Меню Рубрики

Законопроект о долевом участии в строительстве. Долевое строительство: вопрос выживания. Финансовая устойчивость застройщика

Сравнение сегодняшней ситуации на рынке недвижимости с кризисом 2014-2015 годов, когда после снижения цен на нефть стоимость новостроек перестала расти, а в реальном выражении и вовсе начала снижаться - абсолютно неуместно. Так считает руководитель аппарата Национального объединения застройщиков жилья (НОЗА) Кирилл ХОЛОПИК (на фото). И доказывает это.

После снижения цен на нефть 10 марта 2020 года и последующего роста курса доллара с 64 до 80 руб. многие аналитики начали прогнозировать снижение цен на новостройки, проводя аналогию с ситуацией после обрушения цен на нефть в 2014 году. Такая аналогия абсолютно неуместна и даже некомпетентна. Объясняю почему.

Цены на любые товары, в том числе и на квартиры в новостройках, растут или падают под влиянием соотношения спроса и предложения. Если под воздействием непредвиденных факторов спрос на жилье в многоквартирных домах значительно превышает предложение, цены растут, поскольку при среднем цикле строительства дома в 2-2,5 года девелоперы не могут обеспечить быстрый вывод на рынок необходимых объемов жилья. Напротив, если спрос резко падает, застройщикам приходится продавать квартиры со скидками - их бизнес-модель не позволяет им держать жилье на балансе до того момента, пока спрос оживится и цены вновь подрастут.

Чтобы лучше понять, почему шесть лет назад после падения нефтяных котировок стоимость недвижимости в реальном выражении стала проседать и почему после нынешнего нефтяного обвала этого не произойдет - предлагаю сравнить условия на рынке тогда и сейчас.

Рост рынка недвижимости и падение цен на нефть в 2014 году

К 2014 году в условиях благополучной макроэкономической ситуации, на фоне развития ипотеки, роста зарплат и, как следствие, повышения доступности жилья - застройщики существенно нарастили объемы строительства. В 2012 году по договорам участия в долевом строительстве было продано 440 тыс. квартир, 2013 году - 541 тыс., в 2014 году - 763 тыс. (+73% за два года). Этот рекорд не побит до сих пор: в 2018 году продажи по ДДУ составили 710 тыс., а по итогам 2019-го - 697 тыс.

Однако в конце 2014-го - начале 2015 года цена на нефть снизилась со $110 за баррель сначала до 70, а затем до $55 за баррель. Параллельно курс доллара вырос с 34 до 70 руб. Девальвация национальной валюты и снижение зарплат не могли не сказаться на покупательной способности населения. Платежеспособный спрос сжался, и застройщики не смогли больше поднимать цены на жилье. Цены установились на равновесном уровне, постепенно снижаясь в реальном выражении.

В тот момент паники на рынке недвижимости удалось избежать во многом благодаря грамотной денежно-кредитной политике Банка России, который для сдерживания инфляции в декабре 2014 года поднял ключевую ставку до 17%, а также установил жесткое «бюджетное правило». Именно благодаря этому Россия сейчас имеет многотриллионную «кубышку» как для выполнения социальных обязательств, так и для реализации дополнительных программ субсидирования, если потребуется.

В период после кризиса 2014 года выдачу ипотеки на новостройки поддержала специальная государственная программа субсидирования ставок под 12%, запущенная в марте 2015 года. За время ее действия до декабря 2016 года было выдано 514 тыс. кредитов на 929 млрд руб., что составило около 37% всех ипотечных кредитов, выданных за этот период. Почти треть объема жилья (25,7 млн кв. м), проданного на первичном рынке за это время, была приобретена по программе. Она оказалась крайне эффективной: каждый рубль бюджетных средств привлек в жилищное строительство 100 руб. внебюджетных инвестиций, из которых 37 руб. пришлись на средства населения. Это оказало поддержку как спросу со стороны граждан, так и девелоперам.

Результатом кризиса стало оздоровление отрасли: обанкротились порядка 600 застройщиков - преимущественно те игроки, которые изначально запускали недостаточно качественные проекты с непросчитанной экономикой. В то же время своего рода платой за это оздоровление отчасти стало появление масштабной проблемы «обманутых дольщиков», решение которой является приоритетной и на сегодняшний момент.

Новый подъем рынка недвижимости и новое нефтяное пике

В 2017 году рост номинальных цен на жилье возобновился, так как они подошли вплотную к себестоимости и стали расти вместе с инфляцией и начинающимся ростом зарплат. По данным Росстата в 2019 году рост номинальных цен составил 8,0% (+4,8% с поправкой на инфляцию).

Учитывая их снижение в реальном выражении в 2015-2017 годах примерно на 13%, нынешний восстановительный рост - положительная новость. Это повышает инвестиционную привлекательность рынка недвижимости для застройщиков. Следует отметить, что в четвертом квартале 2019 года цены на жилье в реальном выражении были все еще на 25% ниже уровня начала 2013 года - в то время как накопленный рост реальных зарплат составил 21%, а с учетом снижения ипотечных ставок с 12,5% до 8,7% доступность жилья для населения выросла с примерно 37% до 47%.

Изменение цен на новостройки в России в 2013-2019 гг. (в % к 2012 г.)

0){var bigDiv=this.getElementsByTagName("div"),bigImg=this.getElementsByTagName("img"),srcImg=this.getElementsByTagName("img");if(bigDiv.style.display=="none"){bigImg.src=srcImg.src;bigDiv.style.display="block";if(bigImg.width/srcImg.width



Источник: Росстат

Не помешала восстановлению рынка жилья, вопреки прогнозам многих скептиков, и масштабная реформа отрасли, осуществленная в прошлом году. С 1 июля 2019 года произошел переход на новую модель финансирования жилищного строительства, которая подразумевает использование счетов эскроу. Граждане-участники долевого строительства получили полную гарантию сохранности своих средств. По данным опроса ВЦИОМ, более 80% респондентов положительно оценивают реформу. Доля семей, готовых приобрести жилье на этапе строительства, возросла на треть, а доля семей, готовых приобрести квартиру на раннем этапе строительства (подготовка строительной площадки, земляные и фундаментные работы), - более чем в два раза. Можно констатировать, что переход прошел успешно. По итогам 2019 года ввод жилья увеличился на 6% и составил 80,3 млн кв. м - позитивная динамика зафиксирована впервые с 2015 года. При этом до момента адаптации отрасли к новой схеме выход на рынок новых проектов несколько замедлился.

Падение цен на нефть 10 марта 2020 года не приведет к стагнации рынка. Во-первых, в отличие от ситуации шестилетней давности, объем предложения не превышает возможности спроса: на 18 марта в стройке, по данным ресурса наш.дом.рф, находилось 100,6 млн кв. м жилья. В текущем году ожидается ввод того же объема жилья, что и в 2019 году. Адаптируясь к новым правилам жилищного финансирования в условиях рекордно низких ставок на ипотеку, девелоперы могут повременить с вводом жилья, что дает им возможность переждать турбулентность на рынке и не продавать жилье в новых проектах себе в убыток.

Во-вторых, резкого сжатия платежеспособного спроса на этот раз не произойдет. Маловероятно, что Центральный Банк пойдет на резкое увеличение ставки, как в прошлый раз. В сообщении его пресс-службы от 13 марта говорится, что текущее ослабление рубля «является существенным, но краткосрочным проинфляционным фактором» - и, напротив, существуют значимые дезинфляционные факторы среднесрочного характера. Повышение ключевой ставки возможно на небольшую величину и на короткое время, а значит, ипотека останется доступной.

