Меню Рубрики

Валютное право. Правовые основы валютного контроля в рф Правовые и организационные основы валютного контроля

Законодательство о валютном регулировании. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Основные принципы валютного регулирования

Валютное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Органы валютного регулирования вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Международные договоры Российской Федерации применяются к валютным отношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее -- органы и агенты валютного контроля).

Действие Федерального закона ограничено территорией Российской Федерации, под которой понимается государственная территория (суша, воды, недра и воздушное пространство) РФ, находящаяся в пределах государственной границы РФ.

Принципами валютного регулирования являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютная система. Валютные отношения. Основные понятия валютного регулирования. Валютный рынок. Валюта. Валютные ценности

Валютная система -- это форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной системой -- формой организации международных валютных отношений, закрепленной межгосударственными соглашениями. Национальная валютная система базируется на национальной валюте. Под национальной валютой понимают денежную единицу страны. Национальная валюта существует в наличной форме (банкноты, монеты) и в безналичной (остатки на банковских счетах). Эмитентами национальной валюты являются национальные центральные и коммерческие банки.

Основными элементами национальной валютной системы являются следующие:

· национальная валюта;

· национальное регулирование международной валютной ликвидности;

· режим курса национальной валюты;

· национальное регулирование валютных ограничений и условий конвертируемости национальной валюты;

· режим национальных рынков валюты и золота;

· национальные органы, осуществляющие валютное регулирование.

Валютные отношения -- это одна из разновидностей денежных отношений, которая возникает при функционировании денег в международном обороте. Кроме того, валютные отношения включают повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций.

Валютный рынок представляет собой рынок, на котором национальная валюта одной страны может обмениваться на национальные валюты других стран. Валютные рынки, с функциональной точки зрения, обеспечивают:

1) своевременное осуществление международных расчетов;

2) страхование валютных и кредитных рисков;

3) взаимосвязь мировых валютных, кредитных и финансовых рынков;

4) диверсификацию валютных резервов банков, предприятий, государства;

5) регулирование валютных курсов;

6) получение прибыли участниками рынка в виде разницы курсов валют;

7) проведение валютной политики, направленной на государственное регулирование экономики.

Деньги, обслуживающие международные отношения, называются валютой.

Валюта -- наличные деньги (денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России), находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену. Деньги, изъятые из обращения и не подлежащие обмену, в качестве валюты РФ квалифицированы быть не могут. В соответствии со ст. 140 Гражданского кодекса РФ законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории РФ, является рубль, поэтому номинал наличных денег, которые относятся к валюте РФ, должен быть выражен в рублях или его составных частях (копейках). Рубль является официальной денежной единицей (валютой) РФ и состоит из 100 копеек.

Банкноты и монеты Банка России, в соответствии со ст. 30 Федерального закона о ЦБ РФ, являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» относит к валюте РФ ее наличную и безналичную формы. Закон относит к валюте РФ также средства на банковских счетах и вкладах в валюте РФ.

Определение понятия наличной иностранной валюты аналогично определению понятия валюты РФ.

Участники отношений, регулируемых валютным законодательством

валютный контроль регулирование

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в ст. 1 в качестве участников отношений, регулируемых валютным законодательством, выделяет резидентов и нерезидентов, уполномоченные банки, валютные биржи.

Резиденты делятся на две группы -- лица (физические и юридические) и публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования). Находящиеся за пределами территории РФ обособленные подразделения юридических лиц-резидентов (филиалы, представительства и т.п.) и официальные представительства РФ юридическими лицами не являются и также отнесены к числу резидентов. Гражданин РФ предполагается резидентом, пока не доказано обратное. В соответствии с тем, что перечень резидентов в подп. 6 п. 1 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» является закрытым, лицо, не входящее в перечень видов резидентов, указанных в подп. 6 п. 1 ст. 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», признается нерезидентом.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к нерезидентам отнесены семь категорий лиц:

1) физические лица, не являющиеся резидентами;

2) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

3) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

4) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

5) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

6) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

7) иные лица.

Уполномоченные банки -- кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Валютные биржи -- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях установленных Центральным банком России.

