Меню Рубрики

Кто из субъектов закупки выступает муниципальным заказчиком. Кто такой заказчик-застройщик? Аналогичные Положения и их роль в установлении терминологии

Заказчик – юридическое лицо, которое непосредственно осуществляет закупку товаров, работ и услуг на государственные (муниципальные) нужды, а также на нужды конкретной организации, учреждения, предприятия, и заключает с исполнителем контракт. В законодательных документах, регулирующих проведение закупок, термин «заказчик» не имеет однозначного определения. Чтобы конкретизировать его, рассмотрим понятие по 44-ФЗ, по 223-ФЗ.

Заказчик по 44–ФЗ:

  • Государственный заказчик, под которым следует подразумевать государственный орган, орган государственной власти, государственное казенное учреждение, орган управления внебюджетным фондом, которые действуют в интересах Российской Федерации, ее субъектов, уполномочены принимать на себя бюджетные обязательства от имени государства, и осуществляют закупки.
  • Муниципальный заказчик, то есть муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение, которые действуют в интересах определенного муниципалитета, уполномочены принимать на себя бюджетные обязательства от его имени, и осуществляют закупки.
  • Бюджетное учреждение, которое осуществляет закупки. Однако бюджетное учреждение не всегда может быть заказчиком по закону о ФКС. Эти случаи прописаны в части 1 статьи 15 Федерального закона «О контрактной системе…». Итак, бюджетное учреждение не является заказчиком по 44-ФЗ:
  1. если им до начала календарного года было разработано и утверждено Положение о закупке по Федеральному закону № 223-ФЗ и размещено в единой информационной системе;
  2. если им планируется производить закупку за счет грантов, собственных доходов;
  3. если учреждение будет являться исполнителем по контракту.
  • Иные юридические лица, которые не имеют статуса государственного или муниципального учреждения, если им выделяются инвестиции из бюджетного фонда.
  • Автономные учреждения, унитарные предприятия государственного или муниципального значения, которые инвестируют объекты, находящиеся в собственности у государства, муниципалитетов.

Заказчик по 233-ФЗ – это юридическое лицо, в котором 50% уставного капитала находится в государственной собственности, собственности субъектов страны или муниципальных образований. К таким юридическим лицам и фактически к заказчикам по 223-ФЗ относятся:

  • Государственные корпорации и компании, естественные монополии.
  • Организации, сферой деятельности которых являются регулируемые виды деятельности в таких сферах как газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение, утилизация (захоронения) твердых бытовых отходов, очистка сточных вод.
  • Дочерние хозяйственные общества.
  • 2014г – заказчики по 44 ФЗ при финансировании закупки с негосударственных источников.

Изменение законодательной базы в сфере закупок требует от заказчика определенной «сноровки», чтобы и неконкурентные закупочные процедуры были проведены по регламенту. При этом законодательный документ не ограничивает заказчика: он может обеспечивать собственными силами, с помощью специально созданной контрактной службы, либо передать данное направление деятельности на аутсорсинг.

При описании фигуры заказчика в строительстве ориентируются на те нормативные документы, которые в большей степени регламентируют его текущую роль. Заказчик, как лицо управляющее строительством, может по характерным особенностям отождествляться с фигурой застройщика, а по объёму и содержанию функций - частично пересекаться с инвестором и/или генеральным подрядчиком. При этом роль заказчика в строительстве с применением именно этого наименования в документе подробно изложена в «Положении о заказчике при строительстве…» и в Гражданском кодексе РФ.

Определение и границы термина

Заказчик в строительстве ­– это лицо, которое порученным ему строительством управляет. Заказчиком может быть юридическое и физическое лицо, которое уполномочено инвестором реализовывать проект, или само являющееся инвестором. От имени инвестора или застройщика заказчик организовывает отношения и деятельность подрядчиков, направленную на выполнение инженерных изысканий, проектной документации и хода строительства.

Заказчик и инвестор

Из определения заказчика следует возможность как совмещения в одном лице функций инвестора и заказчика, так и разделения их. Поскольку инвесторы производят капитальные вложения с задействованием собственных и/или привлекаемых средств, то различия определяются тем, вкладывает ли заказчик собственные средства в проект и инициирует ли он в этой роли проект вместе с другими инвесторами.

