Приватизация земли под многоквартирным домом жильцами. Порядок оформления в собственность земельного участка под многоквартирным домом. Разрешение на приватизацию и другие нюансы
Ежегодно тысячи людей производят действия для приватизации недвижимости. Процесс долгий и сопровождается достаточно большим пакетом документов.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Необходимо помнить, что процедура совершенно . Поэтому не нужно тянуть с временем и делать приватизацию вовремя.
Что нужно знать?
Приватизацией считается действие, которое вошло в жизнь каждого человека с момента распада Советского Союза.
Процедура в 1991 году стала популярной, и сейчас ее популярность достигает высот. Но несмотря на такой период времени – практически 25 лет, не многие смогли воспользоваться приватизацией. Это говорит о том, что не все вправе приватизировать имущество.
Условия
Приватизация может производиться всеми физическими и юридическими лицами, не имеющими собственности.
Жилплощадь не должна быть в безвозмездном пользовании или передана на условиях аренды.
Кто имеет право?
В роле приобретателя, как уже и говорилось ранее, становится либо физическое, либо юридическое лицо.
Воспользоваться правом на бесплатную приватизацию может человек единоразово.
Площадь и состав
Приватизировать можно только недвижимость, соответствующую требованиям законодательства. Все особенности оговариваются в .
Земельный участок здесь становится частью имущества. И распространяется это правило только на площадь, которая была приобретена до 1 марта 2005 года.
Человек может прийти в орган местного самоуправления и подать заявление установленного образца. Определяется площадь и состав на основании кадастрового паспорта. При отсутствии определяется техпаспортом на землю.
Управление может осуществляться домовым комитетом, компанией.
Варианты использования земли
Здесь существует несколько целевых использований:
- обустройство детской площадки или спортивной, зоны отдыха;
- установка гаражей ветеранам или инвалидам;
- озеленение территории;
- обустройство парковочной зоны;
- сдача в аренду территории автостоянки.
Законодательная база
Регламентируют вопрос следующие :
- Указ Президента от 24.12.93 года №2284 – регламентирует наличие программ во всех регионах касаемо приватизации, объектов недвижимости для этой процедуры.
- Постановление России от 12.08.02 №585 – регламентирует возможность продажи объектов недвижимости для дальнейшей приватизации.
- Постановление России от 12.08.02 года №584 – регламентирует порядок проведения аукциона для последующей приватизации.
Приватизация земли под многоквартирным домом
Приватизация земельного участка под многоквартирным домом позволяет распоряжаться данной территорией на свое усмотрение.
Если говорить о застройщике, то он вправе там провести полную перестановку, сделать парковку и детскую площадку. То есть земельный участок фактически становится его собственностью.
Можно ли?
Фактически сделать это можно, если уже возведена постройка. Но практически это сделать гораздо труднее. Придется предоставить полный пакет документов и доказать свою точку зрения.
Чаще всего свои интересы приходится представлять в суде.
Что дает?
Приватизация земельного участка позволяет распорядиться этой территорией на свое усмотрение. Так, например, построить парковку для владельцев транспортных средств и обустроить территорию, не прибегая к разрешению государственных инстанций.
Под новостройкой
В этом случае нужно получить кадастровый паспорт. Документ включает в себя все границы участка, в том числе и придомовую площадь.
Дополнительно документ определяет площадь земельного участка и иные параметры. Занимается оформлением этого застройщик.
Под старыми зданиями
Для приватизации данного объекта придется получить кадастровый паспорт. Если он ранее не выдавался, то процедура оформляется по общим правилам.
Если земельный участок зарегистрирован, то по заявлению собственников недвижимости можно получить свидетельство на право собственности.
В одиночку
Необходимо также затребовать технический паспорт и собрать письменное разрешение всех собственников на процедуру приватизации околодомовой территории. Затем выполнить следующий алгоритм действий.
Порядок действий
Для оформления потребуется выполнить следующие шаги:
- Подготовить план территории объекта. Получить дополнительную техническую документацию возможно в местном органе БТИ.
- Провести размежевание объекта недвижимости. Обратиться можно в любую лицензированную компанию.
- Корректно составить и подать заявление установленного образца в уполномоченные органы.
- Зарегистрировать земельный участок должным образом.
Куда обращаться?
