Меню Рубрики

Объявление технического дефолта 1998. Смотреть что такое "Дефолт в России (1998)" в других словарях. Курс валюты, внешний долг

После того как СССР перестал существовать, Россия практически постоянно испытывала финансовые проблемы. Государство остро нуждалось в иностранном финансировании, при этом обслуживание внешнего долга оно гарантировать не могло. В результате огромного количества не только внешних, но и внутренних займов сформировался большой государственный долг. Именно это и стало предпосылкой известного во всем мире события, вошедшего в историю как «черный четверг» 1998 года.

Наращивание государственного долга, или С чего все начиналось

В соответствии с информацией, представленной ЦБ РФ, к моменту кризиса ЗРВ страны соответствовал 24 миллиардам долларов. При нерезидентам рынка ГКО/ОФЗ и фондового рынка составлял 36 миллиардов долларов. Средний размер ежегодного долга нерезидентам приближался к показателю в 10 миллиардов долларов в год. Усугубило ситуацию резкое падение стоимости сырья на международном рынке. Понижение коснулось нефти, газа и металлов. В это же время на территории Азии начался мировой финансовый кризис. Валютные доходы России сократились в несколько раз, курс доллара в 1998 году обновил свой максимум, а зарубежные кредиторы стали испытывать сильные сомнения и опасения в плане предоставления финансовой поддержки государству с нестабильной экономической ситуацией.

Негативные настроения: все началось в июле

Несмотря на критическое положение дел в стране, «черный четверг» 1998 года приблизило выступление Мишеля Камдессю, занимавшего в то время пост МВФ. Из-за его слов относительно того, что даже при выполнении всех условий МВФ Россией фонд не сумеет выдать займа в размере 15 миллиардов долларов, который запросило государство, тревоги о девальвации национальной валюты приобрели особо острый характер.

Уже 7 июля ЦБ РФ полностью остановил выдачу финансовым институтам кредитов ломбардного типа. 9 июля состоялись переговоры, по результатам которых государство имело все шансы на получение кредита в размере 22,6 миллиардов долларов. На следующей день ООН заявило о том, что сможет принести стране небывалую пользу, и она является явлением, крайне необходимым для экономики.

Фиктивная смена настроений

События, которые происходили в стране в конце июля, давали надежду на то, что дефолт 1998 может не состояться. Так, 29 числа государству был выделен первый транш внешних займов экстренного типа. Его размер составлял порядка 14 миллиардов долларов. Угроза девальвации отступила. 24 числа этого же месяца ставка рефинансирования ЦБ была понижена до показателя в 60%. Немного сменило позитивные настроения выступление занимающего пост директора экономического института. Он официально раскритиковал политику правительства страны и настаивал на ускорении девальвации национальной валюты.

События августа 1998 года - приближение кризиса

Кризис 1998 года в России начал усугубляться после временного затишья уже 5 августа, когда правительство попросило увеличить лимит заимствований государству с 6 миллиардов долларов до 14. Такое решение явно свидетельствовало о том, что страна просто не способна финансировать свой бюджет за счет внутренних источников.

Уже 6 августа государству был выдан третий транш на реконструкцию экономики в размере 1,5 миллиардов долларов. Российские долговые обязательства на мировом рынке упали до минимальных значений. «Черный четверг» 1998 года становился все ближе и ближе.

Постепенное крушение экономики

Неизбежное обрушение котировок российских бумаг состоялось уже 11 августа. Акции в РТС понизились за сутки на 7,5%. Именно это стало причиной остановки торгов. В течение суток банки безостановочно продолжали скупать иностранную валюту. Уже вечером этого же дня, когда курс доллара 1998 года достиг своего апогея, большинство крупнейших банков страны остановили все свои операции.

12 августа резкий интерес к валюте стал предпосылкой к полной остановке межбанковского кредитного рынка. Начался кризис ликвидности. Банки, которые нуждались в больших суммах средств для выполнения своих обязательств по форвардным контрактам, столкнулись со сложностями в сфере возврата ссуд. ЦБ проинициировал снижение лимитов на продажу валюты самым большим коммерческим банкам, чем существенно сократил свои расходы на поддержание курса рубля. Агентства Moody`s и Standard & Poor`s 13 августа объявили о резком снижении кредитного долгосрочного рейтинга государства. Министр финансов и заместитель директора ЦБ сообщили в прессе о том, что валютный рынок и рынок государственных облигаций с этого момента будут поддерживаться самими банкирами. 14 августа можно было увидеть на улицах возле банков целые очереди вкладчиков, которые пытались вернуть свои средства.

«Черный четверг» 1998 года

Черное пятно на истории России под названием «Черный четверг» обозначало технический ее неспособность платить по своим обязательствам - ни внешним, ни внутренним. 17 августа, после выступления занимающего пост главы правительства, стало понятно, что девальвация состоялась. Он говорил о мероприятиях, направленных на стабилизацию и нормализацию как финансовой, так и

На 90 дней было приостановлено выполнение обязательств перед иностранными гражданами по кредитам, по сделкам в рамках срочного рынка и по залоговым манипуляциям. Полностью была остановлена торговля ГКО. Россия перешла на плавающий курс валюты. После расширения коридора от 6 до 9,3 рублей за доллар контролировать ситуацию правительство было не в состоянии. Курс доллара 1998 года всего за два месяца повысился в несколько раз и уже в октябре составлял 15,9 рублей за доллар в сравнении с 6 рублями на начало лета 1998 года.