Если заказчик рассматривается исключительно как нанимаемое лицо, уполномоченное инвестором заниматься управлением строительством, то он наделяется правами владения капитальными вложениями и использования их в период полномочий, который устанавливается договором. В случае нарушения инвестором договорных обязательств заказчик вправе прекратить исполнение обязательств со своей стороны.

Заказчик и застройщик

Заказчик может получить полномочия и от застройщика на период строительства (период полномочий, определяемый договором) или совмещать в одном лице функции заказчика-застройщика. Для того чтобы понятия стали тождественными в одном субъекте, заказчик должен быть юридическим лицом, владеть на правах собственности или аренды земельным участком и иметь право самостоятельно принимать решение по самому факту реализации программы строительства. В Гражданском кодексе фигура заказчика коррелирует с фигурой застройщика в Градостроительном кодексе.

Именно лицо обладающее правом на земельный участок, может сначала получать разрешение на строительство, затем – на введение его в эксплуатацию, и после окончания строительства – на регистрацию права собственности. Отсюда следует и одно из требований Гражданского кодекса к заказчику о своевременном предоставлении для строительства земельного участка.

Заказчик и проектировщик

Заказчик, как лицо, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) архитектурного объекта, обязан иметь на руках выполненный по архитектурно-планировочному заданию архитектурный проект. Выполняться этот проект должен архитектором, имеющим соответствующую лицензию. В связи с этим, заказчик отбирает проектировщиков и определяет техническое задание.

Как правило, заказчик заключает договор с генеральным проектировщиком, который потом, при необходимости, привлекает к решению задачи субподрядных проектировщиков и изыскателей. При этом вопросы получения согласования и разрешения соответствующих органов на проведение изысканий и проектных работ входят в круг задач заказчика.

Заказчик и подрядчик

В большинстве случаев для непосредственного исполнения строительных задач заказчик заключает договор подряда с генеральным подрядчиком, а тот уже, в свою очередь, посредством субподрядных договоров, при необходимости, привлекает к процессу субподрядчиков. В такой классической схеме многих заказчиков не устраивает, что они не знают, какими именно исполнителями, в конечном счёте, будет выполняться работа.

Чтобы устранить эту неосведомлённость, прибегают к нескольким способам:

  1. Указанный исполнитель . В договоре генерального подряда чётко оговаривается, что ключевые и значимые работы (с их перечнем) генеральный подрядчик должен выполнять лично, передавая субподрядчикам менее существенные функции. На практике же в строительстве невыполнение даже, на первый взгляд, незначительной задачи может нарушить график и сорвать процесс. Поэтому часто прибегают ко второму способу.
  2. Согласованные списки субподрядчиков . При таком подходе заказчик предварительно должен одобрить тех субподрядчиков, которых генеральный подрядчик планирует привлечь к строительству. Происходить это может как комплексно, в едином тендерном пакете вместе с генподрядчиком, так и локализовано – отдельным списком.
    • В первом случае, во время выставления своей кандидатуры на торги, генеральный подрядчик демонстрирует свою сеть субподрядчиков, что даёт возможность заказчику делать выбор «пакетно» – принимать решение с учётом того, кто будет привлекаться для субподрядных работ.
    • Во втором случае, заказчик начинает работать с генеральным подрядчиком, позднее отдельно принимая решение по предложенным кандидатурам субподрядчиков. Если после проверки какой-либо из субподрядчиков вызывает сомнения, его кандидатура может быть отклонена. Согласование, однако, следует проводить до подписания договора субподряда. В противном случае при одностороннем отказе со стороны генподрядчика сотрудничать с субподрядчиком, заказчик не будет нести никакой ответственности, поскольку никак не связан в правовом смысле с субподрядчиком, но генподрядчик будет за это «отвечать». Второй подход при согласовании распространён при давних устоявшихся связях заказчика и генподрядчика.
  3. Прямой договор субподряда . С согласия генерального подрядчика заказчик может привлекать субподрядчиков напрямую, подписывая соглашение на выполнения отдельных работ (ст. 706, п. 4 ГК РФ это допускает). В этом случае стороны уже ответственны друг перед другом за соблюдение условий договора. В плане расчётов заказчик тоже иногда может оплачивать работу субподрядчика напрямую (минуя ответственного посредника в лице генподрядчика). Но это допускается либо при прямом договоре субподряда, либо, если стороны при подписании контрактов генерального подряда и субподряда сразу оговорили такую возможность.

