Меню Рубрики

Размер расходов на ведение дела страховщика. Расходы на ведение дела. расходы на ведение дела как элемент тарифной ставки

При исчислении тарифной ставки к нетто-премии делаются соответствующие надбавки, связанные с развитием риска. Главная статья этих надбавок - расходы на ведение дела . Сюда включаются расходы, связанные с заключением и обслуживанием договора страхования. Поскольку постоянно изменяется множество факторов, которые влияют на величину расходов на ведение дела, поэтому нельзя дать общие рекомендации по нормированию этих расходов.

Расходы страховщика на ведение дела имеют свои специфические особенности, и их следует учитывать при калькуляции тарифной ставки. С учетом этих особенностей делаются соответствующие группировки, принимаемые во внимание при составлении страховых тарифов.

В страховой практике принято различать расходы на ведение дела внутренней службы страхового общества и расходы на ведение дела внешней сети страхового общества. В специальной литературе встречаются различные классификации этих расходов. Наиболее общими являются группировки на постоянные и переменные, зависимые и независимые, общие и частные расходы по ведению дела страховщика.

Переменные расходы на ведение дела могут быть отнесены на отдельное страхование (вид страхования, отдельный страховой полис). Постоянные расходы не могут быть отнесены на отдельное страхование. Они должны быть разложены на весь портфель заключенных договоров страхования.

Понятия постоянных и переменных расходов используются в актуарных расчетах по договорам страхования, имеющим срок действия более одного года.

Относительно постоянные расходы не подвержены колебаниям в страховой деятельности, т.е. не зависят от степени занятости персонала в данной страховой организации. Переменные расходы изменяются пропорционально степени занятости персонала в данной страховой организации.

Величина относительно постоянных расходов связана с квалификацией работников страхового общества. Это заставляет страховое общество стремиться к постоянному повышению квалификации своих служащих и страховых агентов.

Удельный вес относительно постоянных расходов на ведение дела сравнительно мал. Большее место в деятельности страховой организации занимают переменные расходы.

Расходы на ведение дела могут быть связаны и не связаны с изменением страховой суммы. Некоторые расходы на ведение дела одновременно имеют характер зависимых и независимых. Эти расходы нормируются в промилле от страховой суммы среднесписочного состава страхователей. По некоторым видам страховая премия начисляется в промилле от страховой суммы. Следовательно, брутто-премия пропорциональна страховой сумме.

При составлении страхового тарифа следует учитывать, что страховыми взносами необходимо покрывать не только страховые суммы и возмещения, но и расходы на содержание страхового общества. В связи с этим расходы на ведение дела можно классифицировать как организационные, аквизиционные, ликвидационные, управленческие и связанные с инкассацией платежей.

    Организационные расходы связаны с учреждением страхового общества. Они относятся к активам страховщика, так как являются инвестициями.

    Аквизиционные расходы - производственные расходы страхового общества, связанные с привлечением новых страхователей и заключением новых страховых договоров при посредничестве страховых агентов.

    Инкассационные расходы связаны с обслуживанием налично-денежного оборота поступления страховых платежей. Это расходы на изготовление бланков квитанций о приеме страховых платежей и учетных регистров (книг, ведомостей, справок и т.п.).

    Ликвидационные расходы - расходы по ликвидации ущерба, причиненного страховым случаем. К. ним относятся расходы на оплату труда ликвидаторам (лицам, занимающимся ликвидацией ущерба), понятым, судебные издержки, почтово-телеграфные расходы и расходы по выплате страхового возмещения.

    Управленческие расходы могут быть подразделены на общие расходы управления и расходы по управлению имуществом. Управленческие расходы не пропорциональны собранным страховым платежам. Большая часть их зависит от уровня занятости в данном страховом обществе. При оценке рентабельности отдельных видов страхования основное значение имеет сумма управленческих расходов. В актуарных расчетах необходимо уточнить размер расходов по отдельным видам страхования в рамках каждого вида страхования по отдельным группам с учетом их характера.

КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра бухгалтерского учета и финансов

Контрольная работа

по дисциплине «Страхование»

Вариант № 2

Выполнила: Проверил:

студентка 06 ФКЗ/Ф Ст. преподаватель кафедры БУ и Ф

Тундук Т.Ю. Данилкина Т.Г.

Учебный шифр: 060932

Петропавловск-Камчатский

1. Введение………………………………………………………………….2

2. Расходы на ведение дела, как элемент тарифной ставки………...........3

3. Социальное страхование в России………………………………...........6

4. Объясните, к какой группе относятся данные термины и что они означают. Страховое событие, страховое поле, франшиза…………………..11

5. Заключение………………………………………………………………12

6. Список литературы……………………………………………………...13

7. Практическая часть…………………………………………………......14

Введение

Страхование - система страховой защиты от возможного наступления различного рода рисков. Оно представляет собой способ возмещения страховщиком убытков пострадавшим путем их распределения между всеми страхователями.

Основная часть контрольной работы состоит из ответов на поставленные вопросы.

Первый вопрос – расходы на ведение дела, как элемент тарифной ставки. Для дачи ответа на этот вопрос будет рассмотрена структура тарифной ставки.

Второй вопрос – социальное страхование в России. Этот вопрос актуален, т.к. в настоящее время социальное страхование составляет неотъемлемую часть нашей жизни. Социальное страхование - это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения,

обеспечение граждан РФ различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий.

