Меню Рубрики

Проблемы что как для кого. Главные вопросы экономики. Экономические отношения между людьми

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этого положения является постановка трех основных вопросов экономики.

1. Что производить , т.е. какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве в данное время;

2. Как производить , т.е. при какой комбинации ресурсов, и с использованием какой технологии будут произведены товары;

3. Для кого производить , т.е. кто будет оплачивать данные товары и услуги, кто будет извлекать из них полезные свойства, и как будет распределяться доход общества.

При решении вопроса «что производить?» воспользуемся кривой производственных возможностей.

Кривая производственных возможностей (кривая трансформации ) - это графическое изображение различных комбинаций производства благ при максимальном использовании имеющихся ресурсов и существующем уровне технологии.

Рассмотрим пример:

Изобразив данные на графике, получим кривую производственных возможностей (рис. 1).

Рис. 1. Кривая производственных возможностей

На графике изображена кривая производственных возможностей, каждая точка которой показывает количество товара X , производимого при полном использовании всех имеющихся ресурсов, взамен товара Y . Точки А, Е и F представляют производственные возможности общества в производстве товаров X и Y . Точка B показывает, что производство организовано неэффективно и есть неиспользованные ресурсы, например рабочая сила. Точки C и D показывают уровень производства, недостижимый при данной технологии. Такая «сверхэффективность» в условиях ограниченных ресурсов возможна лишь при усовершенствовании технологии.

Данный пример иллюстрирует концепцию альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же времени или тех же ресурсов.

Альтернативная стоимость равнозначна следующим понятиям: цена замены, альтернативные издержки, вмененные затраты, издержки упущенных возможностей, упущенная выгода, стоимость наиболее предпочтительного варианта.

Альтернативные издержки продукта Х рассчитываются по формуле:

АИ Х = ,

где - сокращение выпуска продукта У , а - увеличение выпуска продукта Х .


Если У(Х) - уравнение границы производственных возможностей, то альтернативные издержки продукта Х равны модулю значения производной этой функции. Аналогично определяют альтернативные издержки продукта У .

Форма кривой производственных возможностей связана с влиянием экономического закона повышающихся вмененных издержек при увеличении производства какого-либо товара или услуги.

Закон повышающихся вмененных издержек гласит: по мере того как экономика производит все больше данной продукции, альтернативные затраты производимой дополнительной единицы, выраженные в возможностях производства другой продукции, растут.

Решение вопроса «как производить?» связано с выбором определенной технологии и необходимых ресурсов. Процесс производства рассматривается как преобразование ресурсов в продукты. Технологическая зависимость между структурой затрат ресурсов и максимально возможным выпуском продукции выражается с помощью производственной функции.

Производственная функция - зависимость между заданным объемом производства и затратами факторов производства.

В зависимости от цен на ресурсы и используемых технологий производители выбирают различные комбинации ресурсов. Поиск наиболее дешевого пути создания продукта составляет важную часть их деятельности. Эта проблема стоит и перед всей экономикой, так как от ее решения во многом зависит эффективность народного хозяйства.

Ключевым соображением при принятии решения о том, как производить, является эффективность распределения ресурсов или эффективность Парето.

Эффективность Парето - это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую. Когда эффективность достигнута, то большее количество товара может быть произведено ценой потери возможности производить что-то еще, если факторы производства и знания неизменны. Однако эффективность производства можно увеличить при улучшении общественного разделения труда. Его важными характеристиками являются специализации и кооперация, позволяющие учитывать сравнительные преимущества в производстве товара.

Сравнительное преимущество - это способность производить товар или услугу по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Третий ключевой вопрос экономики - это распределение произведенного продукта между членами общества. Он может рассматриваться как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Эффективность в распределении - ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующего количества благ удовлетворить желание одного человека более полно, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека.

Справедливость в распределении трактуется по-разному.

Выделим три концепции:

1. Уравнительное распределение;

2. Распределение на основе принципа «по труду»;

3. Распределение в зависимости от вклада в производство экономических ресурсов (например, пропорционально вложенному в дело труду и капиталу).

Вопросы что, как и для кого производить являются основными и общими для всех типов хозяйств, но разные экономические системы решают их по-своему.


Автор данного высказывания затрагивает проблему ограниченности ресурсов. П. Самуэльсон считает, что основные вопросы экономики не были бы проблемными, если были бы неограниченные ресурсы. Речь идет о ресурсах, которые используются человечеством для производства материальных благ. Я полностью согласен с высказыванием автора.

Идея заключается в том, что все проблемы экономики именно кроются в ограниченности ресурсов.

Сейчас люди отходят постепенно от сельского хозяйства и природных ресурсов. Все большее значение занимает место информация и способности ума людей. Так как они не требуют больших затрат и возобновляемы. Так, можно говорить и о том, что экономика развивается параллельно обществу. Так как они взаимосвязаны.

Из курса обществознания мы знаем, что ресурсы - это имеющую в распоряжение людей материальные и нематериальные возможности для удовлетворения потребностей. А также мы знаем, что эти возможности ограничены. Поэтому для решения этих вопросов была создана экономика. Экономика – это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей.

Наверное, все женщины хотели себе бы норковые шубы, но в мире нет такого количества норок.

Поэтому норковые шубы производятся в малом количестве и имеют высокую цену.

Другой пример, это лесная промышленность. Человечеству нужна древесина для различного производства, но лес тоже ограничен. Поэтому если человечество будет использовать ресурсы неразумно, то это обернется экологической катастрофой, которая приведет к гибели всего живого.

Таким образом, что экономика не дает второго шанса. Важно сразу понимать как? что? и для кого? производить. Иначе этот суровый мир тебя поглотит.

Обновлено: 2018-06-08

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Вопросы: «Что?», «Как?» и «Для кого?» производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены (П. Самуэльсон)

Функции экономической науки

  1. Теоретическая
  2. Практическая
  3. Прогностическая
  4. Мировоззренческая
  5. Методологическая

Объекты экономической теории

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику , изучающую деятельность фирм и домохозяйств и макроэкономику , изучающую национальное хозяйство в целом. В последние годы в научной литературе также используются понятия «наноэкономика » (изучает деятельность индивидуальных экономических субъектов), мезоэкономика (отрасли, регионы) и мегаэкономика (мировое хозяйство).