Что происходило в стране после объявления дефолта?

После того как дефолт 1998 года был официально объявлен, банки моментально перестали выдавать вклады. Ситуация объяснялась тем, что обязательства финансовых институтов выражались в долларах, а активы - в рублях. Если начать выдачу вкладов при наличии девальвации, сформируются дыры в балансе, которые могут поставить под удар всю банковскую систему государства.

Международная организация Visa Int. заблокировала прием карт крупнейшего банка страны «Империал». Все остальным финансовым институтам было рекомендовано воздержаться от выдачи наличных средств по картам. Высокий курс доллара в 1998 году стал основой для запрета на установление разницы между покупкой и продажей валюты более 15%. Происходил естественный отбор финансовых заведений, оставались только сильнейшие. Был дан отказ от введения временных администраций. Кредитование финансовых администраций происходило на условиях передачи ими в распоряжение правительства пакетов акций. Далее был указ о снятии полномочий с кабинета министров и об отстранении от дел главы государства.

Финансовые потери

Настоящим испытанием и новыми перспективами запомнился многим жителям страны 1998 год. Дефолт в России стал причиной потери только в августе 96 миллиардов долларов. Потери корпоративного сектора составили не менее 19 миллиардов долларов. Коммерческие финансовые институты понесли убытки в размере 45 миллиардов долларов. Многие эксперты финансового мира склонны полагать, что данные цифры являются весьма заниженными.

ВВП сократился до 150 миллиардов долларов. Статус самого большого мирового должника был навешан на Россию именно в августе 1998. Рубль практически обесценился, а размер внешнего долга при этом составил не менее 220 миллиардов долларов. Это сумма соответствовала 147 % ВВП. Внешний долг - это не единственное, что принес 1998 год. Дефолт в России стал причиной внутреннего долга. Общие обязательства государства перед гражданами страны составили 300 миллиардов долларов, что соответствовало 200% ВВП. На западе сконцентрировалось порядка 1,2 триллиона долларов, но уже по неофициальным данным из Америки. Большой плюс, который получила страна после «черного четверга» - это полный отказ от экономики по сырьевой модели и активное развитие практически всех сегментов деятельности, на месте которых до момента кризиса находился импорт.

Развал СССР, случившийся в начале 90-х годов прошлого века, для кого-то стал «величайшей катастрофой», для кого-то радостным сюрпризом, но и для тех и для других обернулся экономическим коллапсом. Пик этой катастрофы случился в августе 1998 года. А еще точнее - 17 августа, когда России признало невозможность сводить концы с концами и объявило всему миру о своем банкротстве. Был объявлен дефолт (отказ от выполнения обязательств) по основным долговым обязательствам.

Экономика страны к этому времени пришла в упадок. Доходы бюджета снизились, по подсчетам экономиста Евгения Ясина, на 40%. При этом коммунисты, контролировавшие и выступавшие против политики реформ, требовали наращивать расходы для улучшения жизни «простых россиян».

Уровень жизни в 90-е годы и в самом деле резко обвалился по сравнению с временами СССР, часть советских предприятий обанкротилась, были задержки зарплаты, росла безработица, производственные мощности, способные приносить доход, были, как тогда говорили, «прихватизированы бандитами» и «красными директорами», а потом перекуплены банками. Правительство отдавало госсобственность за бесценок, в обмен на займы и политическую лояльность курсу реформ.

Налоги собирать не получалось даже у ВЧК (временной чрезвычайной комиссии), созданной, как сейчас бы сказали, «успешным менеджером», а тогда вице-премьером . Для выполнения социальных обязательств правительство было вынуждено наращивать заимствования на внутреннем и внешнем рынке через продажу гособлигаций.

Власти продавали ГКО - государственные краткосрочные облигации, условно говоря, за 100 рублей, и обещали держателям ГКО через год вернуть долг, выплатив 149 рублей за каждую облигацию (в середине 1998 года доходность ГКО удвоилась и составлял 49,2%). Среди держателей ГКО были российские инвесторы, банки и иностранные фонды (нерезиденты). Но во второй половине 90-х эта схема пополнения госбюджета стала давать сбои. Обязательства по погашению ГКО накапливались, а приток реальных денег в бюджет сокращался.

Этому способствовали несколько причин. , занимавший тогда пост замминистра финансов, в интервью «Газете.Ru» назвал, как минимум три причины кризиса: политическое противостояние Ельцина и КПРФ, обвал нефтяных цен, финансовый кризис в юго-восточной Азии.

Из-за этих событий иностранные инвесторы стали опасаться давать взаймы развивающимся экономикам. Или давали, но на более жестких условиях. Ко времени объявления дефолта нерезиденты купили облигаций на $10 млрд. Обслуживание ГКО стало проблемным и новые займы привлекались в том числе для того, чтобы расплатиться по предыдущим и закрыть дефицит бюджета. Причем объемы привлечения денежных средств с рынка постоянно увеличивались. Так, объем размещения ГКО-ОФЗ вырос со 160 млрд рублей в 1995 году до 502 млрд рублей в 1997-м. Сформировалась финансовая пирамида.