Третий вопрос дает определения таким терминам, как страховое событие, страховое поле и франшиза.

Контрольная работа также имеет практическую часть. Общий объем работы составляет 14 листов.

Вопрос №1 Расходы на ведение дела, как элемент тарифной ставки.

Страховой тариф представляет из себя совокупность тарифных ставок. В свою очередь тарифная ставка есть цена страхового риска и других расходов страховщика на организацию страхования; адекватное денежное выражение обязательств страховщика по заключенным договорам страхования. Тарифную ставку, по которой заключается договор страхования, называют брутто-ставкой.

Основная цель исчисления страховых тарифов - определение и покрытие вероятной суммы ущерба, приходящейся на каждого страхователя или на единицу страховой суммы, поэтому в основе расчета страхового тарифа лежат такие признаки страхования, как замкнутая раскладка ущерба и возвратность страховых платежей, предназначенных для выплат.

Тарифная ставка (брутто-ставка) как цена страховой услуги имеет определенную структуру (cм. рис. 7.1). Отдельные элементы структуры тарифной ставки должны обеспечивать финансирование всех функций, которые выполняет страховая организация. Основными элементами тарифной ставки являются: нетто-премия (нетто-ставка) и нагрузка, включающая в себя расходы на ведение дела; отчисления, предусмотренные законодательством и надбавку на прибыль.

Рис. 7.1. Структура тарифной брутто-ставки

Основная часть тарифной ставки - нетто-ставка , которая выражает непосредственно цену страхового риска, обеспечивает покрытие ущерба. Вполне понятно, что на момент калькуляции цены величина будущего ущерба неизвестна, поэтому величина ущерба определяется на основе данных об ущербе за прошлый период. Поэтому при определении нетто-ставки по массовым рисковым видам страхования необходимо учитывать такие факторы, как вероятность наступления страхового случая, частоту и тяжесть проявления риска, размер страховой суммы договора. В качестве минимальной цены за риск выступает ожидаемая величина ущерба, называемая чистой нетто-премией.

Для гарантии страховой защиты в состав нетто-ставки (чистой нетто-премии) включается рисковая или дельта-надбавка, предназначенная для финансирования случайных отклонений реального ущерба от ожидаемой величины.

На нагрузку в структуре тарифной ставки падает часть премии ориентировочно от 5% до 30% в зависимости от вида страхования.

Для различных видов страхования состав нагрузки может несколько отличаться от названной выше. Так, по страхованию жизни в состав нагрузки включаются только расходы на ведение дела и прибыль.

Рассмотрим основные составляющие нагрузки.

Основную часть нагрузки занимают расходы на ведение дела. Расходы на ведение дела можно разделить для целей анализа следующим образом:

Организационные - расходы, связанные с учреждением страхового общества;

Аквизиционные - расходы, связанные с привлечением новых страхователей и с заключением новых договоров страхования. Основную часть аквизиционных расходов занимают комиссионные вознаграждения страховым агентам и брокерам;

Инкассационные - расходы, связанные с расчетно-кассовым обслуживанием. Кроме того, к этим расходам относятся затраты на изготовление бланков, квитанций, учетных регистров и т.п.;

Ликвидационные - расходы, связанные с урегулированием убытков, судебные издержки, командировочные расходы к месту страхового случая, оплата услуг экспертов и т.п.;

Управленческие, которые делятся на общие расходы и расходы по управлению имуществом. В частности, управленческие расходы включают в себя расходы на оплату труда и отчисления на социальное страхование; хозяйственные и канцелярские расходы; транспорт; связь; аренда; представительские расходы; амортизация и т.п.

Также расходы на ведение дела можно разделить на постоянные и переменные.

Переменные расходы на ведение дела могут быть отнесены на отдельное страхование.

Постоянные расходы не могут быть отнесены на отдельное страхование, они должны быть разложены на весь портфель заключенных договоров страхования.

Отчисления, предусмотренные законодательством. Как правило, эти расходы связаны с осуществлением предупредительных мероприятий, направленных на снижение риска наступления страхового события и/или уменьшения ущербности при его наступлении. Законодательно установлен предел таких отчислений в структуре тарифа - не более 15%. Средства предупредительных мероприятий в размере, предусмотренном структурой тарифной ставки, направляются на формирование резерва предупредительных мероприятий. Направления использования резерва предупредительных мероприятий могут быть следующими: приобретение и эксплуатация средств противопожарной, охранной сигнализации; финансирование разработок и/или приобретение средств защиты от заболеваний (например, вакцинация); финансирование строительства водозащитных сооружений, средств, защиты от аварийности технических систем и т.п.

Последняя составляющая нагрузки - надбавка на прибыль, т.е. прибыль от страховой деятельности, которую рассчитывает получить страховщик.

Вопрос №2 Социальное страхование в России.

Государственное социальное страхование - государственная система материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

Основными видами социального обеспечения являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий.

Социальное страхование - это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование является также «формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба». Государственное социальное страхование - установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (или потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей. Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.

Государственное социальное страхование имеет своим объектом все население в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Управление фондами государственного социального страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах законодательной или исполнительной власти.