Методология экономической теории

В экономической теории используются стандартные методы диалектики и логики, в частности:

  1. метод научной абстракции .

Экономика с точки зрения философии

Экономика прямо или косвенно подчиняет себе всю человеческую деятельность (см. напр, «Человеческая деятельность» Людвига фон Мизеса или «Время философии хозяйства» Ю. М. Осипова).

Экономика как наука

Политическая экономия

Такое название экономической теории было введено французом Антуаном Монкретьеном , до использования термина в советской экономической науке он широко применялся в XVIII-XIX веках.

Марксизм

C точки зрения политэкономии экономика является:

  • базисом - производственными отношениями
  • народным хозяйством, включая отрасли
  • наукой, изучающей оба предыдущих пункта

Экономика как совокупность общественных отношений, является базисом для развития общества. Любой способ производства выражается через систему производственных отношений. В политэкономии внимание уделяется способу соединения непосредственного производителя со средствами производства, собственности на средства производства. Производственные отношения закрепляются в законах, неизбежно тесное взаимодействие экономики и политики .

Марксизм-ленинизм

Марксизм-ленинизм - персонифицированно стилизованный конгломерат идей (учение «Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина» и т. п.), явившийся самообозначением правящих идеологий в странах социализма в XX веке. Помимо ортодоксального марксизма включали в себя учения региональных идеологических апостолов, постоянно изменявшихся в зависимости от желаний элит.

Экономикс

Economics (экономика, экономическая теория): Общественная наука, изучающая поведение в сферах производства, потребления (consumption), распределения (distribution) и обмена (exchange). Экономисты анализируют происходящие в этих сферах процессы и исследуют их последствия для физических лиц, организаций, например фирм, и общества в целом.

Какие товары производить

Первый важнейший выбор - какие товары производить. В современной экономической системе количество создаваемых товаров и услуг огромно, Однако сущностные черты выбора того, что следует выпускать, могут быть проиллюстрированы на примере экономической системы, в которой существуют только два альтернативных товара, например, автомобили и образование. Для многих студентов жизнь без машины - это жертва, совершаемая ради получения высшего образования. Такая же ситуация существует в экономической системе в целом не может быть обеспечено достаточно автомобилей и образования, чтобы удовлетворить всех и каждого. Необходимо выбирать - принимать решения, в каких количествах какой продукт производить.

Невозможность произвести столько товаров, сколько людям хотелось бы есть следствие редкости производительных ресурсов, используемых для выпуска этих товаров. Даже для того, чтобы произвести простейшие изделия, нам придется скомбинировать множество редких ресурсов. Природные ресурсы - это все, что можно использовать в производстве в натуральном состоянии, без обработки, например, плодородные земли, площадки для строительства, леса, материалы. Например, для изготовления стола требуется древесина, гвозди, клей, молоток, пила, труд плотника, маляра и так далее. Для удобства производительные ресурсы обычно делят на три основные категории, которые называются факторами производства. Труд включает в себя все производительные затраты, совершаемые людьми в процессе их мускульной и интеллектуальной деятельности. Капитал включает в себя все те производительные ресурсы, которые созданы людьми: инструменты, машины, инфраструктуру, а также нематериальные вещи, например, компьютерные программы. В новой информационной экономике , основанной на знаниях , интеллектуальный капитал становится главным источником формирования конкурентных преимуществ на микро-, мезо- и макроуровнях. Производительность и конкурентоспособность материального производства в информационной экономике зависят, в первую очередь, от способности генерировать новую стоимость , обрабатывать и эффективно использовать информацию , основанную на знаниях.

Производительные ресурсы, используемые в одном месте, не могут в то же самое время использоваться и в другом месте. Сталь, бетон и строительные площадки, используемые для строительства автомобильного завода, уже не могут быть использованы в строительстве школы. Люди, работающие учителями, не могут работать на сборочных линиях автомобильных заводов. Даже то время, которое студенты проводят в аудитории, готовясь к экзаменам, могло бы представлять собой производительный ресурс, если бы студенты вместо подготовки к экзаменам занимались работой на заводе. Поскольку производство использует ресурсы, которые могли бы быть использованы где-то в другом месте, то производство любого товара влечет за собой потерю возможности производить другой товар. В экономических терминах все имеет альтернативную стоимость. Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же самого времени или тех же ресурсов. В системе с многими товарами альтернативная стоимость может быть выражена через общую единицу измерения - деньги .

Как производить

Второй основной экономический выбор - как производить. Почти для любого товара или услуги существует несколько способов производства. Автомобили, например, можно делать на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малым количеством труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большое количество труда и только некоторые станки общего назначения. Автомобиль «Форд-Мустанг» изготавливается первым способом, а «Лотус» - вторым. То же самое можно сказать и об образовании. Экономике можно учить в маленьком классе, где один преподаватель у доски работает с двадцатью студентами, но этот же предмет можно изучать и в большом лекционном зале, где преподаватель использует мониторы, проекторы, компьютеры, чтобы обучались одновременно целые сотни студентов.

Кто и какую работу должен выполнять: Общественное разделение труда

Вопрос о том, что и как нужно производить, встает даже перед человеком, живущим в изоляции. Робинзону Крузо приходилось решать, ловить рыбу или охотиться на птиц, а если он занимался рыболовством, то он должен был решить, чем ему пользоваться - сетью или удочкой. В отличие от проблем Робинзона, экономические вопросы о том, кто и что должен производить, существуют только в человеческом обществе, и это - одна из причин того, что экономика считается общественной наукой.

Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда. Может ли каждый человек быть независимым - фермером утром, портным - днем и поэтом - вечером? Или люди должны кооперироваться - работать вместе, обмениваться товарами и услугами и специализироваться в разных работах? Экономисты отвечают на этот вопрос, исходя из того, что кооперация более эффективна. Она позволяет любому данному числу людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку. Три вещи делают кооперацию ценной: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

Сначала рассмотрим совместную работу. В классическом труде на эту тему используют пример рабочих, разгружающих объёмистые тюки с грузовика. Тюки такие большие, что один рабочий может с трудом волочить его по земле, или вообще не может сдвинуть тюк с места, не распаковывая его. Двум людям, работающим независимо, пришлось бы потратить на разгрузку несколько часов. Однако если они будут работать вместе, они без труда поднимут все тюки и уложат их в штабеля на складе. Этот пример показывает, что даже когда все делают одинаковую работу, не требующую специальных умений, совместная работа дает хороший результат.

