после того как он закроет свой бизнес основывается на требованиях п.1 ст. 23 НК РФ. Согласно ему, лицо, занимавшееся предпринимательской деятельностью, должно хранить все документы, касающиеся уплаты налогов и бухгалтерского учета, на протяжении 4 лет после того, как ИП будет закрыто. Именно такой срок давности установлен законодательством для выявления возможных нарушений и доначисления неуплаченных налогов и санкций. По истечении данного периода времени проводить проверку ФНС не имеет права.

Налоговая инспекция предпринимателя, находящегося на упрощенной системе налогообложения часто проверяет с целью выявить неправомерность применения этой системы.

Если хорошо изучить все юридические нюансы процедуры закрытия ИП, то впоследствии можно и вовсе избежать проверок.

Поэтому предприниматель должен четко придерживаться всех прописанных в законе правил:

  • собственноручно заполнить и подать в налоговую заявление о прекращении предпринимательской деятельности (форма Р26001);
  • уплатить госпошлину;
  • сдать все завершающие отчеты в налоговую, Пенсионный фонд и ФСС;
  • уволить сотрудников (если есть) и осуществить все причитающиеся им выплаты.

Закон не требует при ликвидации предпринимательства закрывать банковский счет в обязательном порядке. Но лучше будет сделать это, закончив все операции по расчетам и разорвав договор на обслуживание.

При соблюдении вышеуказанных правил закрыть ИП можно в любое время.

Согласно ст. 113 Налогового кодекса, если правонарушение установлено по истечении трехгодичного срока после закрытия индивидуального предпринимательства, то это не влечет за собой никакой ответственности для лица, его совершившего.

Проверки налоговой при закрытии ИП могут быть двух видов:

  1. Камеральная.
  2. Выездная.

Камеральную проверку проходят все субъекты предпринимательской деятельности, которые являются физическими лицами. Для юридических лиц такой вид проверки не предусмотрен. Она может быть в интересах предпринимателя, так как в случае выявления переплат с его стороны, предусмотрена возможность вернуть эти суммы даже после закрытия ИП.

Сделать камеральную проверку налоговая может на таких основаниям:

  • документам, которые являются подтверждением деятельности физического лица как индивидуального предпринимателя;
  • документации по расчетам;
  • налоговым декларациям.

Временные рамки осуществления камеральной проверки - 3 месяца со дня подачи документов. На основании декларации о доходах может быть осуществлена полная ревизия ИП.

Во время проведения ревизии сотрудниками ИФНС будут осуществляться:

  • проверка факта ведения предпринимательской деятельности и подачи отчетности в налоговую и внебюджетные фонды;
  • проверка правильности оформления документов и регулярности обязательных платежей;
  • сверка показателей, содержащихся в отчетах предпринимателя с документацией налоговой инспекции.

В случае выявления расхождений сотрудниками ИФНС закрывшемуся предпринимателю будут начислены санкции, а недоплаченные налоги придется доплатить. Если ИП хочет вернуть переплаченные суммы, а документы утеряны - он может составить соответствующий акт и, уплатив комиссию, запросить в налоговой восстановление данных. Однако делать так целесообразно лишь в тех случаях, когда речь идет о значительной сумме.

Местом осуществления камеральной проверки предусматривается как фактический адрес физического лица-предпринимателя, так и налоговая инспекция, где он был зарегистрирован.

Выездные проверки могут быть ИП, в отличие от камеральных, не обязательным мероприятием. Но все, кто занимается индивидуальной деятельностью, должны иметь в виду, что налоговая служба имеет право осуществить их на протяжении 3 лет после закрытия ИП.

По времени выездная ревизия может растянуться до двух месяцев, но и это не предел. В определенных случаях ее сроки продлеваются до полугода.

Решение об этом может быть принято при таких обстоятельствах:

  1. Налоговики располагают сведениями о нарушениях совершенных ИП во время осуществления своей деятельности.
  2. Помещение, в котором должна осуществляться проверка, по каким-либо причинам недоступно.
  3. Если лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, не смогло предоставить все необходимые для ревизии документы в сроки, указанные ИФНС.

При осуществлении выездной проверки ИП все сроки и ревизии, которые были в предыдущие периоды, не учитываются.

Пункт 2 ст. 89 Налогового кодекса РФ подразумевает, что ревизия будет проводиться по месту регистрации ИП. Если в силу каких-либо причин провести ее по указанному месту не представляется возможным, проверка может быть осуществлена в помещении налоговой инспекции.

При выездной проверке инспекторы имеют право запросить документы только за три предыдущих календарных периода. Требования предоставить сведения за более ранний срок являются незаконными.

В ходе проведения проверки сотрудники налоговой инспекции могут:

  • запрашивать любые документы, имеющие отношение к деятельности закрытого ИП;
  • опрашивать контрагентов ИП с целью получения дополнительных сведений о его деятельности;
  • осматривать все помещения, где осуществлялась деятельность ИП;
  • в случае возникновения сложных вопросов пользоваться услугами экспертов для их решения;
  • изымать документы, не соответствующие действующему законодательству;
  • проводить инвентаризацию;
  • запрашивать и брать на рассмотрение документацию деловых партнеров ИП.