Поскольку любое строительство имеет свою специфику, заказчик обычно не «привязывается» к неким стандартным классическим форматам, а выбирает те, которые в данной конкретной ситуации использовать наиболее целесообразно.

Заказчик и поставщик

Отношения заказчика и поставщика тоже со временем начинают уходить от стандартных однозначных схем, однако по-прежнему наиболее распространены две модели:

  • В первой – узкой – заказчик связан только с поставщиками оборудования. Поставщики товарно-материальных ценностей, сырья, конструкций заключают договор с подрядчиками напрямую.
  • Во второй – расширенной модели отношений – заказчик частично решает задачи по приобретению материалов и сырья. Часто в таких схемах поставщики могут работать напрямую и с заказчиком, и с генеральным подрядчиком, и с субподрядчиками. При этом заказчик имеет определённое Гражданским кодексом право контролировать качество материалов, предоставленных подрядчиком. Всё это требует высокой координации действий, поэтому к особо сложно координируемому варианту чаще прибегают как к вынужденной мере. Однако, независимо от формата отношений, заказчик оставляет за собой право контроля качества.

Все отношения с поставщиками строятся через подписания договоров купли-продажи или договоров поставки (в зависимости от контекста и правовых нюансов).

Функции заказчика

Функции, которые закреплены за заказчиком, зависят от стадий работы над строительным проектом и области осуществления процесса.

Функциональный набор обязанностей заказчика на каждом конкретном проекте уточняется отдельно, а особенности отражаются в соглашениях. При этом важно не допускать совмещение функций исполнителя и контролёра в одном подразделении компании-заказчика.

Права заказчика

Заказчик, если иное не установлено условиями конкретных соглашений, реализовывая задачи и исполняя обязанности, имеет право:

Согласно статье 748 ГК РФ, заказчик имеет право контролировать ход строительства, ход работ, качество материалов и целесообразность их использования, не вмешиваясь при этом хозяйственную деятельность подрядчика. Часто эту функцию относят к обязанностям заказчика, что неверно. Контроль за ходом работ и надзор за строительством выносятся в категорию «права», потому что подобный контроль относится к сфере объективных интересов заказчика. Отсутствие контроля повышает, в первую очередь, риски самого заказчика, особенно, когда речь идёт о праве собственности на объект строительства (реконструкции, ремонта).

Заказчик здесь преследует, по меньшей мере, две задачи:

  • точное выполнения ТЗ на основе технической документации,
  • недопущение возможности квалифицировать будущий объект как самовольную постройку.

В случае получения объектом строительства статуса самовольной постройки государственная регистрация права собственности окажется под вопросом. Кроме того, это может привести к сносу постройки.

Поэтому вторым пунктом статьи 748 ГК РФ вводится уже обязательство заказчика немедленно заявить об обнаруженных недостатках подрядчику. Если заказчик сразу этого не делает, он лишается права позднее ссылаться на обнаруженные им недостатки.

ЗАКАЗЧИК организация, предприятие или учреждение, имеющие выделенные в установленном порядке средства для осуществления капитального строительства или ремонта и заключающие в этих целях договор на производство проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ с подрядной организацией

(Болгарский язык; Български) - инвеститор; възложител

(Чешский язык; Čeština) - investor

(Немецкий язык; Deutsch) - Auftraggeber

(Венгерский язык; Magyar) - megrendelő

(Монгольский язык) - захиалагч

(Польский язык; Polska) - zleceniodawca

(Румынский язык; Român) - beneficiar

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) - naručilac

(Испанский язык; Español) - cliente

(Английский язык; English) - client; customer

(Французский язык; Français) - client

юридическое или физическое лицо, уполномоченное осуществить реализацию проекта по строительству. (Смотри: Правила системы сертификации электроустановок зданий. Основные положения. Утверждены Приказом Минтопэнерго РФ от 26 декабря 1995 г. №264.)