Особенности социального страхования.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

обеспечение надзора и общественного контроля;

автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Различают следующие виды социальных страховых рисков:

· необходимость получения медицинской помощи;

· временная нетрудоспособность;

· трудовое увечье и профессиональное заболевание:

· материнство;

· инвалидность;

· наступление старости;

· потеря кормильца;

· признание безработным;

· смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

У страхователя-работодателя - по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;

У страховщика - с момента регистрации страхователя;

У застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

У лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

Рассмотрим процесс управления системой обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование проводят страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:

Страховые взносы:

Дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Штрафные санкции и пени;

Денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

Доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

Взносы во внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по страховым тарифам, размеры которых установлены федеральным законом.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ.

Вопрос №3 Страховое событие, страховое поле, франшиза.

Страховое событие - это потенциальный или гипотетический страховой случай на предмет, которого производится страхование (например, несчастный случай, дожитие до определенного возраста, болезнь). Страховое событие относится к терминам, связанных с расходованием средств страхового фонда.

Страховое поле (Insurance Coverage ) - максимальное количество объектов (например, автомобилей, квартир или дачных строений), которое может быть охвачено страхованием в определённом регионе или сфере деятельности. Правильное определение страхового поля имеет большое значение для обоснованного установления планов развития отдельных видов страхования, перспектив развития страхования в целом. Страховое поле – термин, связанный с формированием страхового фонда.

Франшиза - это определенная договором страхования часть убытков, которая при наступлении страхового случая не подлежит возмещению страховщиком. Она может быть определена в виде денежной суммы или в процентах ко всей страховой сумме. Благодаря использованию франшизы достигается объединение самострахования со страхованием. Предприятия, чтобы обеспечить самострахование мелких (а иногда и средних) рисков, создают собственные фонды риска (резервные фонды). Учитывая наличие такого фонда, страхователи могут обращаться к страховщикам с просьбой взять риск на страхование частично. В применении франшизы заинтересованы и страховщики. Поскольку при этом часть риска удерживается на ответственности страхователя, он становится более заинтересованным в применении превентивных способов, чтобы сберечь здоровье, имущество или снизить риск ответственности перед третьими лицами.

Различают условную и безусловную франшизу. Условная франшиза чаще используется в личном страховании. Например, правила страхования могут фиксировать количество дней болезни до начала предоставления страховой помощи. Но если страхователь (застрахованный) болел дольше, то помощь выплачивается за все дни нетрудоспособности.

Безусловная франшиза обозначает, что ответственность страховщика определяется размером убытка при отнимании франшизы. Такие полисы распространены при страховании автотранспорта та некоторых других объектов. Это дает возможность страховщикам избежать расчетов по мелким рискам и тем самым значительно уменьшить затраты на ведение дела.

Франшиза относится к международным терминам.

Заключение.

Подводя к итогу данную контрольную работу, остаётся дать краткие заключения по каждому вопросу.

В первом вопросе была рассмотрена структура тарифной ставки. Выявлена роль и виды расходов на ведение дела, как элемента тарифной ставки.

Во втором вопросе было рассмотрено социальное страхование.

Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.

Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей. Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

Также были даны понятия терминам Страховое событие, страховое поле, франшиза.

Список литературы.

1. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. - М.: МГТУ, 1999.

2. Верховцев А.В. Государственное и социальное страхование. М.: ИНФРА-М, 1999.

3. Гвозденко А.А. Основы страхования. Учебник. - М.: “Финансы и статистика”, 1998.- 304с.

4. Федорова Т.А. Основы страховой деятельности. Учебник - М.: Издательство БЕК, 2001

5. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. - М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997. - 311с.

Автомобиль застрахован по системе первого риска на сумму 80 тыс. руб.

Стоимость автомобиля 110 тыс. руб. Ущерб страхователя в связи с повреждением автомобиля составил 95 тыс.руб.

Ответ: сумма страхового возмещения составит 80 тыс. руб., т.к. страхование по системе первого риска предусматривает выплату страхового возмещения в размере ущерба, но в пределах страховой суммы. В данной задаче ущерб (95 тыс. руб.) превышает страховую сумму (80 тыс. руб.), следовательно, страховое возмещение оставит 80 тыс. руб. По системе первого риска, страховой риск компенсируется полностью, а ущерб сверх страховой суммы (второй риск) вообще не возмещается.

Контроль расходов на ведение дела.

Контрольные вопросы.

Студент должен

Контрольные вопросы.

Студент должен

знать:

Порядок проведения контроля кассовых и расчетно-платежных операций;

уметь:

Осуществлять контроль кассовых и расчетно-платежных операций, правильно применять План счетов бухгалтерского учета.

Метод документального контроля - это отдельное контрольно-ревизионное действие, к примеру, сверка, сличение. Ревизионная практика не выработала конкретного метода, применяемого для проверки документов или хозяйственных операций. Как правило, в процессе изучениядаже простейших хозяйственных операций или первичных документов ревизору приходится использовать разные методы. В конкретной ревизионной ситуации для решения поставленной задачи он должен выбрать самые эффективные из них. Документальный контроль основан на нескольких методах и приемах. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

В корне бухгалтерского отчета лежат текущие бухгалтерские записи. Для их ведения традиционно применяется система двойной записи. Для регистрации всœех хозяйственных операций применяются счета. В них посредством определœенных записей отражаются соответствующие операции движения средств, которыми владеет и распоряжается организация. Счет характеризует состояние и изменение средств.