В функции Банка России входит установление порядка и условий осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществление выдачи, приостановления и отзыва разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

Валютный контроль и его цель. Органы валютного контроля и их агенты. Ответственность за нарушения валютного законодательства

Под валютным контролем законодатель понимает деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными целями валютного контроля являются:

· определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

· проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

· проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

· проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Агенты валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Участники валютного обращения обязаны:

· представлять вышеуказанным организациям все запрашиваемые ими документы и информацию, касающуюся проводимых и проведенных ими валютных операций;

· в течение пяти лет сохранять всю документацию, касающуюся каждой проведенной валютной операции;

· устранять выявленные нарушения валютного регулирования немедленно по получении соответствующего указания валютного контролера.

В соответствии со ст. 25 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Гражданско-правовая ответственность резидентов и нерезидентов заключается в недействительности сделок, совершенных с нарушением положений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (ст. 168 ГК РФ), и применении последствий недействительности таких сделок. Это может быть двусторонняя реституция (ст. 167 ГК РФ) либо односторонняя реституция или недопущение реституции (ст. 169 ГК РФ). Применение в качестве последствия недействительности сделки взыскания полученного по сделке в доход государства (ст. 169 ГК РФ) возможно лишь в случае, если сделка была совершена одной или обеими сторонами с целью, заведомо противной основам правопорядка.

Административная ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена ст. 15.25 «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» и ст. 16.4 «Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ» Кодекса РФ об административных правонарушениях и др.

Уголовная ответственность за совершение незаконных действий с валютными ценностями наступает за:

· контрабанду валютных ценностей, т.е. их перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет (ст. 188 УК РФ);

· невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, при этом невозвращение признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей, наказывается лишением свободы на срок до трех лет (ст. 193 УК РФ).

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

2. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

3. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

4. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации";

5. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

6. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Учебно-методические и научные материалы

1. Горбунова О.Н. Финансовое право/ Учебник - М.: Юристъ, 2006 - 587с.;

2. Крохина Ю.А. Финансовое право России / Учебник - М.: Норма, 2008 - 720 с.;

3. П.В. Павлов Финансовое право/Учебное пособие - М.: Омега-Л, 2008 - 329 с.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

НА ТЕМУ: ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КУРСА

Выполнил:

Якимова Ю. А.

Студентка группы № 7-33ТД/9

Проверил:

Данилов В.Ф.

г.Заволжье, Нижегородской области

Введение 3

Глава 1 Сущность и основы валютного курса 4

1.1 Общие понятия валютного курса 4

1.2 Виды валютных курсов 4

1.3 Факторы, влияющие на валютный курс 6

1.4 Основные методы регулирования валютных курсов 7

1.5 Режимы валютных курсов 8

Глава 2 Западные теории регулирования валютного курса 11

2.1 Теория паритета покупательной способности 11

2.2 Теория регулируемой валюты 12

2.3 Теория ключевых валют 12

2.4 Теория фиксированных паритетов и курсов 13

2.5 Теория плавающих валютных курсов 13

2.6 Нормативная теория валютного курса 13

Глава 3 Влияние валютного курса на внешнюю торговлю 14

Глава 4 Механизм курсообразования в Российской Федерации 17

Заключение 25

Список исследуемых источников и литературы 27

Приложение 1 28

Введение

Развитие внешнеэкономических отношений требует особого инструмента, посредством которого субъекты, действующие на международном рынке, могли бы поддерживать между собой тесное финансовое взаимодействие. Таким инструментом выступают банковские операции по обмену иностранной валюты. Важнейшим элементом в системе банковских операций с иностранной валютой является обменный валютный курс, т.к. развитие МЭО требует измерения стоимостного соотношения валют разных стран.

Валютный курс необходим для: 1)Взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов. Экспортер обменивает вырученную иностранную валюту на национальную, так как валюты других стран не могут обращаться в качестве законного покупательного и платежного средства на территории данного государства. Импортер обменивает национальную валюту на иностранную для оплаты товаров, купленных за рубежом. Должник приобретает иностранную валюту за национальную для погашения задолженности и выплаты процентов по внешним займам; 2) Сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах; 3) Периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.

В данной курсовой работе рассмотрены основные понятия валютного курса, влияние его на внешнюю торговлю, а также механизм курсообразования в РФ и западные теории регулирования валютного курса.

Глава 1 Сущность и основы валютного курса

1.1 Общие понятия валютного курса

Международные экономические операции тесно связаны с обменом национальных валют. Этот обмен происходит по определенному соотношению, т.е. валютному курсу.

Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны или международной коллективной валюте.

Валютный курс необходим для международных валютных, расчетных, кредитно-финансовых операций. Например, импортер приобретает иностранную валюту для оплаты купленных за рубежом товаров.