Более того, скоро заработают новые механизмы выплаты материнского капитала, предусматривающие существенный рост сумм таких выплат. Значительный объем этих сумм выльется на рынок новостроек, что подстегнет спрос. Положительное воздействие на спрос оказывают и сразу несколько действующих сейчас ипотечных программ с господдержкой. В рамках «Семейной ипотеки» семьи с двумя и более детьми получают кредиты на новостройки по ставке 6% и ниже - в январе 2020 года по программе было выдано более 30% всей ипотеки на первичном рынке. С декабря 2019 года запущена программа «Дальневосточной ипотеки», позволяющая молодым семьям или обладателям «дальневосточного гектара» брать кредит под 2%. В феврале по этой программе было выдано 3,4 тыс. кредитов на сумму около 11,7 млрд руб. Успешно работает программа выплат 450 тыс. руб. многодетным семьям на погашение части ипотечного кредита, оператором которой является ДОМ.РФ: одобрено уже около 40 тыс. заявок, сумма к выплате - более 17 млрд руб.

Все эти меры господдержки не зависят от колебаний на рынке и будут выполнены в полном объеме. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что продажи новостроек не только не уменьшатся, но скорее всего, вырастут в ближайшее время. К 2021-2022 году это приведет к значительному увеличению проектов в стройке.

Но, как бы то ни было, стагнации рынка жилищного строительства в будущем не предвидится. Учитывая то, что ипотечные ставки сейчас находятся на исторических минимумах, если вы нашли подходящую квартиру - смело решайтесь на покупку. Жилье - слишком важный актив, чтобы решение о его покупке зависело от краткосрочной экономической конъюнктуры. При снижении ставок по ипотеке кредит всегда можно рефинансировать.

Другие публикации

Информационный портал «Единый реестр застройщиков» на своем сайте разместил публикацию, в которой перечислены принятые законодателем положения 214-ФЗ1, других федеральных законов в части долевого строительства, которые на дату выхода публикации не вступили в силу, а также положения законопроекта №322981-7, направленного на выполнение поручений Президента РФ Владимира Путина от 5 ноября 2017 года по реформированию системы финансирования жилищного строительства.

I. ПОЛОЖЕНИЯ 304-ФЗ

Тема 1. Способ направления проектной декларации в контролирующий орган
Суть нормы :
Застройщик обязан направлять проектную декларацию в контролирующий орган путем заполнения электронной формы проектной декларации на сайте, определенном Минстроем России (часть 2 статьи 19 214-ФЗ).
Изменения в проектную декларацию направляются застройщиком в контролирующий орган путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями на сайте, определенном Минстроем России (часть 6 статьи 19 214-ФЗ).
Дата вступления в силу : определена частью 5 статьи 6 304-ФЗ. Вступает в силу с даты обеспечения технической возможности заполнения электронной формы проектной декларации на сайте, определенном Минстроем России.
Комментарий
Обязанность застройщика по использованию электронной формы проектной декларации для ее направления в контролирующий орган возникает после выполнения двух условий в совокупности:
1) Минстрой России должен издать нормативный правовой акт, определяющий сайт, на котором застройщик обязан заполнять электронную форму проектной декларации для ее направлении в контролирующий орган (часть 2 статьи 19 214-ФЗ);
2) Минстрой России или владелец соответствующего сайта должны оповестить застройщиков и контролирующие органы о дате наличия технической возможности направления проектной декларации в контролирующий орган путем заполнения электронной формы (часть 5 статьи 6 304-ФЗ).
Следует обратить внимание, что техническая возможность должна обеспечивать отработку трех сценариев:
1) первичное направление проектной декларации;
2) направление изменений в проектную декларацию, первоначально заполненную по форме, установленной приказом Минстроя России от 20 декабря 2016 г. № 996/пр «Об утверждении формы проектной декларации»;
3) направление изменений в проектную декларацию, первоначально заполненную в произвольной форме, т.е. заполненную и опубликованную до установления требований к форме проектной декларации.
Последствия несоблюдения
Проектные декларации, направленные в контролирующий орган в бумажной форме после возникновения технической возможности направления проектной декларации в контролирующий орган путем заполнения электронной формы, не будут считаться направленными в контролирующий орган. По таким проектным декларациям контролирующий орган не будет выдавать заключения.

Тема 2. Требования к лицам, участвующим в управлении деятельностью застройщика
Суть нормы :
Руководитель, главный бухгалтер, кандидаты на указанные должности, бенефициары не могут:
иметь отдельные виды судимости (пункт 1 части 3 статьи 3.2 214-ФЗ);
иметь не истекший срок административного наказания в виде дисквалификации (пункт 2 части 3 статьи 3.2 214-ФЗ);
быть ранее (менее трех лет назад) привлеченными к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица (пункт 3 части 3 статьи 3.2 214-ФЗ);
исполнять ранее (менее трех лет назад) функции единоличного исполнительного органа юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом) (пункт 4 части 3 статьи 3.2 214-ФЗ);
быть ранее (менее трех лет назад) бенефициаром юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом) (пункт 5 части 3 статьи 3.2 214-ФЗ).
Дата вступления в силу

Комментарий
О соответствии бенефициаров застройщика предъявляемым к ним требованиям застройщик обязан уведомлять контролирующий орган при направлении проектной декларации (часть 2 статьи 19 214-ФЗ).
О соответствии руководителя застройщика, главного бухгалтера и бенефициаров предъявляемым к ним требованиям застройщик обязан указывать в проектной декларации, если проектная декларация заполняется в отношении объекта, разрешение на строительство которого выдано 1 июля 2018 года и позднее (пункт 8 части 2 статьи 3, пункт 7 части 1 статьи 20 214-ФЗ, часть 3 статьи 25 218-ФЗ).


В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 3 214-ФЗ несоответствие указанных лиц застройщика предъявляемым к ним требованиям означает отсутствие у застройщика прав на привлечение средств дольщиков. Однако данное положение согласно части 3 статьи 25 218-ФЗ не применяется, если разрешение на строительство получено до 1 июля 2018 года.
Тема 3. Обязанность застройщика уведомлять контролирующий орган об изменениях в составе лиц, участвующих в управлении деятельностью застройщика
Суть нормы :
Застройщик обязан уведомить не позднее 3-х рабочих дней контролирующий орган (часть 2 статьи 3.2 214-ФЗ):
о прекращении полномочий руководителя застройщика;
об избрании (назначении) нового руководителя застройщика;
об образовании временного единоличного исполнительного органа.
Одновременно с уведомлением застройщик обязан представить в контролирующий орган информацию о соответствии указанных лиц предъявляемым к ним требованиям части 3 статьи 3.2 214-ФЗ.
Дата вступления в силу : определена частью 4 статьи 25 218-ФЗ.

Последствия несоблюдения требований
Не установлена.
Часть 3 статьи 14.28 КоАП предусматривает административную ответственность застройщика за непредставление застройщиком в контролирующий орган отчетности. Уведомления не является видом отчетности.