Структура Плана счетов для страховой организации аналогична структуре общехозяйственного Плана счетов. В бухгалтерском учете страховых организаций применяются общепринятые правила, положения и нормативы по учету базовых средств, нематериальных активов, материалов, их выбытия и реализации, учету капитальных вложений, арендных обязательств, денежных средств, учету расчетов по заработной плате, расчетов с подотчетными лицами и прочих расчетов с персоналом, учету расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, с прочими дебиторами и кредиторами, расчетов по вкладам учредителœей в уставный капитал, учету заемных средств и средств фондов, формируемых за счёт прибыли.

В Плане счетов бухгалтерского учета страховых организаций отсутствуют счета͵ используемые для производственной и торгово-посреднической деятельности, но предусмотрен особый порядок учета хозяйственных операций, связанный со спецификой страховой деятельности.(Т. А. Федорова ʼʼСтраховое делоʼʼ)

Экономический анализ работы организации позволяет выявить по­ложительные и отрицательные стороны деятельности всœей организации в целом и ее структурных подразделœений. Во многих случаях ана­лизом финансово-хозяйственной деятельности начинают заниматься процессе подготовки к ревизии. Результаты такого анализа позволяют ревизорам целœенаправленно составлять план ревизии и проводить проверки, предварительно определив необходимые методы контроля. В процессе ревизии данные экономического анализа подкрепляются результатами проверок первичных документов, регистров бухгалтерского учета и другой экономической информацией. К примеру, в результате анализа отчетных данных ревизор обнаруживает значительные колебания по периодам в размерах незавершенного производства. В таком случае ревизор обязательно включает в план ревизии инвентаризацию незавершенного производства.

Экономический анализ позволяет установить, по каким именно калькуляционным статьям или экономическим элементам затрат произошли значительные колебания по периодам.

Путем анализа изучаются показатели, характеризующие непроизводительные расходы, потери, растраты, недостачи и хищения, задолженность по возмещению материального ущерба, потери от брака и другое.

Логическая проверка позволяет определить объективную возможность и целœенаправленность в расходовании денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями. Осуществление логической проверки обусловливается квалификацией проверяющего, знанием необходимых нормативных документов, умением анализировать взаимосвязи хозяй­ственных операций.

Технико-экономические расчёты составляются в период ревизии. Οʜᴎ позволяют определить обоснованность норм расходования сырья и материалов, целœесообразность трудовых затрат. В результате состав­ления технико-экономических расчетов при ревизиях вскрываются факты применения устаревших норм материальных и трудовых затрат и как следствие - наличие неучтенных сырья, материалов и готовой продукции. Путем расчетов ревизор устанавливает искажения данных, отражающих себестоимость продукции, в связи с неправильным рас­пределœением косвенных расходов между объекта ми учета.

Нормативные расчёты применяются для выявления отклонений фактических затрат от плановых или нормативных. Этот метод позво­ляет исследовать причины отклонений от норм и задержки изменений норм материальных и трудовых затрат при использовании ревизуемой организацией базовых элементов нормативного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

В комплексе с технико - экономическими расчетами данный ме­тод способствует выявлению случаев сокрытия недостач, растрат, хищений и перерасхода за счёт завышения плановых и нормативных за­трат на производство продукции, списания на затраты производства, денежных и материальных средств по нормам, когда фактически израсходовано меньше.

Проверка количественно-суммового учета применяется при ревизии некоторых организаций, где количественный учет не ведется, хотя каждая операция поступления и расходования материальных ценностей оформляется первичными документами. В ходе проверки восстанавливается количественно-суммовой учет.

Указанный метод проверки состоит в том, что по первичным до кументам в хронологической последовательности восстанавливаются данные о поступлении и расходовании материальных ценностей по каждому сорту, виду или типовому размеру. Результаты восстановленияколичественно-суммового учета дают возможность анализировать движение этих ценностей за определœенный период времени.

Проверка правильности корреспонденции счетов позволяет устанав­ливать факты ошибочного или умышленного искажения данных взаимной связи синтетических счетов бухгалтерского учета͵ чем создаются условия для хищения денежных средств и материальных ценностей, хотя всœе первичные документы бывают составлены безукоризненно.

Проверка регистров бухгалтерского учета состоит в сопоставлении данных регистров бухгалтерского учета с данными первичных документов, что помогает установить наличие подложных записей, сделанных для скрытия хищений и злоупотреблений. Применение указанного метода дает возможность уточнить достоверность и своевременность отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

При исследовании других, не бухгалтерских документов устанавливают наличие неблагополучных участков в работе ревизуемой организации. К таким документам относят акты и справки внешних проверок и ревизий, акты и справки внутрипроверочных комиссий, внутренние приказы и приказы вышестоящих организаций, протоколы собраний и совещаний и т. д.

При формальном контроле документы изучают в целях выявления дефектов в оформлении документов, установления правильности заполнения реквизитов и наличия неоговоренных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр, уточнение подлинности подписей должностных лиц, соответствия документа действующей типовой форме. Посредством формальной проверки устанавливается наличие доброкачественных и недоброкачественных, полноценных и неполноценных документов.

Арифметический контроль применяется для определœения правильности подсчетов в документах и выявление признаков хищений и злоупотреблений, завуалированных путем арифметических действий. Неправильные арифметические подсчеты бывают умышленными и неумышленными. Ревизиями устанавливаются случаи умышленного искажения информации.