Кроме того, для покрытия дефицита бюджета правительство брало в долг у Международного валютного фонда, Всемирного банка и других финансовых организаций. Но 3 июля 1998 года исполнительный директор Мишель Камдессю заявил, что даже в случае исполнения Россией всех требований фонда, он вряд ли сможет выдать заем в $15 млрд, который запросила Россия. Впрочем, спустя неделю МВФ все-таки согласовал заем, причем на $25 млрд, чтобы западные инвесторы не потеряли средства, ранее вложенные в ГКО.

Спалили кредиты и резервы

Кроме того, правительство пыталось бороться с инфляцией с помощью достаточно спорных мер. Например, за счет удержания завышенного курса рубля к доллару, на что тратились значительные средства.

В одном из августовских отчетов о расходовании очередного транша МВФ в $4,8 млрд председатель ЦБ сообщил: $1 млрд пошел на погашение долгов по ГКО, а $3,5 млрд потрачены на удержание курса рубля.

В качестве антиинфляционной меры использовалось также сокращение денежного предложения, в том числе за счет массовых невыплат зарплат и пенсий, невыполнения обязательств по госзаказу и перед бюджетными организациями.

В итоге инфляция немного снизилась, но денег в обороте становилось все меньше, инвестиции в экономику не росли, начался рост неплатежей между коммерческими партнерами, расцвели бартерные сделки, при которых с контрагентами расплачивались не деньгами, а товарами и услугами.

Одновременно с этим правительство проводило либерализацию международных операций с валютой, что приводило к оттоку капитала из страны и усиливало внешнее давление на российский рубль.

Экономика взяла «плавающий курс»

Власти тем не менее обещали, что девальвации не будет. 14 августа президент сделал эпохальное заявление на эту тему: «Девальвации рубля не будет. Это твердо и четко». Он обосновал свою позицию:

«Мое утверждение — не просто моя фантазия, и не потому, что я не хотел бы девальвации. Мое утверждение базируется на том, что все просчитано. Работа по отслеживанию положения проводится каждые сутки. Положение полностью контролируется».

Но через три дня правительство объявило о том, что на 90 дней приостанавливается выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Купля-продажа ГКО прекратилась.

Одновременно было объявлено об отказе от удержания стабильного курса рубля к доллару США. ЦБ ввел «плавающий курс» рубля, расширив при этом границы валютного коридора с 6 руб. до 9,5 руб. за доллар.

Слова «дефолт» в заявлении правительства не было, но экономика ушла в крутое пике. Курс рубля к концу 1998 года упал более чем в 3 раза — с 6 рублей за до 21 рубля за доллар.

Вскоре после дефолта был отправлен в отставку премьер и глава Сергей Дубинин. Новым премьером был утвержден , а руководителем ЦБ — .

Дефолт был жесткой посадкой. И правительство это понимало. Это был удар по имиджу страны. Из интервью «Газете.Ru» , тогдашнего зампреда ЦБ следует, что обсуждались и альтернативные варианты борьбы с дефицитом бюджета и покрытия долга перед держателями ГКО.

ЦБ в 1998 году мог включить печатный станок и размыть госдолг.

Но от этого варианта отказались. Хотя по словам Олега Вьюгина, он обсуждался в ночь с 17 на 18 августа. Пришли к выводу, что гиперинфляция, которая неизбежно последовала бы за вбросом дополнительной денежной массы, это худшее из зол.

Призрак дефолта на горизонте

С позиции сегодняшнего дня и Вьюгин, и Алексашенко уверенно заявляют, что дефолт был правильной мерой, оздоровил экономику России, западные инвесторы вернулись на российский рынок ОФЗ уже через год после объявленного властями дефолта.

А в начале 2000-х цена на нефть пошла в рост, и российская экономика вместе с ней. В 2008-м нефть обвалилась и экономика РФ снова обвалилась вместе с ней.

Граждане и власти извлекли уроки из двух кризисов - 1998 и 2008 годов, отмечают участники тех событий. Была создана система страхования вкладов, позволяющая сохранить хотя бы часть накоплений граждан. Но граждане тем не менее не могут избавиться от горького опыта. Как только с высоких трибун слышат заявления о том, что все будет хорошо, сразу же бегут в банк снимать с депозита последние копейки.

В июле выступил с прогнозом, сообщив, что в России возможно повторение событий 1997-1998 годов. Имеются похожие симптомы, например, рост задолженности и замедление темпов экономического роста. Всемирный банк также прогнозировал ухудшение ситуации на глобальных рынках.

С этим диагнозом не согласны ни в Кремле, ни в экспертном сообществе. Пресс-секретарь президента РФ сообщил, что нет поводов для дефолта. А экономист сообщил «Газете.Ru», что в России сейчас стагнация, причем, похоже затяжная, но это означает, что в таких условиях не будет ни роста, ни дефолта.

Россия после распада СССР испытывала серьезные финансовые трудности. Государству требовалось иностранное финансирование, но при этом были проблемы с гарантиями обслуживания внешнего долга. Производились как внутренние, так и внешние заимствования.