Вторая причина полезности кооперации проявляется тогда, когда нужно выполнять разные работы, используя разные умения. На мебельном заводе, например, некоторые рабочие управляют производственным оборудованием, другие работают в офисе, а остальные занимаются покупкой материалов. Даже если все рабочие начинают с равными способностями, каждый из них постепенно улучшает свое умение выполнять какую-то работу, которую он часто повторяет. Обучение в процессе деятельности, таким образом, превращает рабочих средней производительности в специалистов, в результате чего создается высокопроизводительная бригада.

Третья причина необходимости кооперации вступает в силу, когда процесс обучения выработает различные умения. Она применима к ситуации, когда рабочие начинают производство, имея разные уровни талантов и способностей. Существует разделение труда в соответствии со сравнительными преимуществами. Сравнительное преимущество - это способность выполнять работу или выпускать товар по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Для кого производить товары

Преимущества совместного труда и обучения в процессе производства, а также принцип сравнительного преимущества означают, что люди могут производить более эффективно, осуществляя кооперацию, чем если бы каждый из них работал в изоляции. Но кооперация означает появление другого вопроса: а для кого все это производится? Вопрос распределения продукта между членами общества может быть рассмотрен как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Эффективность в распределении. Вопрос «для кого? » имеет непосредственное отношение к эффективности. Распределение любого данного количества благо может быть улучшено посредством обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении может быть улучшена, даже если суммарное количество благ остается неизменным.

Стимулы и эффективность. Эффективность в распределении и эффективность в производстве - это два аспекта общего понятия экономической эффективности. Если брать в расчет оба аспекта, то окажется, что зависимость между распределением и эффективностью не ограничивается только теми случаями, в которых суммарное количество благ неизменно. Дело обстоит так, потому что правила распределения влияют на образ действий субъектов производства. Например, от правил распределения зависит предложение производственных ресурсов, потому что большинство людей зарабатывает на жизнь продажей своей рабочей силы и других факторов производства коммерческим фирмам, и количество этих факторов, которые они поставляют, зависит от величины обещанного им вознаграждения. Другая причина состоит в том, что правила распределения влияют на предпринимательские стимулы. Некоторые люди могут напряженно работать в поиске новых методов производства, даже если они и не ожидают за это материального вознаграждения, но не все люди таковы.

Справедливость в распределении. Эффективность - это не единственная проблема, возникающая при решении вопроса о том, для кого производить товары. Мы можем также поинтересоваться, является ли данное распределение справедливым и честным. На практике вопрос справедливости часто доминирует в дискуссиях о распределении. Согласно одной очень распространенной точке зрения, равенство есть основа справедливости. Эта концепция справедливости основана на той идее, что все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить порцию товаров и услуг, производимых экономикой. Существует много вариантов этой теории. Некоторые полагают, что весь доход и богатство должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, но что всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться на основе уже других стандартов. Существует также мнение, что определенные блага, - услуги, пища и образование - должны распределяться поровну, в то время как другие товары могут распределяться не поровну.

Альтернативная точка зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что справедливость зависит от образа действия данного механизма распределения. Исходя из этой точки зрения, должны быть соблюдены определенные принципы, такие, как право частной собственности и отсутствие расовой и половой дискриминации. Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей, с этой позиции, важнее, чем равенство доходов.

Позитивная и нормативная экономическая теория

Многие экономисты проводят четкую грань между вопросами эффективности и справедливости. Дискуссии об эффективности рассматриваются как часть позитивной экономической теории, которая имеет дело с фактами и реальными зависимостями. Дискуссии же о справедливости - это часть нормативной экономической теории, то есть той отрасли науки, которая выносит суждения о том, хороши или плохи конкретные экономические условия и политика.

Нормативная экономическая теория имеет отношение не только к проблеме справедливости в распределении продукта. Оценочные суждения также возможны по поводу оставшихся трёх основных видов выбора, совершаемого каждой экономической системой: при принятии решения о том, что производить, будет ли справедливым разрешить производство табака и алкогольных напитков, и в то же время запретить производство марихуаны и кокаина? При совершении выбора «как производить» возможно ли позволить людям работать в опасных или вредных условиях, или труд в этих условиях должен быть запрещен? Решая, кто и какую работу будет выполнять, справедливо ли ограничивать доступ к различным видам работы на основе возраста, пола или расы? Нормативные проблемы охватывают все стороны экономики.

Позитивная теория не предлагая никаких оценочных суждений, фокусирует свое внимание на процессах, в результате действия которых люди получают ответы на четыре основных экономических вопроса. Эта теория анализирует действие экономики, влияние определенных институтов и политических действий на экономическую систему. Позитивная наука прослеживает связи между фактами, ищет измеримые закономерности в происходящих процессах.

Координирование экономических выборов

Для того, чтобы экономика функционировала, она должна обладать неким способом для координирования выборов миллионов людей о том, что им производить, как производить, кто и какую работу должен выполнять, и для кого производится продукт. Существует два основных способа осуществления координации: стихийный порядок, в котором индивидуумы приспосабливают свои действия к условиям, основываясь на информации и стимулах их непосредственного окружения; второй способ - иерархия, в которой индивидуальные действия подчинены инструкциям центральной власти.

В экономической теории главным примером действия стихийного порядка является координирование решений в процессе рыночной активности. Рынок - это любое взаимодействие, в которое вступают люди для торговли друг с другом. Несмотря на широкое многообразие форм, у всех рынков есть одна общая черта: они представляют информацию и стимулы, которые нужны людям для принятия решений.

Как покупателям необходима информация о длине очередей, чтобы координировать свои действия, так и участники рыночного процесса нуждаются в информации о редкости и альтернативной стоимости различных товаров и факторов производства . Рынки передают информацию в основном в форме цен. Если товар или фактор производства становится более редким, то его цена растет. Рост цен дает потребителям сигнал, что нужно экономить этот товар, а производители начинают стремиться производить больше этого товара. Предположим, например, что открытие нового способа применения платины привело новых покупателей на рынок. Платина становится более редкой, чем раньше по отношению к резко возросшему спросу. Конкурентная борьба за этот ресурс приводит к росту его цены. Этот факт несет «послание»: нужно экономить платину, там где это возможно, а кроме того необходимо увеличить добычу платины. Или, наоборот, предположим, что новая технология понизила затраты на производство платины. Информация об этом мгновенно распространяется на рынке в форме более низкой цены. В этом случае люди увеличивают использование платины, а производители этого металла перебросят часть своих ресурсов в производство других, более необходимых благ.