Встречный контроль представляет собой сличение разных документов или сравнение нескольких экземпляров одного и того же документа͵ находящихся на разных подразделœениях ревизуемой организации.

Взаимный контроль необходим для сопоставления различных документов, отражающих взаимосвязанные хозяйственные операции. При этом возможно:

· Сопоставление документов, отражающих непосредственное совершение хозяйственной операции, с документами, имеющие к первым косвенное отношение

· Сопоставление документов, отражающих хозяйственную операцию, с документами, оформление и содержание которых обуславливается непосредственно первичными документами

При анализе последовательности документооборота ревизор исследует всю цепь последовательных процедур и соответствующих им документов, в итоге которой оформляется новый документ. Отсутствие одного или нескольких предшествующих документов, отступления от одной или нескольких процедур должны рассматриваться как серьезное нарушение контроля в организации.

1. Назовите задачи бухгалтерского учета в страховых организациях?

2. Перечислите нормативные документы по ведению бухгалтерского учета.

3. Для чего необходим метод документального контроля?

4. Перечислите виды счетов в страховых организациях?

5. Опишите общие требования к бухгалтерской отчетности в страховых организациях?

6. Какие расчетно-кассовые документы проверяются в страховых организациях?

2.4. Ревизия сохранности базовых средств, нематериальных активов, прочих материальных ценностей.

знать:

Порядок проведения ревизии сохранности базовых средств, нематериальных активов, прочих материальных ценностей;

Порядок проведения инвентаризации;

Порядок проведения оценки и переоценки базовых средств, начисления амортизации и методику документального оформления результатов инвентаризации;

уметь:

Проводить ревизию сохранности и пользования базовых средств, нематериальных активов, прочих материальных ценностей;

Проводить инвентаризацию, оценку и переоценку базовых средств;

Начислять амортизацию;

Документально оформлять результаты инвентаризации.

В большинстве организаций основные средства составляют достаточно значительную часть активов, а во многих случаях являются именно тем активом, использование которого является основным источником дохода организации и без существования которого дальнейшее получение прибыли в тех же масштабах невозможно.

Источниками информации для проверки базовых средств являются: положение об учетной политике, бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу, главная книга, учетные регистры по счетам, дефектные ведомости, акты приемки-передачи оборудования базовых средств, акты на списание базовых средств, акты ввода в эксплуатацию инвентарные карточки учета базовых средств, договоры купли продажи базовых средств, накладные, счет-фактуры.

В первую очередь ревизоры должны изучить состав и структуру базовых средств по данным регистров аналитического учета. Одновременно устанавливается правильность отнесения учитываемых объектов к основным средствам, их классификация. Проверяются также условия хранения и эксплуатации объектов базовых средств, обеспечение их сохранности. Каждый объект должен быть закреплен за определœенным лицом. Выясняется правомерность возмещения уплаченного поставщикам НДС по оприходованным основным средствам. Операции по выбытию базовых средств проверяются сплошным способом по первичным документам, регистрам аналитического и синтетического учета. Изучается также своевременность проведения инвентаризации базовых средств, полнота и правильность отражения ее в учете. В учете базовых средств выделяются два вида искажений:

· Величина в отчетности завышена по сравнению с реальной (ошибка в учете или основные средства утрачены – уничтожены, похищены)

· Величина в отчетности занижена по сравнению с реальной(ошибка в учете или существуют неучтенных основные средства)

Проверка операций с основными средствами состоит из нескольких частей:

· Проверка операций поступления базовых средств;

· Проверка операций списания с баланса базовых средств;

· Проверка данных о стоимости базовых средств на конец года.

Основные группы базовых средств, эффективность использования которых оценивается в первую очередь:

· Оборудование

· Автотранспорт

· Помещения

Должна быть проделана большая работа по оценке действующей загрузки производственного оборудования. Должен быть решен вопрос, можно ли полученный процент мощности повысить и каким образом, что не сделано руководством для более эффективного использования.

Анализ эффективности использования автотранспорта связан прежде всœего с вопросами наличия в организации работ по оптимизации маршрутов. Лучшим методом проверки является опрос водителœей – в частности, в виде сбора предложений по улучшению организации движения.

Помещения также не всœегда используются эффективно, хотя здесь не всœе однозначно. Ревизор может составить графики загрузки площадей, сдаваемых в аренду, сверить арендованные ставки по арендаторам с арендными ставками других арендодателœей.

При ревизии операций с нематериальными активами используются следующие источники информации: положение об учетной политике, бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу, главная книга, договоры купли-продажи объектов нематериальных активов, авторские договоры, акты приемки-сдачи объектов нематериальных активов, акты списания нематериальных активов, свидетельства на право пользования, протоколы о внесении объектов нематериальных активов в уставный капитал и согласование стоимости.

Ревизоры должны убедиться, что объекты, которые отражены в составе нематериальных активов, в действительности являются таковыми. Далее изучается правильность оценки нематериальных активов, правильность оформления первичных документов, обосновывающих оценку активов, а также правильность корреспонденции счетов.

Проверяется правильность начисления амортизации нематериальных активов, правильность применения установленного в учетной политике способа начисления амортизации. Проверяются операции по выбытию нематериальных активов.