Подразделение ИФНС, которым будет проводиться проверка, обязано предупредить ИП о своем визите. Приходить домой к предпринимателю, не получив предварительно его согласия на это, ревизоры не имеют права.

После того, как проверка будет закончена, инспектор должен составить акт о ее результатах. Он составляется в двух экземплярах, один из которых передается предпринимателю, а другой остается у сотрудника налоговой.

По итогам проведенной инспекции налоговой службой могут быть приняты несколько вариантов решений:

  1. О начислении сумм для погашения задолженности по налогам.
  2. О расчете сумм финансовых санкций (штрафов и пени).
  3. О привлечении к ответственности (административной или уголовной).

Занятие предпринимательской деятельностью после ликвидации неофициально является серьезным нарушением. Оно может повлечь за собой уголовное преследование.

В случаях, когда будет установлено, что предприниматель находился на упрощенной системе налогообложения без надлежащих на то оснований, его обяжут выплатить все налоги за период деятельности на общих основаниях, а также начислят пеню.

В случае несогласия с выводами ревизоров предприниматель в самом акте должен изложить свои возражения по сути выявленных нарушений и передать их сотрудникам налоговой службы.

Следует иметь в виду, что в законодательстве подразумевается, что возражения, обозначенные в акте проверки и обжалование ее результатов - это две отдельные процедуры. Плательщик налогов имеет право прибегать к ним независимо одна от другой. После завершения проверки и составления акта он имеет право обжаловать ее выводы в течение 14 дней.

Налоговая проверка - серьезное мероприятие. Чтобы она не стала для предпринимателя тяжким испытанием, необходимо тщательно вести бухгалтерскую документацию и вовремя уплачивать все налоги.

Особое внимание следует обратить на платежи в бюджетные фонды. Их нужно осуществлять даже в тех случаях, когда это будет идти в убыток предприятию. Даже в случае отсутствия доходов за отчетный период, лучше сдать в налоговую нулевую декларацию. Это сведет к минимуму возможные вопросы со стороны инспектора и позволит завершить свою предпринимательскую деятельность без дополнительных санкций со стороны государства.

Какие бывают проверки ИП

Организуя собственное дело, индивидуальные предприниматели чаще всего в первую очередь заботятся о быстром получении дохода и очень редко задумываются о необходимости проводить подготовительные мероприятия для успешного прохождения проверок контролирующих органов. Даже те ИП, которые стремятся к идеальному и абсолютно точному соблюдению законодательных норм, не застрахованы от штрафных санкций.

Контролирующих организаций, имеющих возможность проводить проверку индивидуальных предпринимателей, немало, и еще несколько лет назад бизнесмены просто-напросто боялись самого слова «проверка». Но в 2008 году был принят закон, регламентирующий как периодичность проведения проверок, так и их предмет, сроки и действия проверяющих - это закон №294-ФЗ «О защите прав юр.лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении гос. контроля…». С момента принятия такого закона засилье проверяющих организаций, зачастую приводящее к необходимости прекратить предпринимательскую деятельность, закончилось.

Основные положения закона №294-ФЗ

Самое важное положение принятого закона - ограничение на периодичность проведения проверок. Если до 2008 года налоговая инспекция или Роспотребнадзор могли буквально «жить» в офисе ИП, то теперь это невозможно. Периодичность проведения проверок индивидуальных предпринимателей ограничена - не чаще, чем один раз в 3 года . Причем проверять одну и ту же сферу деятельности ИП можно только один раз в год.

Также закон 294-ФЗ установил и разделение проверок на внеплановые и плановые, а также документарные и выездные. Были определены и сроки проведения проверки индивидуальных предпринимателей для каждой из контролирующих организаций, а также условия, при которых возможно продление обозначенных в законе сроков. На органы генеральной прокуратуры была возложена функция единого мониторинга проверок и осуществление планирования.

График проверок ИП

Плановые проверки индивидуальных предпринимателей (равно как и юридических лиц), должны быть во-первых спланированы заранее, а во-вторых - внесены в график проверок ИП и юр.лиц. Этот график публикуется на сайте генеральной прокуратуры по адресу http://plan.genproc.gov.ru/plan2018/ . (- это на 2018 год, на 2019 год нужно соответственно в адресе изменить 2018 на 2019 и т.д.)

Здесь любой предприниматель или руководитель организации может узнать будет ли проведена проверка в предстоящем году. Для этого необходимо указать ОГРН, ИНН, наименование (Ф.И.О. ИП) и предполагаемый месяц проверки. В результате поиска по графику проверок ИП и юр.лиц на экране вашего компьютера будет отображена информация о:

  • реквизитах проверяемого ИП;
  • какая именно контролирующая организация будет ее проводить (пожарная инспекция, ФНС, Роспотребнадзор и так далее);
  • количество дней отведенных на проверку, а также количество выделенных ежедневно часов;
  • форма проверки (документарная, выездная).