В дополнение к знаниям о том, как использовать ресурс наилучшим образом, людям также нужны стимулы, чтобы они действовали на основе этой информации. Рынки, опять же, с помощью цен, осуществляют мощное стимулирование продажи благ и производительных ресурсов именно там, где эта продажа будет происходить по наиболее высокой цене; ценовые стимулы также заставляют людей стремиться покупать товары по низким ценам. Соображения прибыли заставляют менеджеров улучшать методы производства и разрабатывать товары, удовлетворяющие запросам потребителей. Рабочие, которые работают там, где их производительность наиболее высока, и не проходят мимо новых возможностей, получают самую высокую зарплату. Потребители, которые хорошо информированы и тратят свои деньги расчетливо, живут более комфортабельно при данном бюджете.

Адам Смит, которого часто называют отцом экономической науки, видел в достижении на рынке стихийного порядка основание процветания и прогресса. В знаменитом разделе своей книги «Богатство народов» он назвал рынки «невидимой рукой», раздающей людям именно те экономические роли, которые они могут играть лучше всех. По сей день понимание огромного значения рынков как средства координирования выборов остается основной чертой экономического мышления.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Гневашева В. А. Прогнозирование экономики: понятия и история // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 2. - С. 141-144.
  • J. M. Keynes. The General Theory of Employment Interest and Money, 1936

Литература

  • Абалкин Л. И. Собственность, хозяйственный механизм, производительные силы // Экономическая наука современной России. - 2000. - № 5. - С. 52-53.
  • Ананьин О. Экономическая наука: как это делается и что получается? // Вопросы экономики. - 2004. № 3. - С. 149-153.
  • Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию // Вопросы экономики. - 2001. - № 2. - с. 73-107.
  • Бизнес: Оксфордский толковый словарь . - М.: Прогресс-Академия, 1995. - 752c.
  • Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 1. - СПб: Экономическая школа, 1994. - 349 с.
  • Гудвин Н. Р. и др. Микроэкономика в контексте. - М.: РГГУ, 2002. - 636 с.
  • Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономикс : Принципы, проблемы и политика: в 2-х т. - Таллинн: А. О. «Реферато», 1993.
  • Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х т. - М.: Прогресс-Универс, 1993.
  • Некипелов А. Д. О теоретических основах выбора экономического курса в современной России //Экономическая наука современной России. - 2000. - № 5.
  • Основы экономической теории. Политэкономия. - М.: Изд. УРСС, 2003. - 528 с.
  • Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: Прогресс, 1986. - 472 с.
  • Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 824 с.
  • Самуэльсон Пол , Вильям Нордхаус. Экономика = Economics. - 18-е изд. - М.: Вильямс , 2006. - 1360 с. - ISBN 0-07-287205-5
  • Современная экономика. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. - 608 с.
  • Ходжсон Дж. Привычки, правила и экономическое поведение // Вопросы экономики. - 2000. - № 1. - С. 39-55.
  • Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. - 1997. - № 7. - С. 35-52.
  • Шиобара Т. Марксистский взгляд на нынешнюю российскую экономику // Экономическая наука современной России. - 2002. - № 2. - С. 101-114.
  • Simon H. Reason in Human Affairs. - Oxford: Basil Blackwell, 1983.

Что, как и для кого производить? Ответы на эти три вопроса должна найти каждая страна и общество, которые желают эффективно использовать все имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Сложность принятия решений по этим вопросам связана с объективными ограничениями и необходимостью делать выбор: ведь ресурсы ограничены и существуют альтернативные издержки. Это относится ко всем обществам, независимо от их политической системы и уровня развития. Различия между странами заключаются только в методах распределения.

Общество всегда стремится эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого ему надо находить ответы на вопросы что, как и для кого производить.

  • Вопрос «что производить?» возникает в связи с тем, что ресурсы ограничены, есть возможность выбора и существуют альтернативные издержки. Вопрос о том, что производить, является основным для любого общества.
  • Второй вопрос «как производить?» возникает потому, что каждая страна независимо от того, на каком технологическом уровне она находится, имеет в своем распоряжении сравнительно дешевые и сравнительно дорогие ресурсы. Например, Индия испытывает избыток труда (поэтому труд дешевый) и недостаток капитала (капитал дорогой). В США имеются сравнительно дешевый капитал и дорогой труд. Общество всегда заинтересовано создать желаемый набор товаров и услуг при минимальных затратах.
  • Третий вопрос «для кого производить?» , конечно, самый сложный, поскольку он отражает отношение общества к справедливости и экономическому равенству. Все общество должно каким-то образом решить, что оно считает справедливым распределением, и затем выбрать способ достижения такого распределения. На практике движение к справедливому распределению может означать частичный отказ от эффективности. Общество должно решить, какой частью эффективности оно готово пожертвовать во имя более справедливого распределения.

Сложность принятия решений по этим вопросам (что, как и для кого) связана с объективными ограничениями и необходимостью делать выбор. Это относится ко всем обществам, независимо от их политической системы и уровня развития. Различия между странами заключаются только в методах распределения.

Методы распределения ресурсов в закрытой экономике

Закрытой называется экономика, при которой страна не ведет международной торговли. В современном мире таких стран уже нет, но наличие международной торговли мало меняет логику распределения ресурсов. Мы будем использовать модель закрытой экономики, чтобы упростить пояснения. Рассмотрим три метода распределения:

  1. Распределение в случае, когда ценами управляет только рынок - чисто рыночная экономика.
  2. Распределение в случае, когда на цены оказывают влияние и рынок, и правительственные решения - смешанная экономика.
  3. Распределение в случае, когда цены назначаются правительством - командная экономика,

1. Распределение при чисто рыночной экономике. При наличии свободных рыночных отношений решения о том, что, как и для кого производить, не принимаются сознательно потребителями или фирмами. Центральной власти, которая устанавливала бы цены или планы выпуска, не существует. И то и другое определяется в результате взаимодействия сил спроса и предложения. Фирмы предлагают товары и услуги, руководствуясь своим желанием получать прибыль, а потребители предъявляют такой спрос на эти товары и услуги, при котором они получают максимальную полезность.