Источник: "Дом: Строительная терминология", М.: Бук-пресс, 2006.


Строительный словарь .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЗАКАЗЧИК" в других словарях:

    Лицо (физическое или юридическое), заинтересованное в выполнении исполнителем работ, оказании им услуг или приобретении у продавца какого либо продукта (в широком смысле). Иногда при этом предполагается оформление заказа, но не обязательно.… … Википедия

    См … Словарь синонимов

    заказчик - Организация, предприятие или учреждение, имеющие выделенные в установленном порядке средства для осуществления капитального строительства или ремонта и заключающие в этих целях договор на производство проектно изыскательских и строительно… … Справочник технического переводчика

    ЗАКАЗЧИК, см. заказывать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Сторона в договоре подряда; юридическое или физическое лицо, формирующее задание для осуществления работы подрядным способом. По английски: Client Синонимы английские: Customer См. также: Договоры подряда Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    - (ЗАСТРОЙЩИК) по определению ФЗ Об архитектурной деятельности от 18 октября 1995 г. гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение… … Юридический словарь

    Юридическое или физическое лицо, сделавшее заказ другой стороне, изготовителю, продавцу, поставщику товаров и услуг. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЗАКАЗЧИК, заказчика, муж. Лицо, дающее заказ (см. заказ1). У этого сапожника много заказчиков. Портной шьет из материала заказчиков и из своего. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЗАКАЗЧИК, а, муж. Тот, кто делает заказ (в 1 знач.), заказывает что н. | жен. заказчица, ы. | прил. заказчицкий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Юридическое или физическое лицо, обратившееся с заказом к другому лицу изготовителю, продавцу, поставщику товаров и услуг (подрядчику). В качестве заказчика могут выступать правительство, государственные органы, учреждения, организации,… … Экономический словарь

    Заказчик - (customer) юридическое или физическое лицо, в интересах и за счет средств которого осуществляются закупки. Заказчиком выступает собственник средств или их законный распорядитель, а выразителями его интересов – руководители, наделенные правом… … Экономико-математический словарь

Книги

  • Анонимный заказчик , С. Высоцкий. Вашему вниманию предлагается очередная книга серии: Детектив. Фантастика. Приключения. 2, в которую вошел роман советского писателя Сергея Высоцкого Анонимный заказчик. Сюжет романа построен…

В функции технического заказчика входит:

  • подготовка всех видов разрешительных документов;
  • получение всех необходимых согласований;
  • экспертиза строительных площадок и консультации по вопросам их организации;
  • выполнение всех технических условий, необходимых для подключения к инженерным сетям;
  • финансовый контроль.

Таким образом, технический заказчик играет важную роль в управлении процессом строительства, тесно взаимодействует со всеми участниками строительного процесса, выполняет технический надзор и координирует все этапы стройки, а также сроки и качество процессов.

Необходимость в техническом заказчике как в отдельной организации возникла в 80-х годах прошлого века. Тогда же Госстрой утвердил отдельную службу, предназначенную для подготовки к строительству объекта и выполнения технадзора за самим строительством. Идея оправдала себя, и качество строительства ощутимо возросло. Но после распада СССР эта служба больше не смогла выполнять свои функции в условиях нового времени.

В современных условиях функции технического заказчика настолько разнообразны, что для их эффективного выполнения необходимы обширные знания и внушительный опыт. Технический заказчик - это не специальность, поэтому таких специалистов не готовят в университетах. Чтобы им стать необходимы многолетние практические знания и опыт работ в строительстве. Включаясь в процесс строительства, технический заказчик оформляет контракт на реализацию необходимого комплекса услуг, что ставит перед ним еще и необходимость разбираться в юридической стороне вопроса (распорядительной документации, судебной практике и т. д.).

Нормативно-правовая база

Нормативно-правовая база деятельности технического заказчика появилась в 2011 году, когда были приняты соответствующие поправки в Градостроительный кодекс РФ. С тех пор под термином технического заказчика официально стало пониматься физическое или юридическое лицо, уполномоченное застройщиком и действующее от его имени и в его интересах на профессиональной основе.