Результатом такой финансовой политики стал чрезмерно большой государственный долг. В последствие это привело к дефолту 1998 года. В истории этот день называется «черный четверг».

Причины дефолта

  • большой государственный долг;
  • падение мировых цен на сырье;
  • политическая обстановка в стране;
  • малоэффективные меры в отношении экономической системы (выпуск государственных краткосрочных обязательств);
  • кризис ликвидности;
  • обвал азиатских экономик.

Хронология событий

9 июля — завершились переговоры с представителями МВФ в Москве. У России были реальные шансы получить 22,6 млрд. долларов в течение двух лет.

20 июля – принято решение МВФ перевести России первый транш в размере 14 млрд. долларов. Возможность девальвации рубля снизилась.

5 августа – правительством было принято решение об увеличении внешних займов в текущем году. Это говорит о дефиците бюджета.

11 августа – стоимость российских ценных бумаг на биржах резко пошла вниз. Банки активно покупают валюту. К вечеру многие из них приостановили операции.

12 августа – вследствие роста спроса на валюту произошла стагнация межбанковского кредитного рынка, начался кризис ликвидности. ЦБ РФ понизил ограничения на продажу валюты крупным банкам.

13 августа – состоялась встреча министра финансов и зампреда ЦБ с руководителями крупных российских банков. Международные рейтинговые агентства снизили до минимального значения кредитный рейтинг России.
Правительство перестало поддерживать рынок государственных краткосрочных облигаций и валютный предполагалось, что этим будут заниматься банкиры.

15 августа — президент Б. Ельцин срочно возвращается в Москву. Состоялось совещание с участием глав Минфина и Центробанка, представителя России в международных финансовых организациях. Премьер-министр поручил разработать мероприятия по нормализации ситуации.

17 августа – «черный четверг». Произошел технический дефолт страны, т.е. признана ее неспособность платить по внешним и внутренним обязательствам. Девальвация состоялась. Рубль по отношению к доллару подешевел в полтора раза. Операции с ГКО прекратились.
Банки перестали возвращать депозиты.

18 августа – замглавы администрации президента подал в отставку. Карты банка «Империал» международной системы Visa Int. были заблокированы.

20 августа — Центробанк гарантирует сохранность депозитов граждан во всех банках. Зампред ЦБ заявил об отказе от введения в банках временных администраций.

23 августа — отставка С. Кириенко. Исполняющим обязанности председателя правительства назначен В. Черномырдин.

Последствия дефолта

Иностранные инвесторы, в том числе CSFB, после переговоров с правительством России, смогли добиться выплат по ГКО в размере 1% от суммы долга.

Позиции экспорта усилились после девальвации валюты. Стали конкурентоспособными те российские предприятия, которые несли затраты в рублях, а продукцию экспортировали.

Курса рубля укреплялся до показателей 1996–1997 вплоть до 2005 года. Было признано малоэффективным использование в качестве антиинфляционной меры завышенного курса рубля. Он стал формироваться рынком.

Кризис в экономике стал крахом макроэкономической политики властей, которая проводилась с 1992 по 1998 годы. Смена власти способствовала скорейшему выходу из кризиса.

Монетарное регулирование стало более мягким. Практика приостановки социальных выплат и невыполнения обязательств по госзаказу и др. ушла в прошлое.

Бюджетная дисциплина значительно повысилась. Финансирования дефицита госбюджета не будет больше производиться посредством крупных заимствований. Выгоднее стало вкладывать в реальный сектор экономики, чем в ценные бумаги. Это привело к возобновлению роста производства.

Сразу после дефолта одной из действенных антикризисных мер стало регулирование цен на продукцию естественных монополий (ж/д транспорт, электроэнергия, и т.п.).

А как на вас, вашу семью повлиял дефолт 1998 года?

(англ. - невыполнение обязательств) - нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, неспособность производить своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять иные условия договора займа.

Этим термином обозначают любые виды отказа от долговых обязательств (т.е. он является синонимом понятия "банкротство"), но, как правило, его используют более узко, имея в виду отказ центрального правительства или муниципальных властей от своих долгов.

После распада СССР Россия в 1990-е годы почти постоянно испытывала финансовые трудности. Поэтому она остро нуждалась в зарубежных займах, но не могла надежно гарантировать обслуживание долга. Следствием больших внешних и внутренних займов явился огромный госдолг. По данным Центробанка, на момент кризиса резервы ЦБ составляли 24 млрд долларов, обязательства перед нерезидентами на рынке ГКО/ОФЗ (государственные краткосрочные обязательства/облигации федерального займа) и фондовом рынке - свыше 36 млрд долларов. Общая сумма платежей государства в пользу нерезидентов приближалась к 10 млрд долларов в год .

Ситуацию усугубляли снижение мировых цен на сырье (прежде всего на нефть, газ, металлы) и начавшийся весной 1998 года в Азии мировой финансовый кризис . Из-за этих событий валютные доходы правительства уменьшились, а частные иностранные кредиторы стали крайне опасаться давать займы странам с нестабильной экономикой.