Тема 4. Обязанность застройщиков по размещению информации в Единой информационной системе жилищного строительства (ЕИСЖС)
Суть нормы :
Застройщики обязаны размещать в ЕИСЖС ту же информацию, которую обязаны размещать на своем официальном сайте (часть 4 статьи 23.3 214-ФЗ):
аудиторское заключение за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности (пункт 2 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, выданные застройщику в отношении объектов капитального строительства, в строительстве которых принимал участие застройщик в течение трех лет, предшествующих опубликованию проектной декларации (пункт 1 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
информацию о многоквартирных домах и (или) иных объектах недвижимости, строительство (создание) которых осуществляется застройщиком с привлечением средств участников долевого строительства:
1) разрешение на строительство (пункт 2 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
2) заключение экспертизы проектной документации, если проведение такой экспертизы установлено федеральным законом (пункт 2 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
3) документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок (пункт 2 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
4) проектную декларацию (пункт 3 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
5) заключение контролирующего органа о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 214-ФЗ (пункт 4 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
6) сведения об уплате застройщиком обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд, если такие отчисления были осуществлены (пункт 6 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
7) сведения об условиях привлечения денежных средств участников долевого строительства по договору участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями статей 15.4 и 15.5 Федерального закона N 214-ФЗ, если застройщик выбрал способ привлечения денежных средств участников долевого строительства - эскроу-счета(пункт 6 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
8) проекты (проект) договоров участия в долевом строительстве, используемых застройщиком для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (пункт 5 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
9) договоры поручительства с застройщиком, заключенные застройщиком в соответствии со статьей 15.3 Федерального закона N 214-ФЗ, если такие договоры заключены (пункт 7 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ);
10) фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания) (пункт 8 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ).
Дата вступления в силу
Комментарий
Порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации застройщиками в единой информационной системе жилищного строительства определяется Минстроем России (пункт 3.3 части 3 сатьи 23 214-ФЗ).
Последствия несоблюдения требований
За неисполнение указанной обязанности возможно привлечение застройщика к административной ответственности:
по статье 14.8 КоАП за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы;
по статье 14.28 КоАП за предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.

Тема 5. Обязанность контролирующих органов по размещению информации в ЕИСЖС
Суть нормы :
Контролирующие органы обязаны размещать в ЕИСЖС информацию о (часть 5 статьи 23.3 214-ФЗ):
лицах контролирующего органа, уполномоченных на осуществление контроля;
выданных заключениях о соответствии, либо мотивированный отказ в выдаче таких заключений;
проведенных проверках деятельности застройщика;
предписаниях застройщику;
вступивших в законную силу постановлениях о привлечении застройщика и его должностных лиц к административной ответственности.
Дата вступления в силу : определена частью 6 статьи 25 218-ФЗ.
Последствия несоблюдения требований
Не установлено
Тема 6. Банкротство застройщика (изменения внесены в 127-ФЗ)
Суть норм :
дополнительные требования к конкурсным управляющим (части 2.1-2.3, 2.5 статьи 201.1 127-ФЗ);
обязанность застройщика письменно сообщать дольщикам о банкротстве при (часть 7 статьи 201.1 127-ФЗ):
1) заключении ДДУ;
2) принятии денежных средств по ранее заключенным ДДУ;
включение в реестр требований кредиторов осуществляет конкурсный управляющий (до 01.01.2018 - Арбитражный суд) (статья 201.4 127-ФЗ);
запрет на расторжение арендодателем договора аренды земельного участка с застройщиком (часть 1 статьи 201.3 127-ФЗ);
приоритет дольщику по 214-ФЗ, если в отношении одного жилого помещения имеются требования нескольких дольщиков (часть 8.1 статьи 201.11 127-ФЗ);
возможность проведения собрания дольщиков в форме заочного голосования - если их более 500 (статья 201.12 127-ФЗ);
запрет на включение юридических лиц в реестр требований о передаче жилого помещения (часть 1статья 201.12-1 127-ФЗ);
запрет применения процедур «наблюдение», «финансовое оздоровление» (часть 2.7 статьи 201.1 127-ФЗ);
регламентация вопросов Фонда:
1) к Фонду, осуществившему выплату, переходит право требования по ДДУ (часть 6 статьи 201.12-1 127-ФЗ);
2) оспаривание Фондом сделок застройщика, который сделал отчисления в Фонд (часть 3.1 статьи 201.1 127-ФЗ);
3) возможность инициирования Фондом процедуры банкротства застройщика, который сделал отчисления в Фонд (часть 2.6 статьи 201.1 127-ФЗ).
вопросы погашения требований дольщиков путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному ЖСК (часть 3 статьи 201.12-1 127-ФЗ).
Дата вступления в силу : определена частью 2 статьи 25 218-ФЗ. В соответствии с частью 13 статьи 25 218-ФЗ новые положения 127-ФЗ распространяются на дела о банкротстве застройщиков, производство по которым возбуждено после 1 января 2018 года

Тема 7. Дополнительные признаки понятия «застройщик»
Суть нормы :
Вводятся дополнительные признаки понятия «застройщик», включающие требования к опыту осуществления деятельности по строительству многоквартирных домов, наименованию организации, организационно-правовой форме (пункт 1 статьи 2 214-ФЗ).

Признаки понятия «застройщик» до 1.07 с 1.07
Опыт (не менее трех лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов в качестве застройщика и (или) технического заказчика и (или) генерального подрядчика. Требование может быть выполнено застройщиком, основным обществом застройщика, любым из дочерних хозяйственных обществ основного общества Х +
Наличие разрешений на ввод в эксплуатацию не менее 10 000 м2 многоквартирных домов. Требование может быть выполнено застройщиком, основным обществом застройщика, любым из дочерних хозяйственных обществ основного общества Х +
Наличие в наименовании «специализированный застройщик» Х +
Единственно возможная организационно-правовая форма – хозяйственное общество Х +
Юридическое лицо + +
Обладает правами на землю + +
Имеет разрешение на строительство + +
Привлекает денежные средства участников долевого строительства + +

Дата вступления в силу : определена частью 3 статьи 25 218-ФЗ.
Последствия несоблюдения требований
Не установлены.
Закон не содержит норм, о том, что при нарушении указанных требований контролирующий орган отказывает застройщику в выдаче заключения о соответствии (часть 2.2 статьи 19 214-ФЗ), либо о том, что нарушающий указанные требования застройщик не имеет право привлекать средства участников долевого строительства (статья 3 214-ФЗ). Вместе с тем, согласно первого абзаца части 2 статьи 3 214-ФЗ право на привлечение средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома на основании договора участия в долевом строительстве имеет застройщик. Организация, не соответствующая указанным требованиям, застройщиком не является. По совокупности норм можно сделать вывод о том, что организация, не соответствующая указанным требованиям, не вправе осуществлять привлечение средств участников долевого строительства.
Тема 8. Дополнительные требования, которые должны выполнять застройщики для приобретения права на привлечение средств участников долевого строительства
Суть норм :
Устанавливаются требования:
один застройщик - одно разрешение на строительство (часть 1.1 статьи 3 214-ФЗ);
наличия положительного заключения экспертизы проектной документации (пункт 1 части 2 статьи 3 214-ФЗ);
к размеру собственных средств вместо требований к уставному капиталу (пункт 1.1 части 2 статьи 3 214-ФЗ);
к минимальному размеру денежных средств на расчетном счете (пункт 1.2 части 2 статьи 3 214-ФЗ);
к максимальному размеру обязательств застройщика, не связанных с разрешением на строительство (пункт 1.5 части 2 статьи 3 214-ФЗ).
Вводятся запреты:
на наличие задолженности по налогам в каком либо размере (пункт 7 части 2 статьи 3 214-ФЗ);
на наличие обязательств по кредитам, займам, ссудам, за исключением целевых кредитов на строительство (пункт 1.3 части 2 статьи 3 214-ФЗ);
на выпуск облигаций и иных ценных бумаг, кроме акций (пункт 1.4 части 2 статьи 3 214-ФЗ);
на наличие обязательств по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц, а также собственных обязательств, не связанных со строительством (пункты 1.6, 1.7 части 2 статьи 3 214-ФЗ)
Сфера действия требований расширяется на случай привлечения средств участников долевого строительства – юридических лиц.