Установление валютного курса называют котировкой валюты , которая может быть прямой и обратной.

Прямая котировка – это выражение цены иностранной валюты в национальных денежных единицах (например, 1 $ =29 руб.).

Обратная котировка – это выражение цены национальной денежной единицы в иностранной валюте (1 руб.=0,03448$).

Также существует кросс-курс (от англ. – cross – пересекать), что означает соотношение двух валют, вытекающее из их соотношения с третьей валютой. Например, 1$ - 29,45 руб., а канадский доллар = 18,90 руб., тогда кросс-курс 1$ США = 1,5582 канадских доллара. Однако котировки кросс-курсов могут отличаться на различных национальных валютных рынках, что делает неоходимым валютный арбитраж.

Валютный арбитраж - это операции с целью извлечения прибыли из различных валютных курсов одной и той же валюты на различных валютных рынках или разницы в динамике курса.

Валютные курсы публикуются в прессе. Обычно в текущей информации содержатся котировки за два предшествующих дня и краткосрочные прогнозы.

Политика валютного курса является неотъемлемой частью денежно-кредитной политики государства, поэтому при принятии любых решений, которые могут повлечь изменения валютного курса, надо тщательно выбирать и виды валютных курсов и методы их регулирования.

1.2 Виды валютных курсов

Существуют несколько видов валютных курсов, такие как номинальный, реальный, фиксированный и плавающий.

1. Номинальный валютный курс – представляет собой цену национальной валюты, выраженную в иностранной валюте.

2. Реальный – рассчитывается так, чтобы учесть изменения уровня цен в обеих странах по отношению к базисному году; для расчета используется номинальный валютный курс по следующей формуле:

E r = E n (P d *P f), где

E r – реальный валютный курс; E n - номинальный валютный курс; P d - «внутренний» уровень цен; P f - уровень цен другой страны.

3. Фиксированный – предполагает осуществление обмена одной валюты на другую на основе твердого паритета, т.е. в основе каждой валюты лежал золотовалютный резерв страны, т.е. золото и доллары США. Данный стандарт существовал во второй половине 20 века, после второй мировой войны, и назывался Бреттон-Вудская система. Но просуществовал не долго, т.к. в 1971 США официально перестала обменивать доллары на золото, и весь мир перешёл на плавающие валютный курс, что было официально подтверждено подписанным соглашением в 1976 году и отражено в уставе МВФ.

4. Плавающий валютный курс – это обмен одной валюты на другую на основе соотношения спроса и предложения на валютном рынке без централизованного регулирования. Плавающий валютный курс может быть:

- «свободный», т.е. исключительно под воздействием спроса и предложения;

- «регулируемый» или «валютный коридор», т.е. плавание валюты допускается, но находится под контролем правительства.

5. Ранее также существовал курс «золотого паритета» , т.е. это было соотношение двух валют по количеству зафиксированного в них золота. Например, если за 1 руб. можно было купить 1 г золота, а за 1 $ - 2 г, то за 1$ = 2 руб. Отклонения от такого курса в зависимости от спроса и предложения на ту или иную валюту мог быть незначительным, в пределах так называемых золотых точек.

Механизм золотых точек – пределы отклонения валютного курса от монетарного паритета (обычно не более 1 %): нижний (при достижении которого начинается отток золота из страны) и верхний (начинается его приток). Монетарный паритет – соотношение весового содержания золота в денежных единицах различных стран.

1.3 Факторы, влияющие на валютный курс

Следует различать конъюнктурные и структурные (долгосрочные) изменения, влияющие на валютный курс.

К конъюнктурным факторам, влияющим на валютный курс, относятся:

1. Состояние экономики: темп инфляции, уровень процентных ставок, деятельность валютных рынков, валютная спекуляция, валютная политика, состояние платежного баланса, степень использования национальной валюты в международных расчетах, ускорение или задержка международных расчетов (экономический фактор).

2. Политическая обстановка в стране (политический фактор).

3. Степень доверия к национальной валюте на национальном и мировом рынках (психологический фактор).

Конъюнктурные факторы связаны с колебаниями деловой активности, политической и военно-политической обстановкой, со слухами (порою ажиотажными), догадками и прогнозами. Часто обменный курс зависит от того, насколько пессимистично или оптимистично настроено общество в отношении правительственной политики.