Обращаться изначально необходимо в БТИ и к соседям за получением письменного разрешения. Затем уже нужно регистрировать данные в Россреестре и земельном кадастре.
В каждом отдельном регионе возможна дополнительная регистрация информации в уполномоченных органах.
Документы
Для оформления потребуется предоставить:
- план недвижимости;
- решение всех собственников в письменном виде;
- документы, подтверждающие межевание участка;
- техпаспорт.
Заявление
Заявление содержит в себе всю информацию о недвижимости, в том числе и о заявителе. Имеется установленный образец. Подается вместе с вышеперечисленным пакетом документов.
Заявление регистрируется в отделе по работе с обращением граждан.
Сколько стоит?
Многие граждане желают знать стоит ли приватизировать землю под многоквартирным домом в 2019 году.
Да, несомненно стоит. Ведь собственники приобретают возможность распоряжаться земельным участком на свое усмотрение. Тем более, процедура пока бесплатна.
Сроки
Приватизация – процедура не быстрая. Если регистрация производиться в обычном порядке, то это 2 месяца по закону. На практике это не более месяца.
Если говорить о выдаче документации, то это еще две недели. Если говорить о судебном порядке, то законодательством сроки не регулируются.
Последствия
Все собственники, оформившие приватизацию на такой объект недвижимости, могут распоряжаться им в соответствии с действующими правовыми актами.
Пользование такой территорией не является бесплатной услугой, ведь за землю придется платить.
Уплата налога
Говорит о том, что нужно уплачивать налог на придомовую территорию в соответствии с расчетом по правовым актам.
Для определения налоговой базы в соответствии со статьей 360 НК России определяется изначально кадастровая стоимость
Для урегулирования вопроса о приватизации земли под многоквартирным домом законодатель ввел в действие ряд нормативов, правил. Они позволяют разрешить много нюансов, которые тем или иным образом влияют на ход приватизационного процесса.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Собственники квартир без затруднений смогут оформить требуемые документы, чтобы получить право собственности на землю под МКД.
Основные моменты
Основные вопросы по осуществлению приватизационного процесса регулирует Федеральный закон .
Если земельный участок под многоквартирным домом не сформирован, то его жильцы на основании решения общего собрания могут подать заявление в орган государственной власти или органы местного самоуправления.
Мера позволит жильцам оформить имущественное право на землю без каких-либо осложнений.
Что это такое
Под формулировкой «многоквартирный дом» подразумевается жилое здание с различным числом этажей.
Он состоит из совокупности отдельных квартир, нежилых помещений и мест общего пользования. На каждом этаже дома располагаются по несколько квартир, имеющих самостоятельный вход.
Многоквартирные дома подразделяются на определенные типы в зависимости от соотношения высоты и длины.
Как правило, протяженные дома имеют несколько подъездов, что касается точечных, то у них один подъезд. В каждой секции дома размещена лестничная клетка с лифтом либо без него.
В соответствии с нормативами, заложенными в Жилищного кодекса земля, на котором воздвигнут многоквартирный дом.
Она относится к общедомовому имуществу, поэтому передается в собственность его жильцам на праве долевой собственности.
Ее границы и пространственные размеры устанавливаются сообразно требованиям и .
Соответственно нормативам законодательных актов скрепляется государственной регистрации, которую проводит федеральное казенное предприятие Росреестр.
В его функциональные обязанности входит предоставление информации гражданам о зарегистрированных правах общей долевой собственности.
Кто может обратиться
На общем собрании собственники квартир многоквартирного дома должны принять решение о земли под ним. Для осуществления приватизационного процесса избирается уполномоченное лицо.
Оно от имени жильцов обращается с заявлением в соответствующую инстанцию о формировании земельного участка с целью передачи его жильцам дома.
Приватизация земли под МКД может начаться по инициативе одного владельца жилой площади. Законодатель установил норму, исходя из постановления пленума Высшего суда РФ.
В указаниях акта отмечено, что каждый гражданин имеет конституционное право на защиту его прав и законных интересов. Отказ в приватизации земли одному жильцу МКД расценивается как нарушение прав собственника.
Куда следует обращаться
Чтобы приватизировать землю, на которой построен многоквартирный дом необходимо его жильцам подать заявление в общий отдел комитета муниципального имущества и земельных ресурсов.