В этих условиях ответ на вопрос о том, что производить, вытекает из тех предпочтений, которые потребители свободно выражают на рынке . Свои предпочтения потребители доводят до сведения производителей через деньги. На рынках ежедневно проводится как бы общее голосование, при котором потребители отдают «голоса» своих денег за миллионы различных товаров и услуг.

Решение вопроса о том, как производить, происходит в ходе конкуренции между фирмами за доступные факторы производства . В зависимости от цен фирмы выбирают наиболее выгодные для себя комбинации факторов производства. Фирма может достичь максимальной прибыли путем минимизации затрат и применения наиболее эффективных методов производства.

Наконец, решение вопроса о том, для кого производить тоже происходит на рынках. Фирмы производят для тех, кто способен платить , т. е. для тех, у кого есть доходы. Доходы получают домашние хозяйства, продавая фирмам факторы производства. Распределение доходов зависит от того, как распределена собственность на факторы и от цен факторов. Большинство семей получают доход, продавая фирмам свой труд. Продажа факторов производства происходит на свободных рынках факторов. Продавцы на этих рынках и являются теми людьми, для которых фирмы производят.

Мы рассмотрели случай, когда ценовой механизм работает без внешнего вмешательства, или, говоря языком экономистов, находится в совершенных условиях.

2. Распределение ресурсов в смешанной экономике. Смешанная экономика занимает промежуточное положение между чисто рыночной и командной. В условиях именно этой экономики живет большинство стран мира. Все зависит от того, в какой мере правительство участвует в экономике.

Наиболее масштабное вмешательство со стороны правительства имеет место в странах, которые избрали социалистический путь развития. В них обычно все факторы производства распределяются правительством, а продукты потребления выпускаются на рынок, но рыночные цены опять-таки контролируются правительством.

В странах, которые принято называть капиталистическими , правительство тоже вмешивается в экономику и тем самым ставит препятствия на пути развития рыночных отношений. Вмешательство правительства заключается в директивных ограничениях на некоторые цены и в контроле ряда производств.

Помимо вмешательства правительства, есть в этих странах и другие факторы, которые мешают рынку находиться в совершенных условиях:

  • Затраты на информацию. В реальной жизни совершенные знания о ценах на товары и о ресурсах сами ни в коем случае не являются свободным продуктом. Требуются значительные затраты на получение этой информации и на связанные с ней исследования. Для среднего потребителя и небольшой фирмы такие затраты могут оказаться непосильными. У многих потребителей не хватает знаний о технических характеристиках сложных изделий (например, об автомобилях, компьютерах, телевизорах), которые находятся в продаже, и продавцы часто оказываются недостаточно компетентными в этих вопросах. Те же проблемы существуют и на рынке ресурсов: рабочие редко осведомлены об уровне зарплаты и перспективах роста на конкурирующих фирмах. По этим причинам решения о покупке товаров или продаже факторов производства часто принимаются совсем не оптимальные. Это находит отражение в распределении ресурсов.
  • Власть монополий. Под этим понимается возможность фирм управлять ценами своей продукции на рынке. В стремлении к максимальной прибыли монополии имеют тенденцию к установлению цен выше, чем при свободной конкуренции, а это ведет к перераспределению ресурсов в пользу монополий. Контроль за прибылью монополий является одной из причин, по которым государство вмешивается в ценовой механизм, используя законодательство и национализацию.
  • Внешние факторы. Экономическая деятельность любого общества сопровождается социальными издержками (загрязнения, шумы) которые не принимаются во внимание фирмами при определении уровня цен. Наличие таких социальных издержек означает, что цены не в полной мере соответствуют реальной полезности, которую получают потребители. По этой причине потребители расходуют свои доходы не оптимальным образом, соответственно, и ресурсы распределяются не оптимально. В смешанной экономике внешние факторы регулируются государством посредством принятия законов, установления налогов и субсидий.
  • Общественные блага. Ценовой механизм по самой своей природе не распространяется на блага общественного пользования, например на дороги, полицию, оборону. Такие блага потребляются всем или большей частью населения, и их пользователи не могут производить оплату через систему цен. В условиях смешанной экономики решением этих задач также занимается государство.

3. Распределение ресурсов в командной экономике. Командной называется такая экономика, при которой решения об объемах производства и, распределении ресурсов принимаются правительством. Для этого обычно в стране создается центральный плановый орган (ЦПО) . Этот орган представляет собой большой административный аппарат, который разрабатывает долговременные государственные планы экономического развития и на их основе выпускает директивы руководителям предприятий по вопросам: а) что производить; б) где получать ресурсы; в) какую технику производства использовать; г) куда поставлять произведенные товары.

Методы распределения через решения ЦПО применялись во всех социалистических странах. Распределению подлежали факторы производства, жилые помещения, образовательные услуги и даже личные доходы. Что касается таких предметов потребления, как продукты питания, одежда, бытовая техника, для них существовал рынок, но рыночные цены регулировались правительством.

Есть страны, в которых директивно распределяются все ресурсы, включая потребительские товары и услуги. Так, например, организована экономическая жизнь в КНДР.

Преимущества и недостатки различных методов распределения ресурсов

И рыночный механизм, и командное управление имеют свои преимущества и недостатки. Рассмотрим основные особенности каждого из методов распределения.