Типичными ошибками по учету нематериальных активов бывают:

· Отсутствие первичных приходных документов или оформление их с нарушением установленных требований;

· Неправильное отнесение отдельных видов расходов к нематериальным активам;

· Неправильное начисление амортизации по отдельным объектам нематериальных активов.

1. По какой оценке отражаются нематериальные активы в балансе?

1. Назовите причины выбытия базовых средств базовых средств, какими документами оформляют списание?

2. Какие документы отражают поступление базовых средств?

3. В скольких экземплярах составляют акт списания базовых средств?

4. Что признается фактическими затратами на приобретение базовых средств?

5. Какие нематериальные активы требуют государственной регистрации?

Контроль расходов на ведение дела. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Контроль расходов на ведение дела." 2017, 2018.

2. Расходы на ведение дела.

Важным элементом расходов страховщика являются расходы на ведение дела. Согласно принятой в нашей стране классификации они включают расхо­ды на оплату труда, хозяйственные и канцелярские расходы, расходы на ко- мандировки, операционные расходы и некоторые другие. Источником финан­сирования расходов на ведение дела является нагрузка. Расходы на ведение дела играют важную роль в формировании себестоимости страховых опера­ций. В настоящее время наибольший удельный вес в расходах на ведение дела имеет оплата труда работников (около 80 % государственной страховой компа­нии); в дальнейшем, с развитием рынка, следует ожидать резкого роста расхо­дов на маркетинг, в особенности на самую дорогостоящую его часть - рекла­му

Расходы на ведение дела могут быть представлены следующей струк­турой:

1) суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перест­раховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью,

2) страховые выплаты по договорам страхования, сострахования и перестра­хования. В целях настоящей главы к страховым выплатам относятся выплаты рент, аннуитетов, пенсий и прочие выплаты, предусмотренные условиями договора страхования;

3) суммы страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахо­вание. Положения настоящего подпункта применяются к договорам перестрахо­вания, заключенным российскими страховыми организациями с российскими и иностранными перестраховщиками и брокерами;

4) вознаграждения и тантьемы, выплаченные по договорам перестрахования;

5) суммы процентов уплаченных на депо премий по рискам, переданным в перестрахование;

6) вознаграждения состраховщику по договорам сострахования;

7) возврат части страховых премий (взносов), а также выкупных сумм по до­говорам страхования, сострахования и перестрахования в случаях, предусмотрен­ных законодательством и (или) условиями договора;

8) вознаграждения за оказание услуг страхового агента и (или) страхового брокера;

9) расходы по оплате организациям или отдельным физическим лицам ока­занных ими услуг, связанных со страховой деятельностью, в том числе:

услуг актуариев;

медицинского обследования при заключении договоров страхования жизни и здоровья, если оплата такого медицинского обследования в соответствии с дого­ворами осуществляется страховщиком;

детективных услуг, выполняемых организациями, имеющими лицензию на ведение указанной деятельности, связанных с установлением обоснованности страховых выплат;

услуг специалистов (в том числе экспертов, сюрвейеров, аварийных комисса­ров, юристов), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страхо­вой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат;

услуг по изготовлению страховых свидетельств (полисов), бланков строгой отчетности, квитанций и иных подобных документов;

услуг организаций за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы путем безналичных расчетов;

услуг организаций здравоохранения и других организаций по выдаче справок, статистических данных, заключений и иных аналогичных документов;

инкассаторских услуг;

10) другие расходы, непосредственно связанные со страховой деятельностью.

Порядок формирования финансовых результатов.

До определения фи­нансовых результатов на основании специальных расчетов определяется сумма отчислений в страховые резервы, а также суммы возврата страхо­вых резервов, отчисленных в предыдущие периоды.

Финансовые результаты страховых операций - это стоимостная оцен­ка итогов хозяйственной деятельности страховой организации. Они оп­ределяются по каждому виду страхования и по страховым операциям в целом. При подведении итогов хозяйственной деятельности страхового органа финансовый результат определяется за один год; при оценке эквива­лентности отношений страховщика и страхователей - за тот период, который был принят за основу при расчете тарифа.

Финансовый результат страховых операций определяется путем сопостав­ления доходов и расходов страховой организации. В том случае, если доходы превышают расходы, организация имеет положительное сальдо.

Прибыль от страховых операций представляет собой разницу между ценой оказанных страховых услуг и их расходами. Прибыль определяется как по страховым операциям в целом, так и по каждому виду страхования. Отношение годовой суммы прибыли к годовой сумме платежей называет­ся рентабельностью страховых операций. Показатель рентабельности оп­ределяется по каждому виду страхования и по страховым операциям в це­лом.

Заключение

Страховой бизнес, присущий всякой экономике, функционирующей на рыночной основе, получил в России за последние годы существенное разви­тие. Об этом свидетельствуют создание сотен страховых организаций, появ­ление большого количества новых видов страхования, ранее не известных в отечественной экономике.