Повышение процентных ставок по депозитам и/или доходности ценных бумаг в какой-либо валюте вызовет рост спроса на эту валюту и приведет к ее удорожанию. Относительно более высоки процентные ставки и доходность ценных бумаг в данной стране (при отсутствии ограничений на движение капитала) приведут:

1) к притоку в эту страну иностранного капитала и соответственно к увеличению предложения иностранной валюты, ее удешевлению и удорожанию национальной валюты;

2) приносящие более высокий доход депозиты и ценные бумаги в национальной валюте будут содействовать переливу национальных денежных средств с валютного рынка, уменьшению спроса на иностранную валюту, понижению курса иностранной и повышению курса национальной валюты.

Важное экономическое значение валютного курса предназначает необходимость его государственного регулирования.

Наряду с вышеизложенными факторами, влияние которых предусмотреть трудно, на спрос и предложение валюты воздействуют и относительно долговременные тенденции.

К ним относятся:

1. Конкурентоспособность товаров на мировых рынках и её изменения. Они обусловлены, в конечном счёте, технологическими детерминантами. Экспорт стимулирует приток иностранной валюты.

2. Рост национального дохода обуславливает повышенный спрос на иностранную продукцию, между тем как товарный импорт может увеличить отток иностранной валюты.

3. Последовательное повышение внутренних цен по сравнению с ценами на рынках партнеров усиливает стремление закупать более дешевые иностранные товары, между тем как склонность иностранцев к приобретению товаров или услуг, становящихся все более дорогими, улетучивается. В результате понижается предложение иностранной валюты и происходит обесценение отечественной.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

НА ТЕМУ: ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КУРСА

Выполнил:

Якимова Ю. А.

Студентка группы № 7-33ТД/9

Проверил:

Данилов В.Ф.

г.Заволжье, Нижегородской области

2008г.

Введение 3

Глава 1 Сущность и основы валютного курса 4

1.1 Общие понятия валютного курса 4

1.2 Виды валютных курсов 4

1.3 Факторы, влияющие на валютный курс 6

1.4 Основные методы регулирования валютных курсов 7

1.5 Режимы валютных курсов 8

Глава 2 Западные теории регулирования валютного курса 11

2.1 Теория паритета покупательной способности 11

2.2 Теория регулируемой валюты 12

2.3 Теория ключевых валют 12

2.4 Теория фиксированных паритетов и курсов 13

2.5 Теория плавающих валютных курсов 13

2.6 Нормативная теория валютного курса 13

Глава 3 Влияние валютного курса на внешнюю торговлю 14

Глава 4 Механизм курсообразования в Российской Федерации 17

Заключение 25

Список исследуемых источников и литературы 27

Приложение 1 28

Введение

Развитие внешнеэкономических отношений требует особого инструмента, посредством которого субъекты, действующие на международном рынке, могли бы поддерживать между собой тесное финансовое взаимодействие. Таким инструментом выступают банковские операции по обмену иностранной валюты. Важнейшим элементом в системе банковских операций с иностранной валютой является обменный валютный курс, т.к. развитие МЭО требует измерения стоимостного соотношения валют разных стран.

Валютный курс необходим для: 1)Взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов. Экспортер обменивает вырученную иностранную валюту на национальную, так как валюты других стран не могут обращаться в качестве законного покупательного и платежного средства на территории данного государства. Импортер обменивает национальную валюту на иностранную для оплаты товаров, купленных за рубежом. Должник приобретает иностранную валюту за национальную для погашения задолженности и выплаты процентов по внешним займам; 2) Сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах; 3) Периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.

В данной курсовой работе рассмотрены основные понятия валютного курса, влияние его на внешнюю торговлю, а также механизм курсообразования в РФ и западные теории регулирования валютного курса.

Глава 1 Сущность и основы валютного курса

1.1 Общие понятия валютного курса

Международные экономические операции тесно связаны с обменом национальных валют. Этот обмен происходит по определенному соотношению, т.е. валютному курсу.

Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны или международной коллективной валюте.

Валютный курс необходим для международных валютных, расчетных, кредитно-финансовых операций. Например, импортер приобретает иностранную валюту для оплаты купленных за рубежом товаров.

Установление валютного курса называют котировкой валюты , которая может быть прямой и обратной.

Прямая котировка – это выражение цены иностранной валюты в национальных денежных единицах (например, 1 $ =29 руб.).

Обратная котировка – это выражение цены национальной денежной единицы в иностранной валюте (1 руб.=0,03448$).