1. Преимущества рыночного механизма. В индустриально развитых странах приблизительно две трети ресурсов распределяется на рынках под воздействием ценового механизма. Назовем преимущества этого способа распределения:

  • Эффективность экономики. Сторонники рыночной системы считают, что потребители являются лучшими судьями своих интересов. Каждый из них стремится распорядиться своими деньгами таким образом, чтобы получить максимальную пользу. Сторонники централизованного управления считают, что рынок служит в основном интересам хорошо обеспеченных людей, а экономику можно считать эффективной только тогда, когда она отражает интересы всех членов общества. По их мнению, только на уровне правительства можно организовать изучение интересов всего населения и находить оптимальное распределение ресурсов.
  • Большая свобода выбора. На рынках потребители, общаясь с производителями, передают им свои пожелания по характеристикам товаров и услуг, которые они хотели бы приобрести. Фирмы на основе этих пожеланий создают продукты, которые, по их мнению, будут пользоваться спросом. Поскольку фирм существует много и они конкурируют друг с другом, на рынке появляется большое количество продуктов одного и того же назначения, но с разными возможностями и разным качеством изготовления. У потребителей появляется возможность свободного выбора из гораздо более широкого перечня товаров и услуг, чем это могло бы быть при централизованно планируемой экономике.
  • Быстрая реакция на изменения экономической обстановки. Рыночная экономика реагирует быстрее, чем командная, на изменение условий. Связано это с тем, что в масштабах фирмы такие факторы, как рост цен на сырье или топливо, падение спроса на товар или услугу, оказывают значительно более острое воздействие на бюджет, чем в масштабах государства. Кроме того, административный аппарат фирмы несопоставимо меньше ЦПО государства и времени для принятия решения также требуется несоизмеримо меньше.
  • Более сильные стимулы рисковать. Стремление фирм выиграть конкуренцию побуждает их к рискованным вложениям с надеждой удержать или расширить свою долю рынка. Поскольку фирмы непосредственно взаимодействуют с потребителями, они обычно хорошо знают свой рынок, и в большинстве случаев их рискованные вложения приводят к успеху. Если вложения направлены на развитие технологий, то они ведут к ускорению экономического роста.

2. Недостатки рыночного механизма. Критики свободных рыночных отношений видят в них целый ряд недостатков. Назовем наиболее часто упоминаемые из них:

  • Неравенство в доходах и богатстве. Высказывается мнение, что ценовая система приводит к предельному неравенству в доходах и богатстве. При производстве товаров и услуг в соответствии с «голосованием» денег, дефицитные ресурсы направляются на производство роскоши для богатых, которые имеют больше денежных «голосов», а не на производство товаров для бедных. Это мнение имеет под собой реальную основу. Примером может служить строительство жилых домов в Москве. Большинство строящихся зданий предназначено для людей, имеющих много денег, и практически недоступно для людей с доходами ниже средних. Ценовая система игнорирует понятие справедливости.
  • Безработица. Некоторые экономисты считают, что свободный рыночный механизм ввергает экономику в циклическую безработицу, поскольку между решениями производителей и намерениями потребителей жесткой связи не существует. Опыт показывает, что при отсутствии государственного вмешательства общий спрос на товары периодически оказывается меньше, чем общий объем их производства. В результате накапливается запас непроданных товаров, он вынуждает производителей сокращать объем производства и увольнять рабочих. Малая подвижность трудовых ресурсов не позволяет удовлетворить спрос, и резервы остаются неиспользованными.
  • Инфляция. В 70-х и 80-х годах прошлого века большинство индустриально развитых стран и многие менее развитые страны переживали быстрый рост цен. Это, в свою очередь, вызвало серьезное напряжение в общественной и политической жизни. Опыт тех лет побудил многих экономистов утверждать, что периодические всплески инфляции являются органическим свойством рыночной экономики. В случае централизованного управления такие явления могут быть исключены.
  • Надуманный спрос. В стремлении привлечь потребителей и удержать объем продаж на существующем уровне либо увеличить его компании широко используют мощные средства рекламы. Главная цель рекламы - вызвать у потребителя желание купить продукт. Поэтому рекламодатели стремятся привлекательно показать пользу, которую потребитель может получить от продукта. Иногда рекламируемый продукт потребителю не нужен, но под действием рекламы он его покупает. Получается так, что потребитель теряет на рынке свою независимость.
  • Несовершенства рынка. Рыночные цены в ряде случаев не соответствуют реальной пользе, которую получает потребитель. Они подвержены сильному влиянию со стороны монополий, не учитывают потери, связанные с загрязнениями окружающей среды, часто включают неоправданно большие административные расходы. При наличии таких несовершенств выполнить условия для эффективного развития экономики едва ли возможно.

3. Преимущества командной экономики. Некоторые недостатки в распределении, привносимые рыночным механизмом, исчезают, когда решения принимаются ЦПО. Существует мнение, что централизованное распределение имеет следующие преимущества.

  • Полная занятость. ЦПО создает условия для полного использования трудовых ресурсов. Если в каком-то регионе недостаточно рабочих мест, он принимает решение о строительстве нового завода либо создании нового предприятия, даже если деятельность вновь созданных организаций не приносит прибыли.
  • Низкий уровень инфляции. Поскольку при командной экономике весь спектр цен на товары и услуги устанавливается административно, уровень инфляции может удерживаться на более низком уровне, чем при действии ценового механизма. Если ЦПО не сумеет обеспечить соответствие предложения спросу, то недостаток товаров скорее приведет к образованию очередей, черному рынку и, возможно, общественным волнениям, чем к подъему цен.
  • Минимальные потери ресурсов. При командной экономике ЦПО планирует всем заводам и производство и распределение готовой продукции, поэтому производитель не подвергается риску израсходовать ресурсы впустую. Государственные предприятия не зарабатывают прибыли. Все деньги, полученные ими от реализации продукции, снова возвращаются в производство. Таким образом, потери, связанные с формированием прибыли, тоже отсутствуют. Конечно, всегда существуют потери, вызванные ошибками ЦПО, но эти потери, как правило, невелики.
  • Большая способность адаптироваться к внешним эффектам. Все виды вредных воздействий производства и потребления на окружающую среду находятся под контролем государственных органов, и ЦПО включает в планы предприятий работы по нейтрализации этих воздействий. В тех случаях, когда нейтрализовать воздействие не удается, ЦПО, руководствуясь интересами общества, запрещает производство.
  • Минимальное неравенство в доходах и богатстве. Поскольку ЦПО определяет цены на все факторы производства, он способен минимизировать неравенства в распределении доходов и богатства. При командной экономике люди не способны аккумулировать большое количество капитала, поскольку все основные предприятия принадлежат государству. Кроме того, государство имеет возможность устанавливать желаемые стандарты на жилье, медицинское обслуживание и образование для всех членов общества. Обычно оно стремится к тому, чтобы чрезмерно большого различия в условиях жизни не было.