Развитие страхового рынка в России в настоящее время осложняется ря­дом факторов, связанных с общим кризисным состоянием экономики. Конк­ретно это выражается в следующем:

Нестабильность национальной денежной единицы как всеобщего эквива­лента во многом лишает страховой бизнес здоровой экономической осно­вы для существования страховых операций. Инфляция опбдрывает осно­вы долгосрочного страхования жизни. Для нормального функционирова­ния страхового рынка нужен реальный курс национальной валютной единицы. Твердая валюта является условием стабилизации экономики, надо решительно идти по пути укрепления рубля, к обеспечению его конверти­руемости;

Существенным фактором неустойчивости в деятельности страховых организаций является отсутствие сфер приложения временно свобод­ных средств, обеспечивающих как гарантированную сохранность ин­вестированных средств, так и стабильную прибыль от этих активов;

Особой проблемой является недостаток профессиональных кадров в об­ласти страхования, грамотных актуариев. Над решением этой проблемы предстоит поработать специалистам учебных заведений и школ бизнеса. Необходимо преодолеть "девальвацию" труда страхового работника, сде­лать его престижным. Государственное значение приобретают вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации страховых ра­ботников, способных ставить и творчески решать сложные проблемы в условиях перехода к рыночной экономике. Нужен жесткий профессио­нальный отбор кадров, что в определенной степени даст контрактная си­стема, применяемая в других странах и начавшая внедряться в нашу хо­зяйственную практику;

Следующая группа проблем связана с развитием страхового инвестиро­вания - неразвитый финансовый рынок и ограниченность в объектах ин­вестирования негативным образом сказываются на инвестиционной состав­ляющей страхования. Отсутствие в нашем законодательстве использования таких активов, как ссуды, снижает привлекательность и конкурентоспособ­ность российских страховщиков;

Законодательная база по регулированию страхового рынка остается слабо разработанной и требует своего совершенствования. Отсутствует комплек­сный и системный характер нормативной базы; слабо работает механизм регулирования и использования денежного потока, формирующегося в стра­ховании;

Вступление России в ВТО свидетельствует о процессах глобализации, которые непременно окажут влияние на отечественный страховой рынок. Здесь основной проблемой является государственная полити­ка по урегулированию данного процесса и прежде всего соблюдение опре­деленных этапов развития (пока такая этапность соблюдается). Молодой отечественный страховой рынок и мощный финансовый и профессиональ­ный могут нарушить сложившееся равновесие на страховом рынке, это, в свою очередь, может способствовать усилению оттока капитала из страны и на этой основе развитию внешней зависимости и ослаблению стратеги­ческой значимости страхования.

Существенно расширяются границы страхования в связи с осу­ществлением акционирования и развитием предпринимательства. Необ­ходимо разрешить продажу нерентабельных предприятий и за­консервированных строек. Следует самым тщательным и непредвзятым образом рассматривать вопрос о возможности продажи земли в частную собственность. Все это позволит не только создать материальную основу под развертывание предпринимательской деятельности, но и возродить страховые интересы, активизировать страховую работу.

Важную роль в развитии страхового рынка призван сыграть целенап­равленный процесс формирования соответствующих предпосылок и ус­ловий, которые можно сгруппировать следующим образом:

Добровольность создания страховых учреждений и аккумуляции де­нежных средств физических и юридических лиц;

Целенаправленность на обеспечение.режима наибольшего благоприят­ствования страховщикам в кредитном, расчетном, консультационном, посредническом и других видах обслуживания;

Признание многообразия организационных форм проведения страхового дела - акционерные, взаимные, государственные страховые организации;

Принятие необходимых законодательных актов, разработка типовых уста­вов различных видов страховых обществ, единого делопроизводства, бух­галтерского учета и отчетности и т. д.;

Предоставление широких возможностей в формах, методах и видах

деятельности страховщиков; развитие научно-информационного и

кадрового обеспечения страхового дела.

Опыт зарубежных стран свидетельствует, что целостность системы страхования обеспечивается главным образом за счет единства функциональ­ных связей ее звеньев.

Обобщение тенденций и закономерностей развития страховых организа­ций в странах с рыночной экономикой позволяет сделать вывод о целесооб­разности учета некоторых из них при становлении страхового рынка в нашей стране. Здесь имеется в виду следующее.

1. Необходимо содействие в образовании экономически сильных стра­ховых обществ.

2. Целесообразно постоянно расширять перечень услуг страховщиков, организуя консультационные, рекламные и другие службы, которые помогали бы в освоении рыночного механизма.

3. Необходимо создать научно-методическое и кадровое обеспечение страховой системы, проводить широкомасштабную публично-просве­тительную работу.

4. Нужна антимонопольная нормативно-правовая база страховой сис­темы. Должна проводиться целенаправленная работа против всеобъ­емлющего господства страховых монополий. При этом следует, по-видимому, признать объективность процесса их образования в усло­виях рыночной экономики.

5. Усложнение процессов в страховом деле требует повышения роли го­сударственного регулирования.

В более широком плане проблемы развития страхового рынка в Рос­сии видятся как переход от нерыночного общества к рыночному. Про­блема рынка предстает не только как чисто экономическая, но и как со­циальная, политическая и национально-государственная. Речь идет о пе­реходе от одной системы классово-имущественных отношений к новой для нашей страны социально-экономической и политической системе.