Также существует кросс-курс (от англ. – cross – пересекать), что означает соотношение двух валют, вытекающее из их соотношения с третьей валютой. Например, 1$ - 29,45 руб., а канадский доллар = 18,90 руб., тогда кросс-курс 1$ США = 1,5582 канадских доллара. Однако котировки кросс-курсов могут отличаться на различных национальных валютных рынках, что делает неоходимым валютный арбитраж.

Валютный арбитраж - это операции с целью извлечения прибыли из различных валютных курсов одной и той же валюты на различных валютных рынках или разницы в динамике курса.

Валютные курсы публикуются в прессе. Обычно в текущей информации содержатся котировки за два предшествующих дня и краткосрочные прогнозы.

Политика валютного курса является неотъемлемой частью денежно-кредитной политики государства, поэтому при принятии любых решений, которые могут повлечь изменения валютного курса, надо тщательно выбирать и виды валютных курсов и методы их регулирования.

1.2 Виды валютных курсов

Существуют несколько видов валютных курсов, такие как номинальный, реальный, фиксированный и плавающий.

1. Номинальный валютный курс – представляет собой цену национальной валюты, выраженную в иностранной валюте.

2. Реальный – рассчитывается так, чтобы учесть изменения уровня цен в обеих странах по отношению к базисному году; для расчета используется номинальный валютный курс по следующей формуле:

E r = E n (P d *P f), где

E r – реальный валютный курс; E n - номинальный валютный курс; P d - «внутренний» уровень цен; P f - уровень цен другой страны.

3. Фиксированный – предполагает осуществление обмена одной валюты на другую на основе твердого паритета, т.е. в основе каждой валюты лежал золотовалютный резерв страны, т.е. золото и доллары США. Данный стандарт существовал во второй половине 20 века, после второй мировой войны, и назывался Бреттон-Вудская система. Но просуществовал не долго, т.к. в 1971 США официально перестала обменивать доллары на золото, и весь мир перешёл на плавающие валютный курс, что было официально подтверждено подписанным соглашением в 1976 году и отражено в уставе МВФ.

4. Плавающий валютный курс – это обмен одной валюты на другую на основе соотношения спроса и предложения на валютном рынке без централизованного регулирования. Плавающий валютный курс может быть:

    «свободный», т.е. исключительно под воздействием спроса и предложения;

    «регулируемый» или «валютный коридор», т.е. плавание валюты допускается, но находится под контролем правительства.

5. Ранее также существовал курс «золотого паритета» , т.е. это было соотношение двух валют по количеству зафиксированного в них золота. Например, если за 1 руб. можно было купить 1 г золота, а за 1 $ - 2 г, то за 1$ = 2 руб. Отклонения от такого курса в зависимости от спроса и предложения на ту или иную валюту мог быть незначительным, в пределах так называемых золотых точек.

Механизм золотых точек – пределы отклонения валютного курса от монетарного паритета (обычно не более 1 %): нижний (при достижении которого начинается отток золота из страны) и верхний (начинается его приток). Монетарный паритет – соотношение весового содержания золота в денежных единицах различных стран.

1.3 Факторы, влияющие на валютный курс

Следует различать конъюнктурные и структурные (долгосрочные) изменения, влияющие на валютный курс.

К конъюнктурным факторам, влияющим на валютный курс, относятся:

    Состояние экономики: темп инфляции, уровень процентных ставок, деятельность валютных рынков, валютная спекуляция, валютная политика, состояние платежного баланса, степень использования национальной валюты в международных расчетах, ускорение или задержка международных расчетов (экономический фактор).

    Политическая обстановка в стране (политический фактор).

    Степень доверия к национальной валюте на национальном и мировом рынках (психологический фактор).

Конъюнктурные факторы связаны с колебаниями деловой активности, политической и военно-политической обстановкой, со слухами (порою ажиотажными), догадками и прогнозами. Часто обменный курс зависит от того, насколько пессимистично или оптимистично настроено общество в отношении правительственной политики.

Повышение процентных ставок по депозитам и/или доходности ценных бумаг в какой-либо валюте вызовет рост спроса на эту валюту и приведет к ее удорожанию. Относительно более высоки процентные ставки и доходность ценных бумаг в данной стране (при отсутствии ограничений на движение капитала) приведут:

    к притоку в эту страну иностранного капитала и соответственно к увеличению предложения иностранной валюты, ее удешевлению и удорожанию национальной валюты;

    приносящие более высокий доход депозиты и ценные бумаги в национальной валюте будут содействовать переливу национальных денежных средств с валютного рынка, уменьшению спроса на иностранную валюту, понижению курса иностранной и повышению курса национальной валюты.