Требования которые должны выполнять застройщики для приобретения права на привлечение средств участников долевого строительства до 1.07 с 1.07
Застройщик вправе осуществлять строительство по одному разрешению на строительство Х +
Наличие экспертизы проектной документации Х +
Требования к собственным средствам (не менее 10% от стоимости строительства) Х +
Требования к уставному капиталу + Х
Требования к размеру денежных средств на расчетном счете на дату направления проектной декларации в контролирующий орган (не менее 10% от стоимости строительства) Х +
Обязательства застройщика, не связанные с разрешением на строительство, не должны превышать 1% от стоимости строительства Х +
Допустимая задолженность по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (% от балансовой стоимости активов) до 25% 0%
Отсутствие обязательств по кредитам, займам, ссудам, за исключением целевых кредитов на строительство Х +
Отсутствие выпуска облигаций и иных ценных бумаг, кроме акций Х +
Отсутствие обязательств по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц, а также собственных обязательств, не связанных со строительством Х +
Отсутствие сведений в реестрах недобросовестных поставщиков и пр. + +
Не проводится ликвидации, нет приостановления, процедур банкротства + +
Требования к лицам, принимающим участие в управлении + +
Требования распространяются на привлечение средств граждан + +
Требования распространяются на привлечение средств юридических лиц Х +

Комментарий
Требование наличия во всех случаях положительного заключения экспертизы проектной документации вступает в противоречие с нормами части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса, определяющими случаи, когда экспертиза проектной документации не проводится. По данному вопросу ожидаются разъяснения.

Последствия несоблюдения требований
Несоблюдение указанных требований является основанием для отказа в выдаче заключения контролирующего органа (часть 2.2 статьи 19 214-ФЗ), за исключением требования «один застройщик - одно разрешение на строительство». Нарушение этого требования не входит в число оснований для отказа в выдаче заключения контролирующего органа.
Застройщики, не удовлетворяющие любому из указанных требований, не имеют права привлекать денежные средства граждан - участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов (части 1.1 и 2.2 статьи 3 214-ФЗ).
Установление контролирующим органом факта несоответствия застройщика указанным требованиям, за исключением требования «один застройщик - одно разрешение на строительство», влечет обязанность контролирующего органа направить в Росреестр уведомление об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан - участников долевого строительства (часть 2.5 статьи 3 214-ФЗ). При получении уведомления Росреестр обязан приостановить регистрацию ДДУ (пункт 55 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») и уведомить всех участников долевого строительства о том, что застройщик лишён права привлекать денежные средства граждан (часть 7 статьи 48 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
За незаконное привлечение средств граждан в нарушение законодательства о долевом строительстве предусмотрена уголовная ответственность согласно статье 200.3 УК Российской Федерации.
Тема 9. Изменения в сфере целевого использования средств дольщиков
Суть норм :
Устанавливаются предельные размеры:
административных расходов8 застройщика (пункт 20 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
авансовых платежей (часть 4 статьи 18 214-ФЗ);
Вводится запрет на:
осуществление иных видов деятельности (часть 6 статьи 18 214-ФЗ);
привлечение кредитов, займов, ссуд, кроме целевых кредитов на строительство (пункт 1 части 7 статьи 18 214-ФЗ);
выпуск ценных бумаг, кроме акций (пункт 4 части 7 статьи 18 214-ФЗ);
приобретение ценных бумаг (пункт 6 части 7 статьи 18 214-ФЗ);
совершение сделок, не связанных со строительством (пункт 8 части 7 статьи 18 214-ФЗ);
создание юридических лиц, участие в уставных капиталах хозяйственных обществ (пункт 7 части 7 статьи 18 214-ФЗ);
участие в имуществе коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 7 части 7 статьи 18 214-ФЗ).

Расходование средств дольщиков:
запрещается на возмещение затрат на (часть 1 статьи 18 214-ФЗ):

2) проектирование;
3) инженерные изыскания;
4) экспертизу;
разрешается на:
1) оплату услуг уполномоченного банка (пункт 13 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
2) уплату налогов, в том числе штрафов, пеней, административных штрафов (пункт 14 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
3) уплату обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд (пункт 15 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
4) возврат участнику долевого строительства денежных средств, процентов на эту сумму (пункт 16 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
5) оплату труда (пункт 17 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
6) оплату услуг организации, осуществляющей функции исполнительного органа застройщика (пункт 18 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
7) денежные выплаты, связанные с предоставлением работникам гарантий и компенсаций (пункт 19 части 1 статьи 18 214-ФЗ);
8) оплату административных расходов (пункт 20 части 1 статьи 18 214-ФЗ).
Котловой принцип использования средств дольщиков при строительстве нескольких объектов разрешается только в рамках одного разрешения на строительство вместо границ элемента планировочной структуры квартала, микрорайона (пункт 1 части 1 статьи 18 214-ФЗ).

Целевое использование средств дольщиков до 1.07 с 1.07
Административные расходы застройщика не могут превышать 10% от стоимости строительства Х +
Совокупный размер авансовых платежей не должен превышать 30% стоимости строительства Х +
Запрет на:
1) осуществление иных видов деятельности;
2) привлечение кредитов, займов, ссуд, кроме целевых кредитов на строительство;
3) выпуск ценных бумаг, кроме акций;
4) совершение сделок, не связанных со строительством;
5) создание юридических лиц, участие в уставных капиталах хозяйственных обществ;
6) участие в имуществе коммерческих и некоммерческих организаций
Х +
Запрет на возмещение затрат на (часть 1 статьи 18 214-ФЗ):
1) приобретение земельного участка, прав на земельный участок;
2) проектирование;
3) инженерные изыскания;
4) экспертизу
Х +
Расходы на:
1) оплату услуг уполномоченного банка;
2) уплату налогов, в том числе штрафов, пеней, административных штрафов;
3) уплату обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд;
4) возврат участнику долевого строительства денежных средств, процентов на эту сумму;
5) оплату труда;
6) оплату услуг организации, осуществляющей функции исполнительного органа застройщика;
7) денежные выплаты, связанные с предоставлением работникам гарантий и компенсаций;
8) оплату административных расходов.
Х +
Котловой принцип использования средств дольщиков разрешается в рамках границ элемента планировочной структуры квартала, микрорайона + Х
Котловой принцип использования средств дольщиков разрешается в рамках одного разрешения на строительства Х +

Последствия несоблюдения требований
Специальной административной и (или) уголовной ответственности за нарушение норм о целевом использовании средств дольщиков не установлено.
Сделки, совершенные с нарушением требования целевого использования средств дольщиков, могут быть признаны недействительными по искам (часть 9 статьи 18 214-ФЗ):
1) застройщика;
2) учредителей застройщика;
3) кредиторов застройщика;
4) контролирующего органа;
5) фонда защиты дольщиков.
Введен банковский контроль. При выявлении нецелевых платежей уполномоченный банк информирует об этом контролирующий орган и Фонд защиты дольщиков (часть 3 статьи 18.2 214-ФЗ).
Тема 10. Банковское сопровождение
Суть норм :
Вводится понятие «уполномоченный банк» - банк, соответствующий критериям, установленным Правительством Российской Федерации. Банк России ежемесячно размещает перечень уполномоченных банков на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 3 статьи 2 214-ФЗ).
Счета застройщика, технического заказчика и генерального подрядчика должны быть открыты в одном уполномоченном банке (часть 2.3 статьи 3 214-ФЗ).
Застройщику запрещается иметь более одного расчетного счета (часть 2.3 статьи 3 214-ФЗ).
По каждому платежу застройщика осуществляется специальный банковский контроль (часть 2 статьи 18.2 214-ФЗ).
Остаток средств после завершения проекта застройщик может использовать по своему усмотрению только после исполнения обязательств по передаче квартир всем участниками долевого строительства (часть 8 статьи 18 214-ФЗ).