Список использованной литературы

1. Архангельский В.Д., Кузнецова Н.П. «Страховой рынок России и малое предпринимательство» - СПб, 2000

2. Пылов К.И. «Страховое дело в России» - Москва, «ЭДМА» 2001

3. Сухов В.А. «Государственное регулирование финансовой устойчивости страховщиков» Москва, «Анкил» 2000

4. Шахов В.В. «Страхование», Москва, «Анкил» 2002

5. Гражданский кодекс ч.I 1997, ч. II 1997

6. Фогельсон Ю. «Введение в страховое право» Москва, «БИК» 2001. 2-е издание

7. ЗАКОН РФ от 27.11.92 г. № 4015-1 (ред. от 20.11.99 г.)
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 31.12.97 г. № 157-ФЗ, от 20.11.99 г. № 204-ФЗ)

8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ от 17.07.99 г. № 182-ФЗ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РФ "О СТРАХОВАНИИ"

9. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ от 31.12.97 г. № 157-ФЗ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РФ "О СТРАХОВАНИИ"
(в ред. Федерального закона от 17.07.99 г. № 182-ФЗ)

10. ЗАКОН РФ от 27.11.92 г. № 4015-1 «О СТРАХОВАНИИ»

11. Федеральный закон РФ от 06.08.01 № 110-ФЗ
«О Внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах»

12. Гражданский Кодекс РФ, гл. 48, г.Москва 1997

13. Журнал «Экономика и финансы». «Капиталы решили остаться в России» Делягин М. Г., релиз пресс-конференции, 16 октября 2001

14. Журнал «Экономика и финансы». «Мировой рынок страхования после 11 сентября» Трофимов Г. Н., 15 октября 2001

17. Кох Ричард «Менеджмент и финансы от А до Я. Financial Times», «Питер» 1999

18. Глущенко В. В., Глущенко И. И. «Финансы. Финансовая политика. Финансовый маркетинг. Финансовый менеджмент. Финансовый риск-менеджмент. Ценные бумаги. Страхование», «ТОО НПЦ «Крылья»» 1999


По данным от Всероссийского Союза Страховщиков (ВСС). 1999г. – 3,32 млрд$, 1998 – 4,43 млрд$

В соответствии с гл.25 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации


Лиц в осуществление договорных отношений между субъектами инвестиционной деятельности не допускается. Государственное регулирование условий и контроль за инвестиционной деятельностью страховых организаций осуществляет Комитет по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов. С этой целью Комстрахнадзором введена специальная форма квартальной отчетности для стра­ховщиков, с помощью...

Процедуры по формированию и анализу фактических данных, а также по принятию решений при выявлении определенных отклонений в ходе бюджетного контроля. Таким образом, бюджетирование финансовой деятельности страховых организаций происходит из множеств организованных бюджетов с контролем всех финансовых средств идущих как на выплаты, так и на внутренние развитие организации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ...





Характеризующие отдельные стороны деятельности страховых организаций. В следующем подразделе более подробно рассмотрим основные показатели финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций. 1.3 Методология анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций Основными финансовыми показателями деятельности страховой организации служат: ...

И решения возникающих споров. Государство также устанавливает с учетом интересов всего общества обязательные виды страхования. Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору за деятельностью страховых организаций должна предусматривать выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей. 1. Главная функция – регистрация тех, ...

При исчислении тарифной ставки к нетто-премии дела-ются соответствующие надбавки, связанные с развитием риска. Главная статья этих надбавок - расходы на ведение дела. Сюда включаются расходы, связанные с заключением и обслуживанием договора страхования. Поскольку посто-
янно изменяется множество факторов, которые влияют на величину расходов на ведение дела, поэтому нельзя дать общие рекомендации по нормированию этих расходов.
Расходы страховщика на ведение дела имеют свои специфические особенности и их следует учитывать при калькуляции тарифной ставки. С учетом этих особенностей делаются соответствующие группировки, принимаемые во внимание при составлении страховых тарифов.
В страховой практике принято различать расходы на ведение дела внутренней службы страхового общества и расходы на ведение дела внешней сети страхового общества. В специальной ли-тературе встречаются различные классификации этих расходов. Наиболее общими являются группировки на постоянные и переменные, зависимые и независимые, общие и частные расходы по ведению дела страховщика.
Переменные расходы на ведение дела могут быть отнесены на отдельное страхование (вид страхования, отдельный страховой полис). Постоянные расходы не могут быть отнесены на отдельное страхование. Они должны быть разложены на весь портфель заключенных договоров страхования.
Понятия постоянных и переменных расходов используются в актуарных расчетах по договорам страхования, имеющим срок действия более одного года.
Относительно постоянные расходы не подвержены колебаниям в страховой деятельности, т.е. не зависят от степени занятости персонала в данной страховой организации. Переменные расходы изменяются пропорционально степени занятости персонала в данной страховой организации.
Величина относительно постоянных расходов связана с квалификацией работников страхового общества. Это заставляет страховое общество стремиться к постоянному повышению квалификации своих служащих и страховых агентов.
Удельный вес относительно постоянных расходов на ведение дела сравнительно мал. Большее место в деятельности страховой организации занимают переменные расходы.
Расходы на ведение дела могут быть связаны и не связаны с изменением страховой суммы. Некоторые расходы на ведение дела одновременно имеют характер зависимых и независимых. Эти расходы нормируются в промилле от страховой суммы среднесписочного состава страхователей. По некоторым видам страховая премия начисляется в промилле от страховой суммы. Следовательно, брутто-премия пропорциональна страховой сумме.
При составлении страхового тарифа следует учитывать, что страховыми взносами необходимо покрывать не только страховые
суммы и возмещения, но и расходы на содержание страхового общества. В связи с этим расходы на ведение дела можно классифицировать как организационные, аквизиционные, ликвидационные, управленческие и связанные с инкассацией платежей.