Важное экономическое значение валютного курса предназначает необходимость его государственного регулирования.

Наряду с вышеизложенными факторами, влияние которых предусмотреть трудно, на спрос и предложение валюты воздействуют и относительно долговременные тенденции.

К ним относятся:

    Конкурентоспособность товаров на мировых рынках и её изменения. Они обусловлены, в конечном счёте, технологическими детерминантами. Экспорт стимулирует приток иностранной валюты.

    Рост национального дохода обуславливает повышенный спрос на иностранную продукцию, между тем как товарный импорт может увеличить отток иностранной валюты.

    Последовательное повышение внутренних цен по сравнению с ценами на рынках партнеров усиливает стремление закупать более дешевые иностранные товары, между тем как склонность иностранцев к приобретению товаров или услуг, становящихся все более дорогими, улетучивается. В результате понижается предложение иностранной валюты и происходит обесценение отечественной.

    При прочих равных условиях, повышение процентных ставок является фактором привлечения иностранного капитала и, соответственно, иностранной валюты, а также может вести к удорожанию отечественной. Но повышение процентных ставок имеет, как известно, и обратную сторону: оно удорожает кредит и угнетающе воздействует на инвестиционную деятельность внутри страны.

Правовые нормы, регулирующие валютный контроль в РФ, являются составной частью правового института валютного регулирования. Данная группа норм закрепляет основные элементы валютного контроль: компетенцию и полномочия органов и агентов валютного контроля, права и обязанности подконтрольных субъектов, задачи валютного контроля.

Необходимо, прежде всего, остановиться на вопросе о влиянии на систему валютного контроля конституционных и международно - правовых норм. Данная проблема не получила исчерпывающего освещения в литературе, хотя применительно к международным валютным отношениям примеры таких исследований имеются.

Конституция Российской Федерации служит основой и ориентиром правового регулирования практически любой сферы деятельности государственных органов. Однако следует признать, что использование конституционных норм в решении вопросов валютного регулирования и контроля носит, как правило, косвенный характер.

Анализ Конституции РФ приводит к выводу, что связь с рассматриваемой проблематикой имеют следующие положения.

Во - первых, это п. «ж» ст. 71 и не говориться о валютном контроле, представляется, что данное положение следует толковать расширительно, поскольку валютный контроль является составной частью механизма валютного регулирования. Очевидно, что при единстве валютных правил установление разного порядка проведения контрольных мероприятий в субъектах Федерации не имеет смысла.

Во - вторых, следует указать п. «в» ст. 106 Конституции РФ, фиксирующий правило обязательного рассмотрения в Совете Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой по вопросам валютного регулирования. Тем самым подчеркивается важность законодательного решения валютных вопросов. К сожалению, на практике роль закона данной области, Закон о валютном регулировании и валютном контроле, поправки не вносили в течение 6 лет с момента принятия в октябре 1992 г. на фоне постоянно меняющегося в этот период законодательства России такая стабильность Закона указывает лишь на то, что его нормы фактически не регулировали реальных валютных отношений. Они были подменены подзаконным регулированием, чрезвычайно подвижным и изменчивым, которое и придавало жизнь нормам валютного регулирования. На уровне подзаконных актов решаются вопросы: определения круга валютных операций, связанных с движением капитала, но осуществляемых без лицензии Банка России; установления случаев, в которых экспортная выручка не подлежит обязательной репатриации, и многие другие. Подробнее это будет рассмотрено ниже применительно к регулированию валютного контроля.

Между тем Конституция РФ дает основания утверждать, что меры валютного контролирования (валютные ограничения, правила валютного контроля) должны принимать на законодательном уровне. Так, в ст. 76 Конституции РФ закреплено, что по вопросам ведения РФ принимаются федеральные законы. Поскольку валютное регулирование отнесено к ведению Федерации (п. «ж» стю71 Конституции РФ), оно требует законодательного установления соответствующих норм с соблюдением процедуры рассмотрения закона в Совете Федерации (п. «в» ст.106 Конституции РФ).

Таким образом, очевидно, что воздействие норм Конституции РФ на формирование валютного законодательства незначительно. Приходится контролировать, что в основном законе государства не нашли отражения такие принципиальные моменты, как важнейшие задачи валютной политике государства, разграничение компетенции государственных органов в валютной сфере, гарантии прав лиц, совершающих операции с валютой. Между тем прямое конституционное закрепление этих положений послужило бы установлению стабильности валютной политики РФ. Практика Конституционного Суда РФ показывает, что нормы Конституции РФ достаточно тесно связаны с областью валютного регулирования. Так, именно на уровне правовой позиции КС РФ решен вопрос о недопустимости взыскания в бесспорном порядке штрафов за нарушение валютного законодательства (Определение Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. №50-О// Вестник Конституционного Суда РФ-1999-№3).