Как правило, такого рода отделы существуют в каждом органе местного самоуправления либо префектуре административного округа, районных органах исполнительной власти.
Процедура осуществляется в заявительной форме, что предполагает подачу документов и заявления. Для ее осуществления необходимо сформировать земельный участок, размер которого не должен быть площади многоквартирного дома.
Решение о передаче земли принимает департамент по жилищным вопросам префектуры, муниципального образования.
Как приватизировать землю под многоквартирным домом
Граждане задают вопрос можно ли обрести право собственности на землю, на которой воздвигнут многоквартирный дом.
При этом учтена правовая основа общего имущества, входящего в состав многоквартирного дома как его отдельный элемент, которое принадлежит собственникам помещений.
Их право на землю вытекает напрямую из права собственности на жилую площадь, нежилое помещение здания.
Законодательная база
Признание государством факта возникновения прав собственника жилого или нежилого помещения многоквартирного дома, включая право долевой собственности на общедомовое имущество, землю удостоверяет государственная регистрация.
При внесении записи в ЕГРП о праве на землю вписываются все собственники квартир.
Нужно заметить, что они лишены возможности выделения своей доли. У них возникает частная собственность с ограниченным пользованием землей.
При осуществлении приватизационного процесса должны лично присутствовать все собственники квартир.
Государственная регистрация прав на землю под многоквартирным домом как неотделимой его части проводится сообразно следующим нормативам.
Жилищного кодекса РФ:
Федерального закона:
Инструкции:
Постановления правительства:
Земельные участки существующей застройки входящие в состав общедомового имущества МКД подлежат передаче в общую долевую собственность домовладельцев.
Данный норматив введен соответственно статье 36 ЗК РФ, которая регламентирует порядок и условия передачи земли. То же самое отмечено в нормативах статьи 16 ЖК РФ, регулирующего условия эксплуатации многоквартирного дома.
В заключение нужно подчеркнуть, что собственникам квартир МКД не стоит затягивать с оформлением имущественного права на земляной участок.
Его приватизация позволит им получить компенсацию за землю, если по какой-либо причине возникнет необходимость сноса МКД.
Кроме того они могут распоряжаться землей на свое усмотрение без получения разрешения органа исполнительной власти.
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИДепартамент недвижимости Минэкономразвития России совместно с Росреестром рассмотрел обращение о порядке передачи земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме и в пределах компетенции сообщает.
В соответствии с п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Пункт 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом изложенного у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. При этом свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается. Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.02.2007 N 29, сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.
Учитывая положения ст. 23 Закона N 122-ФЗ, ст. 16 Закона N 189-ФЗ, государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.
Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, в соответствии со ст. 16 Закона N 189-ФЗ, возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.
Заключения каких-либо дополнительных договоров передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе N 189-ФЗ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.
Исключение сведений о переданных в соответствии со ст. 16 Закона N 189-ФЗ земельных участках из реестра федерального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном п. 16 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" (далее - Положение).
В соответствии с п. 16 Положения после прекращения права собственности Российской Федерации на имущество лицо, которому оно принадлежало на соответствующем вещном праве, в двухнедельный срок со дня получения сведений о прекращении указанного права представляет для исключения из реестра сведений об имуществе в соответствующий территориальный орган установленные п. 16 Положения документы.
Согласно п. 32 Положения после прекращения права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, Росимущество или территориальный орган в трехнедельный срок со дня получения документа, подтверждающего прекращение либо государственную регистрацию прекращения указанного права на имущество, если им является недвижимое имущество, после проведения экспертизы поступившего документа формирует запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и исключает все сведения из соответствующих карт сведений об объекте учета.
По мнению Департамента недвижимости, документами, подтверждающими государственную регистрацию прекращения указанного права на имущество, могут служить предоставленные Росреестром в установленном порядке документы, содержащие информацию о правообладателях на все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. При отсутствии Российской Федерации в списке правообладателей на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме право Российской Федерации на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, прекращается. При наличии зарегистрированного права собственности Российской Федерации на помещение(я) в многоквартирном доме (и, соответственно, наличии неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) право собственности Российской Федерации на весь земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, преобразуется в соответствующую долю в праве собственности на данный земельный участок пропорционально площади помещений в многоквартирном доме.