По мнению экспертов, тревоги о возможной девальвации рубля резко усилились 3 июля 1998 года после заявления исполнительного директора МВФ Мишеля Камдессю, сказавшего, что даже в случае исполнения Москвой всех требований фонда, его организация вряд ли сможет организовать заем на 15 млрд долларов, который запросила Россия.

9 июля в Москве завершились переговоры с МВФ, в результате чего Россия имела реальные шансы в течение 2-х лет получить новые кредиты на сумму 22,6 млрд долларов.

10 июля, комиссия ООН для Европы: "Девальвация рубля почти неизбежна и даже желательна. Она может предоставить российской экономике временное облегчение".

20 июля МВФ принял решение выделить России первый транш экстренных внешних займов в размере 14 млрд долларов. Угроза девальвации рубля отступила.

29 июля директор Института экономического анализа Андрей Илларионов выступил с резкой критикой политики ЦБ РФ и призвал к скорейшему проведению девальвации рубля.

5 августа правительство приняло решение о резком - с 6 до 14 млрд долларов - увеличении лимита внешних заимствований России в текущем году. Фактически такое решение говорит о невозможности финансирования бюджета из внутренних источников.

6 августа МБРР принял решение выделить России третий займ на структурную перестройку экономики в размере 1,5 млрд долларов. На мировом рынке российские валютные обязательства достигли минимальных значений.

11 августа обрушились котировки российских ценных бумаг на биржах. Падение цен на акции в РТС превысило 7,5%, после чего торги были остановлены. Весь день банки активно скупали валюту, а к вечеру стало известно о приостановке операций целым рядом крупнейших банков.

12 августа резкий рост спроса на валюту привел к остановке межбанковского кредитного рынка и кризису ликвидности. У банков, которым были нужны большие суммы для выполнения форвардных контрактов, начались перебои с возвратом ссуд. ЦБ РФ снизил лимиты на продажу валюты крупнейшим коммерческим банкам, сократив свои затраты на поддержание курса рубля.

13 августа рейтинговые агентства Moody`s и Standard & Poor`s понизили долгосрочный кредитный рейтинг России. Состоялась экстренная встреча министра финансов Михаила Задорнова и зампреда ЦБ Сергея Алексашенко с представителями крупнейших российских банков. Правительство заявило, что поддержание валютного рынка и рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО) - дело самих банкиров.

15 августа президент Борис Ельцин, отдыхавший на Валдае, прервал отпуск и вернулся в Москву. Премьер-министр провел совещание с главами Центробанка, Минфина и спецпредставителем Кремля в международных финансовых организациях. Глава правительства дал поручение разработать меры по стабилизации ситуации.

17 августа 1998 года глава правительства Сергей Кириенко объявил о введении "комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики", которые фактически означали дефолт и девальвацию рубля. На 90 дней приостановилось выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, по сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Купля-продажа ГКО прекратилась .

Одновременно с приостановкой выплат по ГКО ЦБ РФ переходит на плавающий курс рубля в рамках границ валютного коридора от 6 до 9,5 рублей за доллар. Курс рубля упал по отношению к доллару сразу в полтора раза.

В этот же день банки перестали выдавать вклады. На улицах выстроились очереди обеспокоенных вкладчиков. ЦБ РФ сделал заявление, в котором объяснил: "проблема российской банковской системы состоит в том, что у большинства банков, особенно крупных, обязательства выражены в валюте, а активы - в рублях. В случае девальвации их ожидают очень большие дыры в балансе, не сравнимые с объемом форвардных обязательств".

18 августа Александр Лившиц подал в отставку с поста заместителя главы администрации президента, сказав, что "не смог уберечь президента". Международная система Visa Int. блокировала прием карт банка "Империал", а остальным российским банкам рекомендовала приостановить выдачу наличных по картам. ЦБ заявил о намерении запретить банкам устанавливать разницу между курсом покупки и продажи валюты свыше 15%.

19 августа правительство без указания причин объявило о переносе принятия решения о порядке реструктуризации ГКО. Тем самым был продлен срок работы банков в условиях неопределенности (использована идея Франклина Рузвельта - недельные "банковские каникулы"; когда она закончится, можно будет легко отличить погибшие банки от выживших).

20 августа зампред ЦБ заявил об отказе от практики введения в банках временных администраций. Новая мера предполагала предоставление банкам кредитов под залог контролируемых ими блокирующих пакетов акций. Сергей Дубинин объявил, что Центробанк отныне гарантирует вклады населения во всех банках.

21 августа все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. Visa Int. разослала всем иностранным банкам письмо, в котором рекомендовала не выдавать наличные по картам ряда российских банков.

23 августа Борис Ельцин подписал указ об отставке Сергея Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина.

По расчетам, сделанным Московским банковским союзом в 1998 году, общие потери российской экономики от августовского кризиса составили 96 миллиардов долларов. Из них корпоративный сектор утратил 33 миллиарда долларов, население - 19 миллиардов долларов, прямые убытки коммерческих банков (КБ) достигли 45 миллиардов долларов. Некоторые эксперты считают эти цифры заниженными.