Международными соглашениями , участницей которых является РФ, непосредственно правила валютного контроля не устанавливаются. Если применительно к порядку проведения валютных операций международные соглашения выступает подчас непосредственным источником правового регулирования, то на валютный контроль они воздействуют лишь опосредованно.

Поясним сказанное на примере. Международные обязательства России, влияющие на ее валютное законодательство, связанны с ее членством в Международном валютном фонде (МВФ). Решение о вступление в МВФ было закреплено Постановлением Верховного Совета РФ от 22 мая 1992 г. №2815-I «О вступлении РФ в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития». Тем самым Россия приняла на себя обязательства, вытекающие из статей Соглашения Международного Валютного Фонда, принятых на конференции ООН 22 июля 1944 г. в г. Бреттон - Вудс, США. Исходя из положений ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах РФ» нормы Соглашения МВФ следует рассматривать как составную часть российской правовой системы. Поскольку в России в период присоединения к Соглашению только совершался переход от режима валютной монополии государства к режиму валютного регулирования, международные обязательства, вытекающие из членства в МВФ, Россия приняла на себя не в полном объеме. Такой порядок допускается условиями Соглашения МВФ (ст. XIV «Переходные меры»). Как следует из п. 6 Постановления ВС РФ о вступлении в МВФ, Россия первоначально не принимала на себя обязательств, установленных разд. 2(а) ст. VIII Соглашения МВФ, предусматривающего отказ государств - членов от введения ограничений на платежи и переводы по текущим валютным операциям.

Полное принятие положений, закрепленных ст. VIII Соглашения Фонда, последовало за изданием Указа Президента РФ от 16 мая 1996 г. №721 «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля». Впрочем, это мероприятие никак не отразилось на внутреннем законодательстве России, хотя составной частью института валютного регулирования стали нормы, устанавливающие такие принципиальные положения, как отказ от ограничений на текущие платежи, отказ от «дискриминационной валютной практики» (т.е. от множественности курсов для разных покупателей валюты), конвертируемость валюты (разд. 2-4 ст.VIII Соглашения МВФ).

Что касается валютного курса, от Соглашения МВФ прямых предписаний на данный счет не содержит. Но при создании системы валютного контроля нормы Соглашения должны влиять на внутреннее законодательство страны - участницы.

Во - первых, введение таких мер, как контроль за импортом или экспортом товара (работ, услуг), предполагающих ряд формальностей при совершении внешнеторговых операций с целью государственного контроля за обоснованностью платежей и переводов по текущим валютным операциям. Строго говоря, система формальностей (ведение паспортов сделок, требование проведении расчетов исключительно через уполномоченный банк, ведущий паспорт сделки) должна быть разумной и достаточно гибкой, чтобы не послужить препятствием к совершению текущих валютных платежей добросовестными участниками внешнеторговых отношений. Как уже отмечалось, контрольные мероприятия не должны перерастать в фактические валютные ограничения.

Во - вторых, при осуществлении валютного контроля государство - участник МВФ должно ориентироваться на цели Соглашения Фонда, стремясь к проведению валютной политики без их нарушения. Статья 1 Соглашения закрепляет следующие цели создания МВФ, влияющие на политику стран - членов в области, как валютного регулирования, так и валютного контроля:

  • · стимулирование международного сотрудничества;
  • · содействие расширению и сбалансированному росту мировой торговли;
  • · достижение валютной стабильности;
  • · отмена валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;
  • · устранение диспропорций в платежных балансах государств без обращения к ограничительным мерам;
  • · сокращение продолжительности международных расчетов.

Таким образом, международно - правовой документ, Соглашение МВФ, косвенно влияет на нормативное регулирование валютного контроля в России и, что само важное, может служить ориентиром при толковании норм внутреннего законодательства о валютном контроле.