Банковское сопровождение до 1.07 с 1.07
Счета застройщика, технического заказчика и генерального подрядчика должны быть открыты в одном уполномоченном банке Х +
Застройщик вправе иметь только один расчетный счет Х +
По каждому платежу осуществляется специальный банковский контроль соответствия этого платежа содержанию обосновывающих документов (проверяются договоры, акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг, акты приема-передачи товара, товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры и пр.) Х +
Целевое использование средств вплоть до полного исполнения обязательств перед дольщиками Х +

Последствия несоблюдения требований
Специальной административной и (или) уголовной ответственности за нарушение норм о количестве и месте размещения счетов застройщика не установлено. Предполагается, что уполномоченный банк будет предпринимать какие-то меры при выявлении платежей генподрядчику или техническому заказчику на счет, размещенный в ином банке. Однако закон не содержит норм, обязывающих банк отказывать в осуществлении платежей на такие счета или уведомлять контролирующие органы и Фонд защиты дольщиков о таких случаях.
Предполагается, что банки, не имеющие статуса «уполномоченный банк», не будут открывать счета организации, если в ее наименовании используются слова «специализированный застройщик». Однако прямого запрета таким банкам открывать счета специализированным застройщикам закон не содержит.
Закон не содержит обязанности уполномоченного банка отказывать застройщику в осуществлении платежа, если не представлены обосновывающие документы, либо платеж не соответствует установленным ограничениям по целевому использованию.
Тема 11. Обязанности застройщика по размещению дополнительной информации на сайте и в ЕИСЖС
Суть норм :
Застройщик обязан размещать на сайте годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пункт 7 части 2 статьи 3.1 214-ФЗ).
Эту же информацию застройщик обязан размещать в ЕИСЖС (часть 4 сатьи 23.3 214-ФЗ).
Последствия несоблюдения требований
Указаны в теме № 4.
Тема 12. Обязанности застройщика по размещению дополнительной информации в проектной декларации
Суть норм :
В проектной декларации застройщик обязан дополнительно указывать:
сведения о введенных в эксплуатацию в течении предшествующих трех лет проектах строительства основного и дочерних обществ (пункт 4 части 1 статьи 20 214-ФЗ);
сведения о соответствии лиц, принимающих участие в управлении застройщика, установленным требованиям (пункт 7 части 1 статьи 20 214-ФЗ).

Сейчас свою популярность набирает долевое строительство, а в данной статье прописано, что нужно знать об этом в 2020 году, чтобы не ошибиться и сделать всё правильно. Такая популярность связана с тем, что долевое строительство позволяет людям приобрести новое жилье по очень выгодным ценам, что, конечно же, является огромным плюсом. Однако в любом случае вам для начала требуется разобраться во всех важных нюансах. Стоит отметить, что с 2020 года в этом вопросе практически ничего не изменилось. Уже много лет действуют одни и те же условия.

В первую очередь стоит разобраться с тем, почему многие граждане России предпочитают вкладываться в долевое строительство:

  • Квартиры в новостройках чаще всего стоят значительно дешевле, чем на вторичном рынке. Получается, что вы сможете очень выгодно купить свое новое жилье.
  • Вам не нужно готовить сразу всю сумму. Вы можете расплачиваться за квартиру все время, пока идет застройка.
  • Вы можете заранее выбрать планировку, которая будет полностью устраивать. Это поможет вам в дальнейшем сэкономить на ремонтных работах. Конечно же, вам нужно учитывать, что к планировке устанавливаются различные технические требования, которые необходимо соблюдать.

В итоге получается, что постройка нового дома производится за счет покупателей. Такой вариант будет выгоден как застройщикам, так и владельцам квартир. При этом стоит учитывать, что все моменты регулируются российским законодательством. Вы должны знать, что застройщик несет ответственность перед всеми своими дольщиками.

Как происходит долевое участие

Если вы решили стать дольщиком, то вам необходимо знать обо всех нюансах. В долевом строительстве есть множество моментов, которые нужно учитывать. Для того чтобы построить дом, застройщик привлекает средства физических или юридических лиц, которые, в свою очередь, заинтересованы в этой постройке. Таким образом, получается, что дольщиками могут стать обычные граждане, которые хотят купить квартиру еще на стадии строительства дома, или же компании, которые покупает сразу несколько квартир. Сам застройщик и владелец земельного участка также являются участниками долевого строительства.

У процедуры долевого участия имеется несколько этапов:

  1. Для начала компании необходимо получить разрешение на строительство. Без этого документа она не может начать строительство дома, так как это будет являться нарушением российского законодательства.
  2. После того как это разрешение будет получено, публикуется проектная декларация.
  3. Далее привлекаются дольщики, которые заинтересованы в строительстве данного дома.
  4. Договор долевого участия в обязательном порядке регистрируется в Росреестре.

Разрешение на строительство дома можно получить в местном управлении. Для получения такого документа потребуется предоставить проект, который отвечает всем техническим нормам. Обычно проблем с получением бумаги не возникает, особенно, если застройщик уже не первый год на рынке.

Проектная декларация – этот тот документ, в котором будет представлена вся необходимая информация о плане строительства и непосредственно о самом застройщике. Данная бумага обязательно должна быть опубликована в СМИ или интернете, чтобы с ней могли ознакомиться все желающие. Сделать это необходимо за две недели до того, как застройщик начнет подписывать первые договоры долевого участия. Согласно российскому законодательству, застройщик может не опубликовывать такую информацию, но должен будет предоставлять ее всем, кому она потребуется, что значительно усложнит процесс.

Привлечение дольщиков – это поиск лиц, которые заинтересованы в том, чтобы вложиться в будущее строительства. При этом не должно быть нарушений российского законодательства. Однако даже этого недостаточно, дополнительно заключаются договоры, в которых прописываются все необходимые условия.

Отличие от инвестирования

Многие люди, которые решили стать дольщиками, думают, что вложение в строительство – это инвестирование. Однако инвестирование и долевое строительство являются разными вещами, и это нужно учитывать. В первую очередь, два этих понятия регулируются разными законными актами – инвестирование Гражданским кодексом, а долевое строительство – Федеральным законом о долевом строительстве (ФЗ). Также здесь существуют и другие различия:

  • Долевое строительство направлено на то, чтобы дольщики получили квартиры в собственность. Инвестирование – возможность дальнейшего получения прибыли.
  • В качестве инвестиций могут выступать не только денежные средства, но и, например, ценные бумаги. В случае с долевым строительством принимаются только денежные средства.
  • Долевое строительство требует обязательной государственной регистрации. Инвестиция дела обстоят уже иначе.
  • Риски могут накладываться на инвесторов или застройщика.
  • В случае с инвестициями договор заключается обязательно. В случае с долевым строительством только в тех ситуациях, когда застройщик выполняет все свои обязательства.

Получается, что дольщик не является инвестором, и здесь работают абсолютно разные схемы взаимодействия. Дольщик – это обычный собственник, который решил вложиться в жилье еще на стадии его строительства. В долевом строительстве могут участвовать абсолютно все.

Договор

Прежде чем стать дольщиком, необходимо разобраться, как правильно оформляются те или иные документы. Это позволит вам избежать серьезных ошибок, и сделать всё максимально правильно. Договор о долевом строительстве – это соглашение, в котором застройщик обязуется достроить дом, ввести его в эксплуатацию и, в принципе, выполнить все свои обязательства перед дольщиками. В договоре должны быть следующие обязательные пункты, без которых он не будет считаться заключенным:

  • Должны быть прописаны максимально точные и подробные сведения об объекте строительства.
  • Прописаны права, а также обязанности обоих сторон – застройщика и дольщиков.
  • Должны быть обозначены точные сроки, когда квартиры будут переданы дольщикам.
  • Также в документе прописывается, какая цена будет у квартиры. Там же прописываются условия, каким именно образом должна быть выплачена сумма – сразу же или частями в рассрочку.
  • Указывается гарантийный срок. Чаще всего он равен трем годам.
  • Прописывается способ, которым будет обеспечиваться исполнение обязанностей – залог, страховой договор. Страхование – очень хороший способ себя защитить.