Как только люди в выпусках новостей или от своих знакомых слышат о ситуациях, в которых у жильцов для строительства каких-либо объектов или для иных нужд «отжимают» придомовую территорию, они начинают задумываться над вопросом, как приватизировать землю под многоквартирным домом, дабы обезопасить себя от подобного рода неприятностей.
Для ответа на эти вопросы следует разобрать все аспекты, связанные с приватизацией участков под жилыми домами, а также провести сравнение положительных и отрицательных последствий данной процедуры.
Перед тем, как приступить к разбору вопроса, можно ли проводить приватизацию участков под многоквартирными домами, следует разобраться с дефинициями, которые неоднократно будут использованы далее.
Многоквартирный дом (далее – также «МКД») – строение, предназначенное для проживания людей, в нём должно быть как минимум две квартиры, а у квартир – обособленные выходы в помещения общего использования (например, подъезды), либо на придомовой участок.
Если дом вышеуказанными признаками не обладает, то он не многоквартирный.
В частном доме на одного хозяина, когда последний является лицом, которое и владеет всем само, и отвечает за весь дом само, то у МКД совершенно иное правовое положение. Это связано с тем, что у МКД есть квартиры, которыми владеют отдельные лица, и есть имущество общее, которое принадлежит «всем сразу», и которым пользуются все проживающие в таком доме.
К такому имуществу относятся:
- Все помещения, которые не являются составными частями площади квартир (лестничные клетки, чердачные и подвальные помещения и все иные подобные).
- Крыша и все её технологические элементы (трубы, вытяжки, стропила, шифер и т. д.).
- Несущие конструкции (это стены и перекрытия, без которых дом просто развалится).
- Ограждающие конструкции общего назначения (двери в подъезде, например), иное общее имущество, которым пользуются все жильцы (перила, крыльцо и т. д.).
- Электротехническое оборудование, которое необходимо для общего обслуживания дома (проводка до квартир, распределительные щитки, лифты со всеми механизмами и прочее);
- Измерительные общедомовые приборы для учета поступающих в дом коммунальных ресурсов;
- Земельный участок (далее по тексту – «ЗУ»).
То есть, существуют две грани имущества, имеющегося в МКД – личное (квартиры и всё, что в них, включая и проводку и водопроводные трубы) и общее (согласно описанию выше).
Земельный участок, в числе прочего, также относится к общему имуществу дома. У такого имущества особенное правовое положение – оно принадлежит сразу всем хозяевам квартир и не делится на отдельные кусочки для каждого.
Об этом прямо говорят статьи 36 ЖК РФ и 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» (далее – также Закон о введении ЖК РФ). В данных нормах права императивно устанавливается, что ЗУ, на котором стоит дом, принадлежит всем владельцам помещений МКД на праве общей долевой собственности. Только так и никак иначе. Никаких оговорок.
Что данные нормы значат для жильцов? Согласно им, такой участок является единым и неделимым. Ошибочно предполагать, что приватизация ЗУ под МКД сделает кого-либо из квартировладельцев полноправным хозяином какого-то клочка земли под окнами дома, на котором сможет делать всё, что душе угодно. Это совершенно не так. Приватизация применительно к данному конкретному случаю представляет собой процесс, результатом которого станет возникновение у всех хозяев помещений права общей собственности на него.
Все ЗУ под домами – это исключительно общая собственность всех хозяев помещений дома. Они едины и неделимы, и из них нельзя выделить некую часть, которая принадлежала бы отдельным её жильцам. Закон таких исключений не устанавливает.
Казалось бы, всё просто, но что такое земельный участок с точки зрения закона? Это участок, где расположен сам дом, а также элементы его благоустройства (скамейки, сушилки для белья, детская карусель, место под стоянку средств передвижения и прочие объекты, созданные для нужд жильцов такого дома) и озеленения (деревья, насаждения кустарников, клумбы с цветами и т.д.).
Площадь, которая занята самим домом – это минимальный размер такого участка. Меньше он быть не может.
Следует обратить внимание, что в вышеназванных статьях ФЗ закона чёрным по белому написано, что земельный участок и так принадлежит всем хозяевам помещений. Это может вызвать определенные затруднения у людей, которые не является юристами, и не разбираются в правовых тонкостях. Если жильцы и так собственники, то что тогда приватизировать?
Приватизация – это возмездная либо безвозмездная передача собственности государственной в частные руки.