Как правило, международно- правовые соглашения очерчивают только исходные положения, которые должны конкретизироваться на уровне национального законодательства. Однако следует выделить круг международных соглашений, непосредственно затрагивающих сферу валютного контроля. Речь идет о межправительственных соглашениях, о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля. Так, подобное Соглашение было заключено 22 октября 1996 г. между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан. В развитии этого Соглашения между Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан был подписан Протокол от 12 марта 1997 г. о сотрудничестве и взаимные обязательства сторон по обмену информацией, исполнению запросов, обмену опытом, оказанию помощи в подготовке кадров, а также по содействию в установлении контактов с иными органами договаривающихся сторон, наделенными полномочиями в области валютного и экспортного контроля. Аналогичное соглашение подписано с Азербайджанской Республикой.

Тем самым нормы международного права выполняют две основные функции применительно к регулированию валютных отношений и валютного контроля: во - первых, нормы международных соглашений закрепляют принципиальные подходы к формированию валютной политики государств; во - вторых, они могут непосредственно воздействовать на контрольные правоотношения, как это имеет место в случае с международными договорами о правовой помощи в сфере валютного контроля.

Основные компоненты системы валютного контроля находят свое отражение в законах и подзаконных актах, издаваемых по валютным вопросам.

Страница 28 из 33

Основные направления и организационные основы валютного регулирования и валютного контроля

Валютное законодательство служит правовой основой валютного регулирования и валютного контроля.

Под валютным регулированием понимают определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями с целью защиты национальной валюты, поддержания ее устойчивости, ограничения масштабов утечки капитала из страны, обеспечения необходимого уровня валютных резервов страны и равновесия платежного баланса.

Основные направления валютного регулирования в России следующие:

Формирование и развитие национального валютного рынка;

Регулирование курса национальной валюты;

Определение сферы применения иностранной валюты в стране;

Регламентация порядка осуществления резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и перевоза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;

Определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

Определение полномочий и функций органов валютного регулирования.

К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:

Требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;

Лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операции и выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;

Требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;

Введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

Ограничение сроков продажи части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;

Требование предварительного депонирования импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте при предоплате импорта товаров;

Установление лимитов открытой валютной позиции банков;

Лимитирование вывоза иностранной и национальной валюты из России;

Введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.

В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, определяет порядок проведения расчетов с иностранными государствами (п. 10 ст. 4). Банк России является органом государственного валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле (ст. 53).

По Закону "О валютном регулировании и валютном контроле" (ст. 9) Банк России как основной орган валютного регулирования:

Определяет сферу-и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

Издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

Проводит все виды валютных операций;

Устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

Устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;

Устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии.

Валютный контроль - это государственный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства.

В Российской Федерации он осуществляется по следующим направлениям:

Определение порядка и форм учета, отчетности и документации, проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

Надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для них лицензий и разрешений;

Контроль экспортных операций;

Контроль импортных операций;

Контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной валюты из РФ по контрактам, обладающим признаками фиктивности;

Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;

Определение полномочий и функций органов и агентов валютного контроля.

Валютный контроль осуществляется в России в трех основных формах: путем документарного надзора, основанного на анализе бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности; с помощью инспекционных проверок и путем применения мер воздействия в случае нарушения валютного законодательства.

По Закону "О валютном регулировании и валютном контроле" валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций Правительства РФ по валютному контролю была образована федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного контроля является также Государственный таможенный комитет (ГТК).

Агентами валютного контроля согласно Закону "О валютном регулировании и валютном контроле" (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку Российской Федерации (п. 4 ст. 11), таможенные органы - ГТК РФ.

Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" определяет функции органов и агентов валютного контроля (ст. 12). Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

Осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также контроль за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

Проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в ст.14 устанавливает ответственность за нарушение валютного законода-тельства. Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

Взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;

Взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля запрашиваемых ими документов и информации об осуществлении валютных операций несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности в данных случаях устанавливается Банком России.

При повторном нарушении вышеперечисленных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

Взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;

Приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов лицензий и разрешений, выданных органами валютного контроля;

Других санкций, установленных законодательством России.

Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, в судебном порядке.

Должностные лица юридических лиц - резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц - нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ст. 15 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля. Они имеют право в пределах компетенции этих органов:

Проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;

Приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления запрашиваемых документов и информации;

Приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций.

Валютное регулирование и валютный контроль тесно связаны. Большинство документов валютного законодательства посвящены одновременно валютному регулированию и валютному контролю. С одной стороны, введение той или иной нормы валютного регулирования обычно сопровождается установлением порядка контроля за соблюдением данной нормы и меры ответственности за ее нарушение. С другой стороны, регламентация порядка осуществления валютного контроля, например, за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, означает установление такой нормы валютного регулирования, как порядок платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.