Согласно п. 22 Градостроительного кодекса РФ в функции технического заказчика входит:

  • заключение контрактов на инженерные изыскания, разработку проектной документации, строительство, реконструкцию и капремонт зданий и сооружений;
  • подготовка зданий к реконструкции и капремонту;
  • предоставление контрагентам, проводящим строительство, ремонт и реконструкцию, необходимой документации и материальной базы для надлежащего выполнения их деятельности;
  • утверждение проектной документации;
  • подготовка и оформление документов, необходимых для сдачи объекта в эксплуатацию;
  • другие функции, предусмотренные Кодексом.

При этом важно отметить, что застройщик имеет абсолютное право реализовывать все перечисленные функции технического заказчика самостоятельно.

Роль технического заказчика в возведении объекта

Многие специалисты сравнивают роль технического заказчика в современном строительстве с дирижированием в оркестре. Ведь в его функции входит не только оформление всей предпроектной и проектной документации, но и полное управление строительством объекта на всех стадиях: формирования, организации строительной площадки, возведения объекта и стадии сдачи его в эксплуатацию. Непосредственно он организует взаимодействие между всеми участниками строительного процесса: заказчиками и инвесторами, подрядчиками, проектировщиками, согласующими и разрешительными органами. Стоит отметить факт, что у каждого из перечисленных субъектов имеются собственные интересы в деле и задача технического заказчика - своевременно сдать объект, учитывая интересы участников процесса, учитывая сроки и заранее намеченный план строительства, учитывая все современные строительные правила и нормы.

Практический пример работы технического заказчика

Работа по возведению объекта начинается с намерения заказчика (инвестора) вложить деньги в возведение этого объекта на определенном земельном участке. На этом этапе уже начинается деятельность технического заказчика. Ему на основании градостроительного плана необходимо подготовить и подписать все необходимые предпроектные документационные работы:

  • заключить договор аренды на земельный участок;
  • заключить договор срочного безвозмездного использования данным участком на период проектирования, подготовки к строительству, период строительства объекта;
  • подготовить и подписать документацию о переводе земли в нужную категорию.

Таким образом, технический заказчик принимает на себя внушительный поток бумажной работы по предпроектной подготовке и подготовке массы разрешительных и согласовательных документов.

После этапа согласования архитектурной концепции будущего объекта начинается процесс получения условий технической направленности, необходимые для подключения объекта к существующей инженерной инфраструктуре. Все выданные технические условия необходимо своевременно зарегистрировать и подтвердить в многочисленных государственных организациях, связанных с эксплуатацией зданий и сооружений. А таких технических условий много и связаны они с организацией водоснабжения, теплоснабжения, канализации, электрификации, телефонизации, радиофикации, газификации и уличного освещения.

Чтобы подготовить проект к конкурсу по выбору проектной организации необходимо еще подготовить заранее согласованный план выбранного земельного участка, архивную геоподоснову, архитектурную концепцию и другие бумаги.

После выбора проектировщика технический заказчик берет на себя подготовку и подписание с ним договора о разработке проектной и сметной документации в определенные сроки. Полученную документацию техническому заказчику также придется ее согласовывать с различными департаментами, проводить различные экспертизы.

На заключительном этапе проектной подготовки вся проектная и сметная документация, все разрешительные и согласительные бумаги передаются инвестору для выбора подрядчиков, поставщиков стройматериалов и необходимого оборудования. Технический заказчик необходим и на этом этапе: именно он активно участвует в процессе подбора нужных организаций, отслеживает все этапы и сроки конкурса или торгов по выбору этих объединений.

После выбора подрядчиков и поставщиков технический заказчик оформляет на всю «команду» разрешение на строительство. Для этого он сначала проводит всю документационную работу по отводу выбранного земельного участка под строительные работы. На время выполнения всех строительных работ оформляет разрешение на использование инженерных коммуникаций от федеральной или муниципальной власти. Особенно много бумаг приходится оформлять в случае, если строительная площадка располагается рядом с автомобильной или железной дорогой, подземными коммуникациями и инженерными сооружениями.

Для реализации всех вышеприведенных функций самому техническому заказчику желательно (но необязательно) иметь допуск СРО. Однако, наличие такого допуска позволяет заказчику контролировать качество работ на проекте, осуществлять технический надзор и контроль, проверять качество конструкций и материалов, исправность применяемого оборудования.