Если хотя бы один из пунктов будет отсутствовать, то договор признают недействительным.

Права и обязанности дольщиков

Не стоит забывать о том, что свои обязанности есть не только у застройщика, но и у дольщиков. К обязанностям дольщиков относятся:

  • Оплата установленной в суммы в сроки, которые прописаны в договоре.
  • Принятие квартиры в сроки, которые также прописаны в договоре.
  • Выплаты неустоек, которые установлены на законодательном уровне.

Конечно же, у дольщика имеются и свои права, о которых вы должны знать, чтобы можно было что-то требовать от застройщика, если он будет нарушать закон. К основным правам относятся следующие пункты:

  • Дольщик может требовать от застройщика регистрации договора долевого строительства.
  • Вы имеете полное право потребовать от застройщика все интересующие вам документы – проект, разрешение на строительство и т.п. Застройщик не может скрывать от вас эти документы, так как это является нарушением российского законодательства.
  • Вы имеете право требовать от застройщика, чтобы тот отдал вам квартиру в тот срок, который установлен в договоре. Конечно же, это работает только в том случае, если вы выполнили свои обязательства и полностью оплатили квартиру.
  • Можете требовать уплату неустойки в том случае, если застройщик сдал квартиру позже установленного срока.
  • Устранение недостатков производится за счет застройщика в установленный гарантийный срок.

Что требуется от застройщика

Вы должны знать не столько о своих правах и обязанностях, но и обязанностях застройщика. Все эти моменты лучше всего изучить заранее, тогда вы не попадете в неприятные ситуации. К правам застройщика можно отнести следующие моменты:

  • Застройщик имеет полное право привлекать денежные средства дольщиков для возведения многоквартирного дома.
  • Застройщик может требовать оплату за свой труд. При этом если дольщик не вносит платежи вовремя, то ему могут начислять пени. Такие действия не являются нарушением российского законодательства.
  • Возможно судебное решение вопрос, если иначе действовать не получается.

Не стоит забывать о том, что обязанностей у застройщика также очень много:

  • Привлеченные средства должны использоваться строго по назначению, а именно, на строительство дома.
  • Договор должен быть обязательно зарегистрирован.
  • Объект должен быть сдан в срок, установленный в договоре.
  • Выплата неустоек, если были нарушены условия договора.
  • Установка гарантийного срока.
  • Возврат полной суммы, если договор будет расторгнут по каким-либо причинам.

Важно знать и о требованиях к уставному капиталу застройщика. Он должен быть не меньше 2,5 миллионов рублей.

Таким образом, вы можете заметить, что дольщики защищены от недобросовестных застройщиков, которые не заканчивают строительство жилых домов. Конечно же, в любом случае вы можете потерять свое время, если начнете сотрудничество с не самой обязательной компанией.

Не забывайте, что вам еще предстоит в дальнейшем оформить квартиру в собственность по ДДУ. Здесь у вас не должно возникнуть никаких проблем, так как готовится самый обычный пакет документов – сам договор, акт о передаче квартиры, справка, подтверждающая оплату государственной пошлины, паспорт, техническая документация на квартиру.

Поправки в законопроект о долевом строительстве в 2020 году внесены не были. Если уже вы подписали договор, то изменения в законе вас не коснуться, поэтому вам не о чем беспокоиться.

«Я – один из крупнейших застройщиков страны, меня зачем вы пытаетесь убить?» – так эмоционально комментировал новую версию закона о долевом строительстве владелец крупной девелоперской компании на недавнем совещании в Минстрое. Поправки были подписаны президентом летом и должны вступить в силу 1 июля 2018 г. И с тех самых пор чиновники министерства регулярно обсуждают с представителями крупнейших строительных компаний, как сгладить эффект от этих изменений. Если этого не сделать, отрасль не выживет, считает большинство строителей. Главное – защита дольщиков, а с рынка уйдут мошенники и мелкие компании, возражают сторонники закона. «Ведомости» разобрались, что именно изменится и почему это смущает строителей.

История вопроса

Чтобы решить проблему обманутых дольщиков – людей, вложивших деньги в стройку и не получивших обещанную квартиру, в 2005 г. был принят закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». Он запретил девелоперам брать деньги за квартиру до получения разрешительных документов на строительство; обязал их прописывать в договоре все сроки и неустойки за его неисполнение; регистрировать договор, чтобы исключить двойные продажи.

Застройщики придумывали, как обходить закон, а чиновники и депутаты всякий раз пытались поставить у них на пути заслон. Но изменения были косметическими, а требовались радикальные меры, объясняет председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. «Почему у нас катастрофическое количество обманутых граждан?» – спрашивает он. Нет достаточной ответственности застройщиков, отвечает депутат. Он говорит, что Госдума настаивает на вступлении новых поправок в силу на полгода раньше – не с 1 июля, а с 1 января 2018 г.

Количество обманутых дольщиков, по мнению большинства их защитников, по-прежнему исчисляется шестизначными цифрами. В 2007 г. в России, по подсчетам оргкомитета обманутых соинвесторов Москвы и Московской области, их насчитывалось 200 000 человек. В 2017 г. рабочая группа по проблемам обманутых дольщиков при генсовете партии «Единая Россия» насчитала 122 000 обманутых дольщиков. И только в Министерстве строительства и ЖКХ России считают, что таких в стране сейчас только 86 000. Правда, в Минстрое очень жесткие критерии их определения. Например, если человек инвестировал в дом, строящийся с нарушениями земельного и градостроительного законодательства, то чиновники его обманутым дольщиком не признают. Тем не менее даже по такой методике цифра получается внушительная. Почему их так много?

Недострой большой и маленький

«Все проблемы с обманутыми дольщиками из-за того, что компании [из-за которых они появляются] непонятные и маленькие», – говорил основатель Mirax Group Сергей Полонский в 2007 г. в интервью «Ведомостям». Так он, тогда уважаемый застройщик, совладелец и руководитель одной из самых известных девелоперских компаний страны, объяснял, почему тысячи покупателей новостроек по всей России в итоге остаются без денег и жилья. Но через несколько лет он на примере собственного бизнеса доказал, что дело не в величине и известности компании. В июне 2013 г. разорившегося Полонского, пребывавшего в то время в Камбодже, заочно обвинили в мошенничестве. По версии следствия, как раз в 2007–2008 гг. менеджеры Mirax заключали не соответствовавшие проектной документации предварительные договоры купли-продажи квартир в дорогом жилом комплексе «Кутузовская миля», а вырученные деньги направляли на финансирование других проектов. Следствие признало пострадавшими более 100 человек, оценив общую сумму ущерба примерно в 3,2 млрд руб. Полонский был признан виновным в мошенничестве, провел в «Матросской Тишине» полтора года и вышел на свободу в июле 2017 г.

Пока Полонский – один из немногих примеров, когда руководитель строительной компании, не отдавшей квартиры покупателям, сел в тюрьму. Под арестом находятся и топ-менеджеры разорившейся компании «СУ-155». В частности, бывшему гендиректору «СУ-155» Александру Мещерякову вменяют хищение средств дольщиков, купивших квартиры в недостроенных жилищных комплексах.

Контрольные изменения

Проблемы дольщиков власти решают двумя путями: ищут деньги для компенсации пострадавшим и ужесточают контроль над строителями. На этой неделе, 25 октября, начнет работу компенсационный фонд для обеспечения обязательств застройщиков по договору участия в долевом строительстве, сообщил «Ведомостям» замминистра строительства и ЖКХ России Никита Стасишин. Все застройщики, продающие квартиры на стадии строительства, по закону должны перечислять в этот фонд 1,2% от цены каждого договора участия в долевом строительстве. Средства фонда будут направляться на достройку проблемных домов. Ежегодные взносы в фонд могут составлять около 10 млрд руб., говорит возглавляющий его гендиректор Агентства по жилищному и ипотечному кредитованию (АИЖК) Александр Плутник. У фонда, по его словам, нет планов сбора определенной суммы, он должен обеспечивать финансовое покрытие существующих рисков долевого строительства.