В результате девальвации, падения производства и сбора налогов в 1998 году валовой внутренний продукт сократился втрое - до 150 миллиардов долларов - и стал меньше, чем ВВП Бельгии. Россия превратилась в одного из крупнейших должников в мире. Ее внешняя задолженность увеличилась до 220 миллиардов долларов (165 миллиардов долларов составили долги государства, 30 миллиардов долларов - банков, 25 миллиардов долларов - компаний). Данная сумма в пять раз превышала все годовые доходы казны и составляла почти 147 % ВВП. С учетом внутреннего долга различных органов власти перед бюджетниками и предприятиями по зарплате и госзаказу общие обязательства превышали 300 миллиардов долларов или 200% ВВП. В то же время, по неофициальным американским оценкам, на Западе осело 1,2 трлн долларов российского происхождения, что было эквивалентно восьми тогдашним валовым внутренним продуктам РФ.

В августе 1998 года одномоментно рухнули все несущие конструкции бюджетной и кредитно-денежной системы России. До самых низких показателей упал сбор налогов. Темпы инфляции ускорились в три раза, что вместе с четырехкратной девальвацией еще больше обесценило доходы казны, граждан и предприятий.

Ряд российских банков не смог пережить дефолт. Так, Банк России отозвал лицензию у Инкомбанка, который входил в пятерку крупнейших банков России, однако во время дефолта 1998 года его признали банкротом и в банке ввели временное арбитражное управление.

По мнению экспертов, позитивным последствием кризиса 1998 года стало повышение конкурентоспособности российской экономики. Вследствие девальвации рубля цены на импортные товары внутри страны подскочили, а цены отечественных товаров заграницей упали, что позволило им занять рынки, которые они не могли занять раньше. Кризис 1998 года дал шанс отечественной промышленности набрать силу, отгородил ее от импорта и увеличил экспортные возможности. Оздоровилась и государственная политика, финансовый кризис заставил чиновников более ответственно относиться к бюджетному планированию. Малый бизнес осознал свою силу и стал развиваться в крупные предприятия.

Главным результатом кризиса 1998 года эксперты называют отход экономики от сырьевой модели и развитие других отраслей экономики, которые до финансового кризиса замещались импортом.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

20 лет назад Центральный банк и правительство России объявили о чрезвычайном решении реструктурировать свои обязательства перед кредиторами. Фактически был признан дефолт по основным видам государственных ценных бумаг. В результате страна, и до этого находившаяся в незавидном положении, еще глубже погрузилась в социально-экономический кризис. «Реальное время» вспоминает события 17 августа 1998 года и приводит комментарии экспертов.

«Проснулись в другой стране»

18 августа 1998 года на первой полосе газеты «Коммерсантъ» - главного на тот момент делового издания страны - вышла колонка, которая гласила: «Мы проснулись в другой стране». Журналисты призывали называть вещи своими именами: «Вчера правительство признало себя банкротом, а Центральный банк согласился на девальвацию рубля». Далее России предрекался рост цен, товарный дефицит и развитие черного рынка валюты.

Все это было про объявленный накануне дефолт. Само это слово - «дефолт» - после 1998-го для большинства россиян стало синонимом любой рецессии. Или, как заметил экономист Дмитрий Травин, - синонимом слова ******.

17 августа Белый дом и ЦБ выступили с совместным заявлением. В нем среди прочего фактически сообщалось об одностороннем пересмотре условий по долговым ценным бумагам - государственным краткосрочным облигациям (ГКО) и облигациям федерального займа (ОФЗ). Облигации, которые должны были быть погашены до 31 декабря 1999 года, переоформлялись в новые бумаги. Накладывался 90-дневный мораторий на выплаты по кредитам, полученным от нерезидентов, а также на выплаты по срочным валютным контрактам.

«Кризис на мировых финансовых рынках застал российскую экономику в начале подъема. С октября 1997 года правительство и Банк России защищают главные достижения экономической политики последних лет - стабильные цены и твердый рубль, а значит, и уровень жизни народа», - говорилось в заявлении.

Скоро все «достижения» были перечеркнуты. В 1998 году экономика упала на 5,3%, реальные располагаемые доходы населения - на 18%, начался неконтролируемый рост цен, отток капитала, банковская система была повергнута в кризис. Уже в день дефолта обменные пункты в некоторых частях страны прекратили продавать валюту. Так было в Санкт-Петербурге и Ростове. В некоторых других регионах доллар, который до этого стоил 6,20 рубля, стал отпускаться по 7-10 рублей. Время показало, что это не предел.

Председатель Центрального банка РФ Сергей Дубинин выступает на расширенном заседании Правительства РФ. Фото aif.ru

Через два месяца после объявления дефолта при Совете Федерации была создана временная комиссия, которая должна была расследовать причины, обстоятельства и последствия решения от 17 августа. В нее вошло 10 сенаторов во главе с Валентиной Пивненко, ныне депутатом Госдумы от «Единой России». Комиссия просуществовала до марта 1999-го, успев провести шесть заседаний.

На заседания комиссии в Совфед приглашались тогдашние председатель ЦБ Сергей Дубинин (ушел в отставку в сентябре 1998-го, сейчас входит в наблюдательный совет ВТБ), глава Комиссии по рынку ценных бумаг Дмитрий Васильев, директор ММВБ Александр Захаров и первый замминистра финансов Олег Вьюгин. Приглашались туда, но не пришли и премьер Сергей Кириенко (его правительство было распущено через несколько дней после дефолта, ныне Кириенко - первый замруководителя администрации Кремля), а также Егор Гайдар и Анатолий Чубайс, которые при подготовке решения о реструктуризации привлекались в качестве сторонних экспертов.