Как можно приватизировать то, что и так уже по закону принадлежит владельцам квартир?
Чтобы разобраться в сущности вопроса, необходимо обратиться к нормам ЖК РФ.
Согласно нормам ранее уже упоминавшейся ст.16 Закона о введении ЖК РФ, если участок под МКД не был размежёван (т. е. создан, выделен из всей остальной окружающей его земли) до 01 марта 2005 года (это дата введения ЖК РФ), тогда никакого права собственности у владельцев квартир на него нет.
Но такого права нет только лишь по одной простой причине: потому что нет самого участка – его не создали.
Понятия «земля» и «земельный участок» – совершенно не идентичные с точки зрения юриспруденции. Владеть на праве собственности можно только «земельным участком». Земля – это вообще вся земля, что есть, не имеющая никаких границ. Чтобы часть земли стала именно «ЗУ», она должна быть размежёвана (у неё появятся границы) и поставлена на кадастровый учет в Росреестре (у неё появятся идентифицирующие признаки) – то есть, участок станет объектом недвижимости, на который могут приобретаться соответствующие права.
Итак, если ЗУ под МКД до обозначенной в законе даты образован был, то он перешел в общую собственность всех квартировладельцев дома на безвозмездной основе.
Никаких дополнительных приватизационных мероприятий жильцы производить не должны.
Новые собственники, которые приобретают квартиры, становится и владельцами участка.
Если же до обозначенной выше даты участок образован не был, и как следствие, право общей собственности у жильцов не возникло, следует руководствоваться положениями ст.16 Закон о введении ЖК РФ.
Согласно им, чтобы создать ЗУ под домом, необходимо произвести ряд последовательных действий:
- Созвать и провести общее собрание жильцов.
- Принять решение о выделении участка (решение будет считаться принятым, если за него отдадут голоса 50% жильцов + 1 голос, т. е., будет принято простым большинством голосов);
- Уполномочить лицо, которое обратится с соответствующим заявлением во властные органы (при этом стоит заметить, что Конституционный Суд признал норму «об уполномоченном лице» частично не соответствующей Конституции и указал, что обратиться с заявлением может абсолютно любое лицо их числа жителей – по мнению суда, норма об «управомоченном» лице ущемляет законные права и интересы иных владельцев помещений).
Когда участок сформируют и поставят на кадастровый учет (т. е., после того, как участок станет объектом недвижимости), он станет собственностью всех домовладельцев.
Вот именно этот переход собственности и будет называться «приватизацией земельного участка».
Согласно нормам уже многократно упомянутой ст.16 Закона о введении ЖК РФ, вопросами создания и постановки участка на учёт занимаются органы госвласти или власти муниципальной (далее – также «Органы МСУ»). Т. е., для того, чтобы запустить процедуру по выделению ЗУ под МКД, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в местную мэрию (по месту нахождения МКД).
Администрация должна провести все расходы по межеванию за свой счёт.
Отказаться от выполнения данной обязанности органы МСУ не могут, т. к. обязанности эти установлены прямым указанием закона.
Однако процедура может оказаться небыстрой. Мало того, что сроки для осуществления процедуры закон не устанавливает, так еще и бюджета у органов МСУ может просто на данные цели не хватить. Бюджет местной администрации в расходной и доходной частях формируется заблаговременно, и если квартировладельцы принимают решение о приватизации, когда бюджет полностью сформирован, то есть риск того, что денег на все требуемые мероприятия на самом деле может не быть, и придётся ждать следующего года, когда будет формироваться новый бюджет, уже с учётом данных расходов. Ведь кадастровые работы требуют заключения договора со специализированной организацией, а их услуги дешёвыми не назовёшь.
Кроме того, когда муниципалитет будет заключать договоры на межевание, ему придётся проводить конкурс, который обязателен для всех заключаемых муниципальных контрактов, а это также занимает определённое время. Им нельзя просто взять и заключить контракт с первым понравившемся кадастровым инженером – необходимо объявлять конкурс и выбирать лучшее по цене предложение.
Границы участка будут определяться по естественным границам смежных с ним участков, с учетом элементов озеленения и благоустройства МКД, транспортных, инженерных систем. Но, как уже отмечалось выше, земельный участок никак не может быть меньше той площади, которую занимает сам дом.