После завершения стройки технический заказчик сдает объект в эксплуатацию и передает инвестору (заказчику) полный пакет документации для регистрации права собственности, в том числе гарантийные обязательства и бумаги для БТИ.

Уровень компетенции технического заказчика

Ряд лиц в наше время воспринимают объединение технического заказчика как вспомогательное, необходимое только для быстрого оформления всех разрешительных и согласовательных процедур. Но это не так. Объединение технического заказчика на экспертном уровне разбирается в следующих вопросах:

  • организация строительной площадки и деятельности на ней;
  • получение технических условий для подключения к существующим коммуникациям и сетям;
  • технический надзор за всеми этапами строительства;
  • финансовый надзор за расходованием денежных средств;
  • передача построенного объекта в эксплуатацию.

Таким образом, использование функций технического заказчика в полном объеме позволяет добиться высокого качества строительных работ, а также соблюдение всех сроков по заранее намеченному плану.

Отдельное направление деятельности технического заказчика - это финансовый контроль. Он включает в себя следующие функции:

  • согласование с инвестором стоимости всех работ;
  • проверка счетов и квитанций за выполненные услуги и проведенные работы;
  • мониторинг расходования финансовых средств в рамках утвержденной сметной документации;
  • отчет о своевременности применения выделенных финансовых средств;
  • контроль за работой бухгалтерского учета.

Учитывая многостороннюю работу заказчика с различными субъектами строительства, разрешительными и контролирующими органами в большинстве случаев технический заказчик - не одно лицо, а целая организация, работающая в форме ООО.

Государственный заказчик в процедуре госзакупок – это организационно-правовая единица, которая работает на бюджетных деньгах. Причем на деньгах не только общегосударственного бюджета, а также муниципальной казны. Понятие госзаказчика в предпринимательской среде в основном связано с контрактным режимом снабжения, хотя и в других отраслях хозяйственной деятельности можно встретить упоминание о заказах за казенные средства.

Договорная форма работы

Госзаказчик в контрактной (договорной) системе закупок – это государственная или муниципальная организационно-правовая единица, которая финансируется из соответствующих бюджетов и за их средства производит закупки товаров/работ/услуг для своих нужд.

Предпринимательской деятельностью госзаказчики не занимаются.

Развернутого перечня таких закупщиков нет, но критерии, по которым можно говорить о том, что конкретное учреждение может выступать в таком качестве, указаны в ФЗ-44. Там же есть и исключения, то есть приведены критерии для определения структур или отдельных заказов, которые не подпадают под действие Федерального закона 44.

Согласно ФЗ-44, государственный заказчик – это:

  1. Государственное или муниципальное учреждение.
  2. Субъект, имеющий полномочия действовать от имени государства или субъекта федерации.
  3. Субъект, обладающий правом принимать на свои счета средства из бюджетов разных уровней и расходовать их.
  4. Субъект, прошедший аккредитацию на общегосударственном электронном ресурсе госзакупок.

Только при соответствии организационно-правовой единицы всем перечисленным критериям можно говорить о том, что данное учреждение или организация может быть закупщиком при договорном режиме.

Исключениями из контрактного режима являются отношения снабжения:

  1. Для обеспечения выполнения некоторых видов международных договоров.
  2. По приобретению услуг, связанных с обеспечением безопасности некоторых общегосударственных или муниципальных структур или отдельных должностных лиц.
  3. При обеспечении нужд участковых избирательных комиссий, созданных в период проведения выборов разных уровней.

Более подробно перечисленные случаи снабжения казенных бюджетных структур рассмотрены в самом ФЗ-44.

Вне договорной процедуры

Вне контрактного режима государственными заказчиками могут выступать все те же бюджетные структуры, которые перечислены в законе, если они работают за пределами контрактной процедуры и осуществляют закупки, не подпадающие под действие ФЗ-44.

Такие процедуры также контролируются законами и подзаконными нормативными актами, изданными для регулирования деятельности в некоторых специфических и стратегически важных для страны отраслях экономики. Однако не исключено, что такие закупщики выставляют некоторые заказы по обеспечению своих нужд и в договорную систему.

Схема проведения тендера: Видео