Кто такие обманутые дольщики

Обманутыми дольщиками Минстрой признает лишь тех участников долевого строительства, перед которыми застройщик не выполняет обязательства по договору долевого участия дольше девяти месяцев и при этом не увеличивает инвестиции в строительство дома более двух отчетных периодов подряд. Вдобавок у застройщика нет правопреемника по строительству объекта и его обязательства перед дольщиком не обеспечены поручительством банка или страхованием гражданской ответственности.
Но в ряде случаев наличие договора долевого участия в строительстве не защищает покупателя. Обманутыми дольщики не признаются в следующих случаях: – в построенном доме одни и те же помещения проданы по нескольку раз;
– дом строится на участке, не оформленном в собственность или аренду застройщиком;
– дом строится на участке, где не допускается такое строительство;
– дом строится с нарушением градостроительного плана, проектных требований и т. д.

Покупатели квартир будут понимать, что теперь они в любом случае ничего не потеряют: они получат или квартиру, или обратно деньги, говорит Стасишин. Но чтобы у недобросовестных застройщиков не возникал соблазн переложить ответственность на государство, были разработаны поправки к закону о долевом строительстве. Однако само их принятие стало сюрпризом для чиновников.

В Госдуму из правительства ушел согласованный вариант, над которым работали чиновники, банкиры и строители, а в закон попали совершенно другие поправки, жалуется чиновник правительства. По его словам, поправки были переписаны буквально за ночь перед их рассмотрением – они даже не попали в электронную систему Госдумы.

«Когда мы стали рассматривать законопроект в первом чтении, то обнаружили, что он рисковал стать еще одним косметическим документом. Поэтому ко второму чтению депутатским корпусом внесли очень много изменений», – объясняет Николаев.

Один дом – один застройщик

Законом внедряется принцип «один застройщик – одно разрешение на строительство». То есть для каждого дома разрешение должно получать отдельное юрлицо.

В таком случае невозможно будет осуществлять проекты комплексного освоения территории, считают строители. Дома в больших проектах строятся поэтапно. Например, строительство района «Академический» в Екатеринбурге, предусматривающее возведение 13 млн кв. м недвижимости на 2500 га, должно завершиться в 2026 г. Получить разрешение на весь район – почти невозможная задача. Ведь для этого нужно сразу спроектировать все здания (обойдется примерно в 2000 руб. за 1 кв. м). Потребуются миллиардные вложения и годы подготовки, объясняет крупный застройщик. Сейчас темпы проектирования зависят от застройщика.

Важно еще и то, что до сих пор в масштабных многолетних проектах застройщик мог менять отдельные объекты в зависимости от конъюнктуры рынка – размеры квартир, этажность и т. д. Ведь сложно просчитать рынок на 5–10 лет, объясняет президент ГК «Гранель» Ильшат Нигматуллин. Измененный закон такую возможность исключает.

Начинаем на свои

В соответствии с новым законом девелоперу нельзя привлекать кредиты и займы на покупку земли и прочие нужды. Если он до вступления закона в силу покупал землю в кредит, то не сможет привлекать средства дольщиков до момента погашения данного кредита.

В структуре себестоимости затраты застройщика на оформление земельно-правовых отношений (приобретение прав на земельные участки, изменение вида разрешенного использования, планировка территории, инженерные изыскания, проектирование, заключение договоров технологического присоединения) могут достигать до 30% от общей стоимости строительства, а в Москве – до 50%, рассказывает один из девелоперов.

При всем этом новый закон требует от застройщика показать на счете денежные средства в размере 10% от проектной стоимости строительства. Откуда их взять застройщику? Эти 10% – как раз максимально возможная прибыль от предыдущего завершенного проекта, отмечает директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер» Павел Брызгалов. Но даже если застройщик ее получил, новый закон запрещает использовать прибыль для финансирования строительства до передачи дольщикам всех квартир в доме.

У недобросовестных покупателей появится возможность заблокировать деятельность застройщика, уклоняясь от приема квартиры, и даже привести его к банкротству, опасается один из девелоперов. Такого не будет, успокаивает депутат Госдумы и глава рабочей группы по защите прав участников долевого строительства партии «Единая Россия» Александр Сидякин. Он обещает внести поправки: «Защищая права дольщиков, нельзя потакать шантажистам, которые через неустойку парализуют стройку всего объекта».

Новички могут не беспокоиться

В соответствии с новой версией закона застройщик (или аффилированное с ним лицо) должен иметь опыт не менее трех лет строительства многоквартирных домов общей площадью не менее 10 000 кв. м в качестве застройщика, техзаказчика или генподрядчика. «Эта норма ограничит доступ на рынок новых компаний, укрепив тем самым позиции крупных и давно работающих девелоперских структур, – отмечает гендиректор строительной компании Tekta Group Роман Сычев. – Ограничение поспособствует созданию партнерских схем, в которые будут вынуждены входить новые застройщики». По его мнению, районные центры и небольшие города, в которых строят не больше 5000–10 000 кв. м в год, рискуют вовсе остаться без новостроек.

Дольщикам помогут землей

«Проблеме почти 20 лет, и обманутые дольщики продолжают появляться», – говорит представитель инициативной группы дольщиков Самары Тамара Матузкова. В новой редакции закона о долевом строительстве предусмотрено создание компенсационного фонда. Это поможет защитить права новых дольщиков, а как быть со старыми, спрашивает она. Ведь для них власти не предложили никакого рецепта. Представитель Минстроя с этим не согласен: «Все регионы с обманутыми дольщиками представили в Минстрой России графики достройки проблемных объектов с указанием сроков и механизмов решения. Каждый квартал Минстрой проверяет, как эти графики выполняются, а также помогает регионам предоставлением свободной земли, которую смогут использовать застройщики, инвестирующие средства в достройку проблемных домов.

Новый закон предписывает, что у застройщика не должно быть обязательств по кредитам, займам, ссудам, за исключением целевых кредитов, связанных с привлечением средств дольщиков. То есть проектного финансирования в банках и ипотеки. По сути, речь идет о запрете на привлечение стороннего небанковского финансирования – за счет, например, выпуска облигаций или векселей, банк будет единственным кредитором, считает Сычев. Такое ограничение повысит зависимость строительных компаний от банков, считает Игнахин. Но реализовать идею будет сложно. В частности, банк должен обладать штатом специалистов в строительстве, которые могут понять суть подрядных договоров и оценить адекватность цен за оказанные по ним услуги, указывает Игнахин. Но таких людей и технических ресурсов у банков нет. «Это значит, что открывать «проектные» счета для застройщика, подрядчика и заказчика финансовые учреждения будут с неохотой, – рассуждает Игнахин. – В любом случае контроль обернется ростом издержек для банков, а значит, и для девелоперов, которым они будут оказывать расчетные услуги».

Крупнейшие банки не ответили на запрос «Ведомостей» с просьбой прокомментировать изменения в закон о долевом строительстве. Если он вступит в силу в таком виде, отношения между банками и застройщиками придется пересмотреть, а любые изменения требуют времени и сил, т. е. возможны неожиданности для обеих сторон, рассуждает один из банкиров.