Если деньги в бюджете нашлись, то это просто замечательно. Значит, муниципалитет проведёт все необходимые работы по межеванию и постановке участка на государственный кадастровый учет.
Итак, органы МСУ всё требующееся от них исполнили – ЗУ выделен и состоит на кадастровом учёте. Нужно ли проводить какие-либо мероприятия жильцам, чтобы зарегистрировать своё право на него?
Нет, никаких подобных мероприятий не требуется. Согласно закону, право на общее долевое имущество следует за «основным» правом собственности на помещение в доме.
Другими словами, общая собственность на ЗУ вытекает из права собственности на квартиру или иное помещение в доме. Права хозяев квартир на участок возникают одновременно с появлением прав на квартиру, и утрачиваются, когда квартира переходит в собственность иных лиц.
Регистрировать права на участок как-то отдельно не требуется – достаточно того, что само право на помещение уже зарегистрировано.
Доля владения участком пропорциональна квартирной площади, коей владеет жилец.
В реестре записи о том, что участок владеет «Дядя Ваня и Ко» никто не найдет – нужно смотреть, кто владеет квартирами, и делать вывод, что и участком владеют те же самые лица.
Положительные и отрицательные стороны приватизации участка под МКД
Оформление земли под многоквартирным домом налагает на домовладельцев определенные обязанности, а не только предоставляет права.
Позитивные последствия для жильцов, которые за собой повлечет приватизация земельного участка:
- теперь без согласия жильцов станет невозможно использовать земельный участок, относящийся к МКД – никто не построит никаких увеселительных заведений, не возведёт пивной ларёк и не проложит коммуникации. Всё только с согласия собственников (этот пункт, как правило, рассматривается как основное преимущество);
- изъять участок для нужд государства теперь можно только через уплату соответствующей компенсации;
- собственники получат право сдавать часть участка в аренду и получать прибыль;
- наличие оформленного земельного участка, как правило, увеличивает рыночную стоимость квартир;
- собственники получают возможность использовать земельный участок по своему усмотрению, создавать на нём детские площадки, например.
Перед тем как оформить землю под многоквартирным домом в собственность, следует помнить и об отрицательных последствиях такого шага. Но из того, что действительно можно отнести к отрицательным моментам, выделяется, пожалуй, только один пункт: бремя содержания участка будут нести сами собственники. Если у них заключён договор с управляющей организацией, то земельный участок, как объект общего имущества, будет обслуживаться ею. Соответственно, возрастёт цена услуг управляющей компании.
С 2015 года земельные участки под МКД перестали являться объектами налогообложения, поэтому никакого земельного налога за них платить не придётся.
До 2015 года такой налог на самом деле уплачивался, и этот факт рассматривался ранее как основное негативное последствие приватизации. Хотя справедливости ради нужно заметить, что такой налог составлял не столь внушительные суммы, чтобы они хоть как-то влияли на семейный бюджет. Да и уплачивать налог нужно было всего лишь 1 раз в год.
Приватизация возможна только в том случае, если до 01.03.2005 участок создан не был. Если он сформирован был, то владельцы жилья уже обладают им совместно – на праве общей долевой собственности.
Если МКД еще не имеет под собой юридически оформленного участка, то вопрос о его создании в правомочии самих жильцов. Если домовладельцы пожелают оформить участок, то для этого нужно лишь созвать собрание и обратиться в местную администрацию с заявлением. Самостоятельно, разумеется, межевание и регистрацию жильцам производить будет не нужно.
Выгоды такого мероприятия очевидны. Собственники становятся более защищёнными от посягательств третьих лиц на придомовую территорию. Теперь никто без ведома самих жильцов не сможет заняться постройкой каких-нибудь павильонов или ларьков. Такое соседство далеко не каждому было бы по душе. Кроме того, участок теперь невозможно будет изъять для государственных нужд без выплаты соответствующей компенсации.
, приватизация земельного участка , оформление земли в собственность , приватизация земли , земля в собственность , оформление дома на земельном участке , регистрация права собственности на дом , приватизация муниципального имущества , аренда муниципальной земли , вещные права , сроки приватизации земли , оформление земельного участка в собственность , документы на приватизацию земельного участка , предоставление земельного участка в собственность , приватизация дома и земли , приватизация земли под домом , совместная собственность на землю , оформить землю под домом
Свернуть
Ответы юристов (3 )
В Вашей ситуации важно следующее. Прошел ли земельный участок, на котором расположен Ваш многоквартирный (2-квартирный) дом государственный кадастровый учет. Другими словами проведено ли в отношении него межевание.