По итогам своего расследования временная комиссия вынесла крайне жесткое заключение, назвав решение от 17 августа «тягчайшим преступлением против общества и государства». Действия чиновников и руководства Банка России, говорилось в заключении, привели к утрате доверия инвесторов, сокращению доходов федерального и региональных бюджетов, ухудшению федеративных отношений, декапитализации рынка ценных бумаг и множеству других негативных последствий.

Без вариантов

Проблемы, однако, лежали гораздо глубже, и август 1998-го стал скорее их естественным итогом. Курс рубля долгое время искусственно поддерживался на завышенном уровне благодаря продаже валютных запасов. После 1995 года Центробанк перешел к системе валютного коридора - устанавливались верхние и нижние границы цены по отношению к доллару, за пределы которых не может выйти рубль. Но и после этого стоимость российской валюты оставалась неестественно высокой. Валютный коридор просуществовал почти 20 лет и был демонтирован лишь в ноябре 2014-го.

Проблемы лежали гораздо глубже, и август 1998-го стал их естественным итогом. Евгений Компанийченко/Коммерсантъ (eska.livejournal.com)

Постсоветские годы были не лучшим временем для бюджетной системы. Доходы государства падали с 1992 года, ликвидировать дефицит бюджета не удавалось из-за слишком большого объема социальных расходов. Любые попытки сократить его натыкались на противодействие Госдумы, в которой тогда преобладал сильный блок коммунистов.

Налоги плохо администрировались, вариант с финансированием дефицита за счет эмиссии денег тоже не подходил - ЦБ отказывался их печатать, чтобы обуздать инфляцию. Сокращение денежной массы приводило к тому, что предприятиям временами нечем было друг с другом рассчитываться; в массовую практику вошел бартерный обмен.

В этих условиях оставалось наращивать госдолг. Обязательства России по облигациям увеличивались с середины девяностых. Заодно росли и расходы на обслуживание и рефинансирование долга; к моменту дефолта они были одной из основных расходных статей бюджета. В 1997 году для поддержания спроса на российские бумаги государству пришлось существенно повысить их доходность - и, следовательно, свои затраты.

Масла в огонь подлил кризис в Юго-Восточной Азии, разразившийся на рубеже 1997-1998 годов. Он привел к массовому уходу инвесторов с развивающихся рынков (Таиланд, Индонезия, Южная Корея, Малайзия и т. д.). Это затронуло и российский фондовый рынок, на котором также начались распродажи: в начале 1998-го индекс РТС-1 рухнул примерно на треть. Следствием ситуации в азиатских странах стало, в довершение ко всему, резкое падение цен на нефть.

  • Академик РАН, специалист по экономике России переходного периода

    Кризис, который начался еще в IV квартале 1997 года, достиг апогея с объявлением дефолта. Сама по себе рецессия не была продолжительной: уже с 1999-го начался подъем экономики. Однако социальный кризис продолжался весь 1999 год. Розничные цены выросли на 80% с лишним в 1998-м и еще на 37% в 1999 году, резко снизились реальные доходы населения и уровень потребления, выросла безработица.

    Конечно, у ситуации 1998-го был и ряд объективных предпосылок. Из-за кризиса в Юго-Восточной Азии крупнейшие мировые инвестиционные фонды и банки потеряли деньги и стали продавать активы в развивающихся странах, в том числе в России. Наш фондовый рынок упал в 8-10 раз. Потом инвесторы стали продавать ГКО и менять полученные за них рубли на доллары на нашей валютной бирже.

    Ситуацию усугубила и Дума. В конце 1997 года она не приняла бюджет на следующий год. Депутаты настаивали, чтобы Борис Ельцин снял Чубайса и Бориса Немцова, которые были первыми замами Черномырдина и вели политику. Дума была левая, во многом прокоммунистическая. Депутаты, объединившись, решили устроить импичмент, и в результате I квартал 1998 года мы жили без утвержденного бюджета. Если вы живете без утвержденного бюджета, вы должны тратить не больше, чем в I квартале предыдущего года. А он был крайне неудачным, потому что Чубайсу и Немцову на тот момент не удалось вернуть деньги, которые Ельцин раздавал во время своей предвыборной кампании. Перед выборами он отсрочил выплату налогов, дал поблажки ряду крупных фирм (например, позволил не платить таможенные пошлины). С 1997 года бюджет не выполнялся по доходам, а соответственно, - не могли выполняться и расходы. У правительства не было денег, чтобы платить бюджетникам и пенсионерам. В начале 1998 года обязательства государства перед ними стали нарастать, благосостояние людей сильно ухудшилось.