Также в графике проверок ИП будет обозначен и месяц запланированной проверки, а конкретный срок предпринимателю сообщат в письменном уведомлении, присылаемом не позднее, чем за 3 дня до даты начала контролирующих действий.

План проверок ИП размещается не только на сайте прокуратуры, но также и непосредственно на сайтах контролирующих организаций - Роспотребнадзора, ФНС, Ростехнадзора и так далее.

На период 01.01.2016 - 31.12.2018 объявлен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства.
Этот запрет имеет свои исключения - он не распространяется на некоторые ИП, которые работают в особо значимых сферах, например: здравоохранение, образование, социальная сфера, электроэнергетика и другие. В этих организациях плановые проверки разрешается проводить и два и три раза в три года. Виды деятельности и допустимая периодичность проверок определены Постановлением Правительства Российской Федерации.
Чаще одного раза в три года разрешено проверять те ИП, которые за предшествующие три года допускали грубые нарушения законодательства и подвергались административным наказаниям.
Кроме того, указанный закон предусматривает и ответственность и проверяющих организаций за нарушение требований законодательства. Так проверка, проведенная с грубым нарушением закона о государственном контроле, считается недействительной и ее результаты аннулируются.
Также недопустимо проводить в отношении одного индивидуального предпринимателя несколькими контролирующими организациями одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Кто проверяет индивидуальных предпринимателей

Количество надзорных организаций, имеющих право осуществлять контроль за деятельностью ИП, не так уж и велико, но больше чем одна:

Проверка ИП налоговой

Избежать проверки налоговой инспекции практически невозможно - ведь каждый ИП по умолчанию является плательщиком налогов, и соответственно подпадает под контроль ИФНС. Относительно плановых налоговых проверок предпринимателей также действует правило «не чаще 1 раза в 3 года». Но возможны и внеплановые проверки в случае злостных нарушений налогового законодательства, невыполнения предписания инспекторов или поступления жалоб со стороны органов местной или государственной власти.

Продолжительность выездной налоговой проверки (когда инспектор осуществляет контроль непосредственно на предприятии или в офисном помещении предпринимателя) не может превышать 2 месяца. Но в особых случаях проверяющие могут задержаться и дольше - на срок до 6 месяцев.

Подробно об особенностях проведения проверок ИП налоговыми органами вы можете прочитать в статье « ».

Проверка ИП Роспотребнадзором

Не так уж редки и визиты Роспотребнадзора или официально - Служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Этот орган призван защитить клиентов от неправомерных действий ИП-нарушителей закона, а такжеосуществить санитарно-эпидемиологический контроль. Чаще других встречаться с инспекторами Роспотребнадзора приходится предпринимателям, имеющим дело с пищевыми продуктами - владельцам продуктовых магазинов, кафе, ресторанов и баров. Инициировать такую проверку могут не только сама федеральная служба, но и недовольные продукцией или действиями сотрудников ИП клиенты, путем составления соответствующей жалобы в Роспотребнадзор (оставить жалобу можно удаленно, на официальном сайте этой федеральной службы).

Проверка ИП Ростехнадзором

Если деятельность предпринимателя предполагает использование природных ресурсов, то ему обязательно потребуется получить лицензию на право их использования, что неминуемо повлечет за собой взаимодействие с такой организацией как Ростехнадзор, которая не только выдает лицензии, но и проводит контрольные мероприятия (проверки). Очень многие виды деятельности, предполагающие , автоматически приведут предпринимателя в Ростехнадзор.

Но бояться такой проверки индивидуальным предпринимателям особенно не стоит, по крайней мере тем из них, кто ведет лицензируемую деятельность по правилам и не пытается скрыть доходы или какие-либо нарушения. Как правило, необходимые меры по обеспечению необходимых условий реализуются еще на этапе выдачи лицензии, и в дальнейшем нужно просто их поддерживать.

В этой статье мы не затронули особенную область организации бизнеса - пожарную безопасность, так как это обширная тема и она рассмотрена в .

Таким образом, действующее законодательство одновременно достигает двух целей: с одной стороны ограничен произвол контролирующих органов и теперь предпринимателям не нужно в панике спасаться бегством, с другой стороны - сами предприниматели вынуждены вести свой бизнес с соблюдением действующих норм и правил, так как теперь проверяющие выполняют свою работу в соответствии с действующим регламентами. Поэтому те ИП, которые стараются вести свои дела максимально честно и по правилам, могут совершенно не бояться проводимых проверок индивидуальных предпринимателей, так как суровые наказания ожидают только тех из них, кто ведет деятельность с преднамеренной целью нарушить закон.

План проверок ИП на сайте Генпрокуратуры: https://plan.genproc.gov.ru/plan2018/

План проверок ИП на сайте Ростехнадзора: http://www.gosnadzor.ru/activity/control/plans/