1. Если да, то с момента внесения о Вашем земельном участке сведений в государственный кадастр недвижимости (Кадастровая палата, такой земельный участок становится общей долевой собственностью собственников жилых помещений (ст. 36 Жилищного кодекса РФ). Регистрация права собственности проводится по желанию провообладателей. Т.е. право собственности на принадлежащую Вам долю Вы вправе зарегистрировать вне зависимости от желания Ваших соседей (не приватизировавших квартиру) и без согласия муниципалитета.
2. Если нет, то Вам следует обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о формировании (межевании) земельного участка под Вашим многоквартрным домом. Это обязанность предусмотрена ст. 16 Закона "О введение в действие Жилищного кодекса РФ". Расходы по межеванию также несет администрация. После постаноки Вашего участка на государственный кадастровый учет Вы также можете зарегистрировать свои права на земельный участок. Во второй ситуации есть большой минус! Согласно действующего законодательства РФ для органа местного самоуправления не установлено сроков, в течении которых необходимо провести формирование земельного участка. Поэтому разрешение этой ситуации может затянуться на годы. Например, в г. Кирове, подав заявление в сентябре 2011 года о формировании земельного участка, Администрация сообщила заявителю, что указанные работы будут проведены в 2013-2014 г.г. в зависимости от возможности бюджета.
Общаться в чате
Бесплатная оценка вашей ситуации
юрист, г. Киров
Общаться в чате0 0
ЗДравствуйте!
В соответствии со ст.36 ЗК РФ Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом . Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Цена земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством .
В соответствии с п.1 ст.36 -38 ЖК РФ Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
То есть, если земельный участок, на котором расположен дом был оформлен в соответствии с законодательством, то при приобретении жилья в данном доме, Вы стали собственником доли земельного участка пропорционально размеру площади Вашего помещения.
ЕСли при приобретении жилого помещения, Вы не приобрели долю земельного участка, на котором расположено данное строение, то действуют следующие положения.
В случае, если здание (п омещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"
.Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с п.3 ст.28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники жилого дома, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, имеют право и обязаны либо взять в аренду, либо приобрести в собственность указанный земельный участок.
Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки.
По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.
Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.
Выкуп или приобретение в аренду земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников квартир в многоквартирном доме, осуществляется на основании совместного обращения всех собственников квартир многоквартирного дома в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением к заявлению предусмотренных п.5 ст.36 ЗК РФ документов.
Приобретение земельного участка (части земельного участка), на котором расположен двухквартирный жилой дом, отдельно в собственность одного из собственников помещений в двухквартирном доме без участия других собственников помещений в данном доме невозможно. отзывов
В некоторых случаях имеет место возможность изменить статус жилого помещения. Согласно ч.1 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются помещения, в силу ч1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относится часть жилого дома. ст. 11 ЖК РФ устанавливает, что защита жилищных прав осуществляется, в частности, путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.
То есть, возможно, ваша квартира фактически является частью жилого дома (такой факт может подтвердиться на основе данных, которые содержатся в техническом паспорте вашего жилого дома, где распологаются две квартиры). В этом случае вы можете в судебном порядке признать свою квартиру частью индивидуального жилого дома. Это в дальнейшем позволит вам приобрести в собственность земельный участок и произвести межевание (проще говоря: поделить напополам земельный участок на котором расположен ваш дом, где одну половину вы приобретете в собственность).
Проблема возможна. Например, исходя из определения квартиры, содержащееся в ст.16 ЖК РФ, делается вывод, что помимо двух квартир в вашем доме, существуют и другие помещения общего пользования (желательно, для изменения статуса жилого помещения,чтобы их не было). Могут, естественно, быть и другие проблемы (вдруг, на ваш дом нет разрешения на строительство, бывают такие случаи, тогда иск дополняется требованиями о признании права собственности на самовольные посторойки, и здесь уже все намного тяжелее).
Так как дом двухквартирный (мало квартир), возможен такой способ приобрести в собственность земельный участок, на котором распологается измененный объект технического учета. И этот земельный участок уже будет ваш.