Где взять деньги

По данным АИЖК, в прошлом году было заключено около 630 000 договоров участия в долевом строительстве жилья, в денежном выражении – 1,8 трлн руб. Если закон останется неизменным, то застройщику будут нужны собственные средства в размере 40% от общей стоимости строительства, считает крупный девелопер. Во столько он оценивает минимальные затраты на приобретение земли, получение разрешения на строительство плюс зарезервированные по закону 10% стоимости стройки. Эти средства должны быть фактически заморожены до передачи последней квартиры покупателям, подчеркивает собеседник «Ведомостей».

Одномоментное изъятие у застройщиков всей прибыли, полученной от предыдущих проектов, приведет к отсутствию у них средств на покупку новых площадок и разработку градостроительной документации, полагает Брызгалов. А это означает полный уход с рынка строительства жилья небольших компаний. На рынке Москвы и Московской области это компании с годовым оборотом менее 10 млрд руб. – так как здесь только стоимость покупки новой площадки составляет не менее 1 млрд руб., считает Брызгалов.

«Дольщики, безусловно, будут защищены от недостроя и невозврата средств. Но принятие таких радикальных мер может значительно повысить стоимость жилья, так как, с одной стороны, защищенность инвестиций растет и это стимулирует спрос на первичное жилье. С другой стороны, это ведет в целом на рынке к удорожанию привлечения средств для строительства и сокращению числа участников рынка. Будет работать стандартный рыночный механизм: меньше риск – меньше разница в цене между строящимся и построенным объектом», – признает один из крупных застройщиков.

Чему поможет закон

Среди строителей есть и сторонники закона. «Новеллы нацелены на повышение прозрачности и ответственности на рынке строительства. Снижается риск возникновения токсичных застройщиков, созданных как пирамида, когда за счет привлечения денег одного проекта фактически закрываются обязательства по другим проектам», – комментирует Николай Булычев из MR Group. Крупные застройщики, по его мнению, не должны испытать сложностей, но застройщики, для которых строительство не было профильной деятельностью, будут вынуждены искать партнерства с состоявшимися девелоперами. А так как нет предпосылок к росту рыночных цен, рентабельность строительного рынка в целом снизится, прогнозирует Булычев.

«Мы в первую очередь заботимся о безопасности привлечения средств дольщиков», – говорит Стасишин. «Застройщики опасаются, что все обрушится. Ничего подобного», – уверен Николаев. Застройщики, по его словам, сейчас, по сути, финансовые структуры – ими за время действия закона о долевом строительстве привлечено 3,3 трлн руб., которые не подвергались финансовому надзору. «На руках у граждан сегодня около 20 трлн руб. Но они 10 раз подумают, чтобы купить квартиру у застройщика по договору долевого строительства», – уверяет Николаев. По его мнению, после введения новых требований постепенно будет восстанавливаться доверие граждан к отрасли. «Новые поправки недостаточно жесткие. Мы сейчас работаем над законопроектом, который введет субсидиарную ответственность бенефициаров компаний-застройщиков», – обещает он. По экспертным оценкам, из общего объема проектов, начатых в 2013–2014 гг., около 7% перешло в категорию проблемных – речь идет о сотнях домов, говорит представитель АИЖК. По его словам, изменения закона полностью обеспечат финансовую устойчивость и прозрачность застройщиков, контроль целевого использования средств участников долевого строительства, а главное – исключат из системы гарантирования заведомо несостоятельные или недобросовестные компании. Их убытки или хищения не будут перекладываться на отрасль, а в конечном счете – на покупателя, резюмирует близкий к правительству человек.

Правовой статус фонда защиты граждан - участников долевого строительства

Создается публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» (далее – Фонд). Она формирует компенсационный фонд за счет обязательных отчислений застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки.

На первом этапе размер обязательных отчислений в компенсационный фонд будет составлять 1,2% от цены каждого договора долевого участия и может пересматриваться законодателем не чаще одного раза в год.

Фонд вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании сделок застройщика. Он утверждает арбитражных управляющих застройщиков.

Статус, права и гарантии участников долевого строительства

Закон дает определение участнику долевого строительства. Под ним понимается гражданин, являющийся участником строительства и имеющий требование к застройщику на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, по которому застройщиком осуществлены обязательные отчисления (взносы) в Фонд.

Установлено, что конкурсный управляющий обязан осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения иного застройщика в целях урегулирования обязательств перед участниками долевого строительства.

Собрание участников долевого строительства сможет решать вопрос о способе исполнения обязательств застройщика путем получения возмещения от Фонда в размере уплаченной цены договора участия в долевом строительстве, но не более средней рыночной стоимости в пределах 120 кв. м.

При этом у участников долевого строительства останется возможность погашения требований путем:

1) передачи им объекта незавершенного строительства;

2) передачи им жилых помещений;

3) привлечения иного застройщика.

Решения принимаются отдельно в отношении каждого объекта строительства только теми гражданами - участниками долевого строительства, которые имеют требования в отношении данного объекта в количестве 3/4 голосов.

Особенности предъявления участниками строительства требований при банкротстве застройщика

Закон установил следующий алгоритм предъявления участниками требований:

1) руководитель застройщика в течение десяти календарных дней с даты утверждения конкурсного управляющего передает ему сведения обо всех участниках строительства;

2) конкурсный управляющий в пятидневный срок с даты получения сведений от руководителя застройщика уведомляет всех выявленных участников строительства об открытии конкурсного производства;

3) участники строительства предъявляют свои требования конкурсному управляющему;

4) конкурсный управляющий рассматривает требования участников строительства и включает их в реестр требований о передаче жилых помещений, который является частью реестра требований кредиторов.

Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении трех месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Требования участников строительства включаются в реестр требований о передаче жилых помещений при предъявлении указанных требований не позднее трех месяцев со дня получения уведомления конкурсного управляющего независимо от даты закрытия такого реестра.

По прежнему законодательству требования участников строительства включались в реестр на основании определения суда, что существенно затягивало сроки проведения процедуры банкротства застройщика, а также проведения собрания участников строительства в целях решения вопроса о способе погашения их требований. Сейчас арбитражный суд будет рассматривать требования участников строительства, только если лицами, участвующими в деле о банкротстве, заявлены возражения в отношении предъявленных конкурсному управляющему требований.

Финансирование мероприятий по завершению строительства объекта

Закон предусматривает порядок финансирования мероприятий по завершению строительства объектов, в отношении которых привлекались средства участников долевого строительства.

Такие мероприятия могут осуществляться за счет средств Фонда либо целевого займа (кредита), выдаваемого застройщику Фондом и (или) третьими лицами. Такие целевые займы (кредиты) могут быть обеспечены залогом объектов незавершенного строительства и земельных участков (прав на земельные участки). Требования по таким займам (кредитам) погашаются в составе третьей очереди требований по текущим платежам.

Процедура банкротства

Закон установил, что при рассмотрении дела о банкротстве застройщика не будут применяться процедуры наблюдения и финансового оздоровления. Первой вводится процедура конкурсного производства. При этом, если в ходе конкурсного производства появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, возможен переход к внешнему управлению.

Подобные изменения приведут к сокращению срока процедуры банкротства застройщика за счет исключения обязательной в настоящее время процедуры наблюдения и оптимизации мероприятий, проводимых арбитражным управляющим и судом в деле о банкротстве застройщика.

Особенности удовлетворения требований участников долевого строительства

Решение собрания участников долевого строительства принимается отдельно в отношении каждого объекта строительства участниками долевого строительства, имеющими требования, которые включены в реестр требований о передаче жилых помещений по такому объекту. Участники долевого строительства не принимают решения по другим объектам строительства, в отношении которых у них отсутствуют требования о передаче жилого помещения.

Собрание участников долевого строительства правомочно в случае, если участвующие в нем с правом голоса по этому объекту строительства участники долевого строительства составляют не менее трети от общего числа таких участников долевого строительства и обладают более чем половиной голосов от общего числа голосов таких участников долевого строительства