    Удар мог быть смягчен: ни столь масштабного повышения цен, ни банковского кризиса - ничего этого не произошло бы, если бы в 1997 году (в крайнем случае до мая 1998-го) мы девальвировали рубль. Наверное, и в этом случае кризис бы остался, но был гораздо менее глубоким. Нужно было отпустить рубль с уровня 6,20 за доллар хотя бы до 8-10. Тогда дефолта не было бы. Но наши реформаторы того времени считали, что доллар за 6,20 рубля - это их главное достижение, и решили любой ценой удержать курс. В результате - истратили золотовалютные резервы, средства бюджета, заняли очень серьезную сумму у Международного валютного фонда. И спустили все кошке под хвост - не на повышение уровня жизни, а в пользу спекулянтов. Курс рубля был явно завышен, совершенно неадекватен для рыночной экономики. Именно поэтому после дефолта он вырос в 4 раза - не может быть такого на пустом месте.

    Хочется закончить чем-то хорошим. Девальвация рубля в четыре раза впоследствии позволила обеспечить рекордно высокий темп развития в 1999-2001 годах. В результате начался мощный десятилетний восстановительный подъем экономики и социальной сферы.

  • Экономист, замдиректора «Центра развития» НИУ ВШЭ

    Насколько я вспоминаю те события, отказ от обязательств так или иначе должен был произойти, вопрос - раньше или позже. Главная проблема заключалась в фиксированном курсе рубля, который удерживался долгое время. Однажды это привело бы к обвалу. Так что искусственная поддержка курса в этом клубке событий была первичной.

    Валютный коридор держали, чтобы хоть как-то снизить инфляцию. Наверное, нужно было действовать другими методами, срезая социальные расходы. Но снизить их не позволял парламент. Получается, виноват скорее он. Но его тоже можно понять: в условиях высокой инфляции социальные обязательства были и так обесценены, еще большее их урезание вызвало бы социальное недовольство.

    Несомненно, к кризису привел целый комплекс причин. Снижение цен на нефть очень осложнило финансирование социальных обязательств. Экономика не развивалась, а достаточного объема золотовалютных резервов, чтобы компенсировать такое падение нефтяных цен, не было; пришлось увеличивать заимствования через ГКО.

    Да, решение от 17 августа подорвало доверие инвесторов к России. Но чтобы вернуть доверие, потребовалось не так уж много времени. В 2000 году начался сильный экономический рост, за этим последовало восстановление иностранных инвестиций. А далее - сырьевой суперцикл и еще больший приток иностранных средств. Инвесторы имеют короткую память, тем более когда есть возможность получить прибыль.

  • Экономист, политолог, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге

    События 17 августа были неизбежностью. Можно было раньше думать, как их не допустить, причем за полгода до этого надо было принимать одни решения, за три года - другие. А лучше всего было вообще не доводить до такой ситуации, готовясь за много лет. Но в последний момент изменить что-либо было уже невозможно. У государства не было денег, чтобы расплачиваться по обязательствам. Если бы удалось взять большой кредит у МВФ, то можно было попробовать как-то выкрутиться. Но на тот момент ресурсов физически не было.

    Проблема, конечно, была не в тех, на кого возложили всю ответственность. Тем более не в Гайдаре и не в Чубайсе - на тот момент они уже не занимали никаких постов. В начале девяностых годов у нас печаталось очень много денег, чтобы закрывать бюджетные дыры. Занимался этим Центральный банк во главе с Виктором Геращенко. Это приводило к высокой инфляции, и это была совершенно разрушительная политика для страны.

    Что сделал Чубайс и другие люди, которые руководили экономикой с середины девяностых? Вместо того, чтобы печатать деньги, они создали систему заимствований, пирамиду долга, тем самым остановив инфляцию. Но такого рода пирамиды работают только в случае, если к стране есть доверие и начинается быстрый переход к экономическому росту. У нас доверия было мало, и перейти к росту до 1998 года мы не успели. Поэтому пирамида рухнула.

    Да, государство сохраняло непосильный объем не только социальных - самых разных обязательств. Из-за этого и пришлось печатать деньги. Конечно, правительство могло быть более жестким, мог и президент. Но Борис Ельцин хотел выиграть выборы 1996 года, свои причины для компромиссов были и у правительства. Так и получилось, что должной жесткости никто не проявил, и это повлекло печальные последствия.

    Что касается Гайдара, то его ругают скорее по инерции - еще со времен либерализации цен в 1992 году. Наверное, и он мог быть жестче. Но в чем должна была состоять его жесткость? Он должен был хлопнуть дверью и сказать: «Разбирайтесь без меня»? В этом случае на нем не лежало бы вообще никакой ответственности, но проблемы от этого никуда бы не делись. Вот на Григории Явлинском никакой ответственности нет. Но он никогда ничего не делал, он был в оппозиции.

    Ответственность за события 1998-го лежит на Ельцине, на Викторе Черномырдине, который слишком долго возглавлял правительство и ушел в отставку только тогда, когда уже ничего было не исправить. Но по большому счету вина есть и на Съезде народных депутатов, который разваливал нашу финансовую систему в 1992-1993 годах, на Геращенко, который в те же годы напечатал кучу денег, на советском руководстве, которое подвело Советский союз к полному развалу. Сошлось много обстоятельств.

Артем Малютин

Справка

Использованы материалы Росстата, Совета Федерации, Института Гайдара, газеты «Коммерсантъ». Цитаты экспертов приведены с незначительными изменениями. Мнения, высказанные третьими лицами, могут не совпадать с позицией редакции.