4. Недостатки командной экономики. В адрес командной экономики со стороны экономистов поступает гораздо больше критики, чем в адрес рыночной экономики. По мнению большинства экономистов, командная экономика имеет дефект в своей основе. Ей занимаются не сами потребители или производители, а их представители в органах власти. По этой причине она имеет целый ряд серьезных недостатков. Рассмотрим те из них, которые наиболее часто называют критики.

  • Затраты на информацию. Для работы ЦПО нужен объем информации гораздо больший, чем для частной фирмы. Информация должна быть собрана с территории всей страны; к анализу информации должны быть привлечены высококвалифицированные специалисты по товароведению в различных отраслях производства, по экономике, по обработке статистических данных, по планированию и другим вопросам. Стоимость сбора и обработки информации оказывается очень высокой. При рыночной экономике фирмам нужна только та информация, которая относится к ее деятельности, и основную часть этой информации приносят «голоса» денег.
  • Сложность оценки спроса. При отсутствии свободных цен чрезвычайно трудно оценить существующий и будущий спрос на товары и услуги. Иногда спрос оценивают по размеру очередей на дефицитные товары или по количеству нераспроданных товаров, иногда методом опроса населения, но такие оценки всегда менее точные, чем подсчет реального количества закупок на свободном рынке.
  • Задержки в планировании производства. При командной экономике, после того как нужная информация собрана и решения приняты, много времени уходит на составление планов для предприятий страны. За время планирования предпочтения потребителей и потребности производителей в ресурсах могут существенно измениться. В результате объемы выпуска могут не соответствовать реальному спросу и технология может оказаться отставшей.
  • Утрата стимулов. Известно, что при рыночной экономике ценовой механизм порождает стимулы развивать бизнес и даже подталкивает к рискованным вложениям средств. В командной экономике, где цены и уровень зарплаты регулируются государством, эти стимулы очень ослаблены. Возможности увеличить заработок низкие, для сохранения существующего заработка больших усилий не требуется. В силу этих обстоятельств продуктивность труда многих работников оказывается низкой.
  • Ограниченный выбор товаров и услуг. В командной экономике существует тенденция к стандартизации продуктов и практически не учитываются индивидуальные вкусы. Выбор товаров и услуг оказывается значительно уже, чем в условиях конкурентного рынка. Поскольку спрос на товары и услуги формируется в зависимости от тех продуктов, которые имеются на рынке, потребители высказывают свои пожелания в очень ограниченном диапазоне. По этой причине расширение ассортимента происходит медленно.

Лeoнид Евгeньeвич Cтpoвcкий - доктор экономических наук, профеccop, зaведующий кафедрой управления внешнеэкономической деятельностью предприятия факультета международных отношений Уpaльского фeдepaльного университета (УpФУ)

1. Главные вопросы экономики

Каждое общество, сталкиваясь с проблемой ограниченности доступных ресурсов при безграничном росте потребностей, делает свой выбор и по- своему отвечает на три основных вопроса экономики.

Что производить? Как определить приоритеты в удовлетворении потребностей, какие товары и в каком количестве следует производить?

Как производить? Как наиболее эффективно использовать дос­тупные ресурсы, какие именно ресурсы привлечь, как организовать произ­водство?

Для кого производить? Как распределить произведённые товары, кто и на основе каких принципов их получит?

В зависимости от того, как общество отвечает на главные вопросы эко­номики, складываются определённые типы экономических систем: тради­ционная, рыночная, централизованная.

Экономическая система - это способ организации совместной деятель­ности людей в обществе. Понятие экономической системы включает такие механизмы принятия решений, как законодательная система, формы собст­венности, нормы морали, привычки, обычаи, принятые в данном обществе.

2. Типы экономических систем

В условиях традиционной экономической системы три основных во­проса экономики (что производить? как производить? для кого произво­дить?) решаются в соответствии со сложившимися традициями. Примера­ми соблюдаемых традиций в экономике являются: привычные методы зем­леделия, нормы потребления определённых продуктов, религиозные запреты на производство и потребление конкретных товаров и др. Отноше­ния купли-продажи слабо развиты, преобладает сельское хозяйство.

Большая часть истории развития человечества проходила в рамках традиционной экономической системы.

О Вспомните из курса всеобщей истории, каким формам общественного

развития соответствует традиционная экономическая система.

Главным стимулом экономической деятельности в условиях традицион­ной системы является стремление выжить. Достоинствами этой системы яв­ляются предсказуемость и стабильность. К серьёзным недостаткам можно отнести низкий уровень жизни, отсутствие прогресса, экономического роста.

Централизованная система, которую ещё называют плановой, админи­стративной, командной, характеризуется тем, что государственная собст­венность является основной формой собственности. Три основных вопроса решаются центральными государственными органами. Эти решения отра­жаются в государственных планах и имеют форму директив (приказов), ко­торые обязательны для исполнения всеми предприятиями. Централизован­ное регулирование осуществляется не только в сфере производства това­ров, но и в сфере их распределения. Такая экономическая система была реализована в Советском Союзе и, отчасти, в странах социалистического содружества. Централизованное решение главных вопросов экономики в СССР позволило добиться успехов в естественнонаучной сфере, освоении космоса, обеспечить обороноспособность страны, создать мощные системы социальной защиты и т. д.

Однако командно-административная экономическая система СССР оказалась неспособной обеспечить развитие личной инициативы. Одним из принципов командной экономики является принцип уравнительного рас­пределения. Если предприятию удавалось получить большую прибыль, то почти вся она изымалась и переходила в бюджет государства. Работники получали почти одинаковую заработную плату, поощрение за высококва­лифицированный, творческий труд было незначительно и имело не столь­ко материальную, сколько моральную основу. Всё это порождало незаинте­ресованность предприятия в улучшении технологии производства, росте производительности, отсутствие личной заинтересованности людей в ре­зультатах своего труда. Постепенно стало наращиваться отставание СССР по важнейшим социально-экономическим показателям от ведущих держав мирового сообщества. Подавление экономической самостоятельности хо­зяйствующих субъектов привело к ухудшению качества экономического роста, его замедлению. Возникла необходимость радикального реформиро­вания экономической системы.

Рыночная система. В рыночной системе роль правительства ограниче­на. Основными субъектами рыночных отношений являются экономически независимые участники хозяйственной деятельности: граждане и фирмы. Их взаимодействие происходит на рынке. Рынок - это любая форма кон­тактов продавцов и покупателей, на основе которых совершаются сделки купли-продажи. Существует множество видов рынков, их классифициру­ют по экономическому назначению объектов, по географическому положе­нию, по отраслям.


Рынки находятся в постоянном взаимодействии, образуя единую слож­ную систему.

Основой рыночного механизма является индивидуальная свобода в принятии и реализации экономических решений. Свободой выбора в усло­виях рыночной экономики пользуются предприниматели, собственники ре­сурсов и потребители.

Предприятия имеют право приобретать факторы производства по своему усмотрению, производить те товары и услуги, которые считают нужными, выбирать способ их производства; при этом решения принима­ются за свой счёт, на свой риск.

Собственники ресурсов могут использовать ресурсы по своему ус­мотрению. Это касается и собственников трудовых ресурсов, они могут за­няться любым видом труда, на который способны.

Потребители могут покупать те товары и услуги, которые хотят, в пределах своих доходов. В рыночной экономике потребитель занимает особое положение, именно он решает, что должна производить экономика; если потребитель не пожелает купить товары и услуги, то фирмы разо­рятся.

Основная форма собственности на факторы производства - частная. Частная собственность закрепляет за человеком права владения, пользова­ния и распоряжения экономическими благами или ресурсами.

Вспомните из курса обществознания, что такое собственность.

Главные вопросы экономики в условиях конкуренции решаются на ос­нове системы свободных цен под влиянием рыночной информации.

Вопрос «что производить?» решается фирмами с учётом покупа­тельского спроса.

Вопрос «как производить?» решается фирмами с учётом мотива прибыльности, т. е. фирмы выбирают наиболее эффективный способ произ­водства.

Вопрос «для кого производить?» решается в соответствии с платё­жеспособностью покупателей.

Главным стимулом деятельности предприятий в условиях рыночной системы является прибыль. Преимуществами рыночной экономики явля­ются более эффективное использование ресурсов, мобильность системы, её возможность приспосабливаться к изменениям, внедрение новых техноло­гий. Но рыночная система имеет ряд недостатков, так называемых «прова­лов» рынка, которые мы рассмотрим ниже.



Все типы экономических систем можно представить в виде схемы.

В реальной жизни все страны имеют смешанную экономическую си­стему, которая соединяет в себе признаки других систем: традиционной, централизованной и рыночной. В зависимости от их преобладания выде­ляют смешанную экономику традиционного, централизованного или ры­ночного типа.

3. Смешанная экономическая система

В условиях рыночной экономики возникают проблемы, которые рыноч­ная система не в состоянии решить. Такими случаями несостоятельности рынка являются: инфляция, безработица, возникновение монополий, цик­личность развития экономики, неравномерность распределения доходов граждан.


В рыночной системе возникает также необходимость производства об­щественных благ. Общественные блага - экономические блага, использо­вание которых одними членами общества не исключает возможности одно­временного их использования другими членами общества. К ним относят­ся, например, национальная оборона, пожарная охрана, ликвидация последствий чрезвычайных событий (землетрясений, наводнений), госу­дарственное теле- и радиовещание и пр. От частных благ, имеющих част­ного продавца и частного покупателя, общественные блага отличаются та­кими свойствами, как неконкурентность, неисключаемость и бесприбыль­ность. Неконкурентностъ означает, что товары и услуги могут быть

использованы многими людьми одновременно; при этом количество това­ра, доступное для остальных, не снижается (например: маяк, салют). Не- исключаемостъ - это невозможность исключить из пользования этими услугами тех, кто за них не платит, так называемый «эффект зайца», на­пример национальная оборона или освещение улиц. Отсюда - беспри­быльность общественных благ, непривлекательность их производства для коммерческих фирм (например: пожарные, аварийно-спасательные службы.



Кроме того, рынок не способен решить проблему внешних эффек­тов. Внешние эффекты - положительные или отрицательные воздей­ствия на тех, кто не участвует в производстве или потреблении данного товара.

Примеры положительного внешнего эффекта: бесплатный автобус до супермаркета - для местных жителей, хорошая дорога к богатому особня­ку - для всех, кто будет пользоваться этим участком дороги.

Примеры отрицательного внешнего эффекта: загрязнение предпри­ятием окружающей среды, курение в общественных местах и т. п.

Как положительные, так и отрицательные внешние воздействия сни­жают эффективность использования ресурсов, поскольку в обоих случаях цена товара оказывается заниженной. При этом количество проданного то­вара искусственно занижено в случае положительного внешнего эффекта и неоправданно завышено в случае отрицательного внешнего эффекта. В теме рыночного равновесия мы вернёмся к этому вопросу и разберём кон­кретные ситуации с внешними эффектами.

Наличие «провалов» рынка делает необходимым вмешательство госу­дарства и формирование смешанной экономической системы. В смешанной

системе частные и общественные организации совместно осуществляют экономический контроль.

В настоящее время в России сложилась смешанная экономика рыноч­ного типа.

Три главных вопроса экономики:

Что производить?

Как производить?

Для кого производить?

В зависимости оттого, как общество отвечает на главные вопросы, форми­руется определённый тип экономической системы: традиционная, командная или рыночная.

Наличие провалов рынка делает необходимым вмешательство государства и формирование смешанной системы.

Основные понятия

Экономическая система Главные вопросы экономики Традиционная система Централизованная система Рыночная система Рынок

Частная собственность Смешанная система «Провалы» рынка.

Общественные блага

Внешние эффекты

Вопросы и задания

1. Что такое экономическая система?

2. Назовите три главных вопроса экономики. Почему каждое общество вынуж­дено решать эти вопросы?

3. Как решаются основные вопросы в традиционной системе?

4. Какая форма собственности является основной в условиях централизован­ной системы, а какая - и в условиях рыночной системы?

5. Что заставляет фирмы производить качественные товары в условиях ры­ночной экономики? Объясните почему.

6. Приведите примеры «провалов» рынка.

7. Что характеризует современную экономику в России как экономику сме­шанного рыночного типа?

8. Что такое общественные товары и услуги? Почему фирмы не занимаются их производством?

9. «Либо сила, либо рубль - иного выбора в экономике не было и нет от ве­ка, от Адама до наших дней». Как вы понимаете это высказывание Н. Шме­лёва?