Меню Рубрики

Правовые основы деятельности «упрощенцев» в строительстве. Законно ли требование подрядчика на общем режиме от субподрядчика на усн возмещения ндс Подрядчик на усн заказчик с ндс

Недавно Минфин сообщил, что генеральный подрядчик, применяющий упрощенную систему налогообложения и определяющий налоговую базу как "доходы", для целей исчисления единого налога должен учитывать всю сумму выручки, полученной от заказчика за выполненные по договору подряда работы, включая долю субподрядчика, который, также находясь на "упрощенке" с объектом налогообложения "доходы", уплатил соответствующую сумму единого налога в бюджет (Письмо от 20.12.2010 N 03-11-06/2/190). Поскольку субподрядчиков, которым передан для выполнения интересующий заказчика объем работ, может быть несколько*(1), получается, что в доход бюджета будет перечисляться по 6% с каждого договора подряда. Давно ли финансовое ведомство придерживается такой точки зрения? Что по этому поводу думают налоговые органы? Есть ли альтернатива позиции финансистов? Обо всем этом - в данном материале.

Позиция не нова

Главное финансовое ведомство страны давало аналогичные разъяснения и раньше. В качестве примера назовем Письмо от 13.01.2005 N 03-03-02-04/1-5. В нем особо отмечено, что при объекте налогообложения в виде доходов уменьшить налоговую базу на сумму расходов по оплате субподрядных работ организация не вправе.

От редакции. Напомним, эта позиция была представлена и в материале Ю.В. Подпорина (заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) "Упрощенка" в строительстве", N 6, 2010, стр. 17-18.

Поскольку копия ответа (как следует из Письма N 03-03-02-04/1-5) была направлена в ФНС и предложенный Минфином подход соответствовал фискальным интересам, налоговые органы на местах поддержали мнение финансистов.
В частности, аналогичные разъяснения были даны в письмах УФНС по г. Москве от 29.05.2005 N 18-11/3/69547 и УФНС по Московской обл. от 15.11.2005 N 22-19-И/0290. Причем эта позиция была поддержана некоторыми судьями (Постановление ФАС СКО от 06.03.2007 N Ф08-431/2007-341А).

Экономия возможна

Рассмотрим одну из практических ситуаций. Организация-"упрощенец" выступила в качестве подрядчика по договорам строительного подряда с рядом заказчиков. По условиям заключенных договоров подрядчик принял на себя обязательства по выполнению ремонтных и строительно-монтажных работ за счет денежных средств заказчиков в согласованные сроки своими и привлеченными силами и средствами, а заказчики - обязанности по оплате выполненных работ.

В тот же период этой организацией с рядом строительных фирм были заключены агентские договоры, по условиям которых "упрощенец", выступающий в качестве агента, взял на себя обязанности по осуществлению в интересах фирм-принципалов поиска лиц, заинтересованных в выполнении строительных работ, определяемых приложениями к агентским договорам. При этом агент обязался:
- осуществить поиск потенциальных клиентов - юридических и физических лиц - для принципала, заключить с ними от своего имени договоры генподряда и подряда на выполнение работ, указанных в приложениях к агентским договорам;
- выполнять обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе осуществлять генподрядный надзор за действиями принципала в соответствии с заключенным с заказчиком договором, и нести ответственность перед заказчиками по заключенным договорам подряда за выполнение строительных работ и их качество, получать денежные средства за выполненные принципалом работы на свой расчетный счет и в течение десяти дней после поступления платежа перечислять их, за вычетом агентского вознаграждения, на расчетный счет принципала;
- представлять принципалам отчеты о выполнении поручений в течение пяти дней после окончания очередного месяца.

В свою очередь, по условиям заключенных договоров принципалы обязались выплачивать агенту вознаграждение за выполнение поручения.
Используя данную схему организации своей финансово-хозяйственной деятельности, генеральный подрядчик - агент при начислении единого налога учитывал в доходах не всю сумму денежных средств, поступившую от заказчика, а только ее часть в виде агентского вознаграждения. Проведенная выездная налоговая проверка закончилась начислением недоимки, штрафа и пеней. Предприятие решило отстаивать правомерность полученной налоговой экономии в судебном порядке и смогло убедить арбитров. Какие аргументы помогли одержать победу? Приведем выдержку из Постановления ФАС ПО от 09.11.2009 N А65-7504/2009.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (п. 1 ст. 702 и п. 1 ст. 706 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Из материалов дела следует, что организацией были заключены агентские договоры с ООО "Индустрия-Сервис", ООО "Регионспецснаб", ООО "Регион-Сервис", по условиям которых агент берет на себя обязательство совершать от своего имени либо от имени и за счет принципала действия по заключению договоров с ОАО "Мосты Республики Татарстан", ООО "Домостроительное объединение НК", ООО "Бахетле-Агро".

Все работы, предусмотренные договорами подряда, заключенными налогоплательщиком-"упрощенцем" с заказчиками, были выполнены строительными фирмами, с которыми организация заключила агентские договоры, то есть принципалами. Работы, выполненные каждым принципалом, соответствуют видам работ, указанным в приложениях к агентским договорам.

Фирмы, фактически выполнявшие строительные работы, указаны в актах о приемке выполненных работ формы КС-2, справках о стоимости выполненных работ формы КС-3. Денежные средства, перечисленные заказчиками за выполненные работы на расчетный счет налогоплательщика в суммах, соответствующих стоимости работ, указанной в справках о стоимости выполненных работ (включая НДС), перечислены принципалам за вычетом агентского вознаграждения, размер которого в каждом случае определен протоколом согласования размера вознаграждения. О выполнении агентского поручения агентом представлены принципалам отчеты, утвержденные последними.

Действующее гражданское законодательство не запрещает агенту, заключившему по поручению принципала от своего имени сделку с другим лицом, заключить во исполнение агентского договора другую сделку с принципалом. В результате суд отклонил довод налогового органа о том, что строительные работы были выполнены по договорам субподряда, а не во исполнение заключенных агентских договоров.

Обратите внимание! Налоговой инспекции не удалось добиться пересмотра дела. Высший хозяйственный суд страны, отказывая в передаче дела в Президиум ВАС, в Определении от 10.03.2010 N ВАС-2396/10 указал: суды при рассмотрении дела установили, что общество оказывало услуги по поиску заказчиков и организации строительных работ и что доход от осуществляемой деятельности получен в виде вознаграждения за оказанные услуги от принципалов. На основе установленных фактических обстоятельств дела суды сделали вывод о том, что инспекцией неправомерно начислены налоги, пени и штрафы с общей суммы денежных средств, поступивших на счет общества от заказчиков и перечисленных обществом, за вычетом агентского вознаграждения, принципалам за фактически выполненные ими работы. Доводы, изложенные в заявлении налогового органа, выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении судами положений ст. 346.12 "Налогоплательщики", 346.14 "Объекты налогообложения", 346.15 "Порядок определения доходов" НК РФ.

Напомним, виды доходов, учитываемых в целях обложения единым налогом, установлены ст. 346.15 НК РФ, согласно которой:
- к доходам относятся доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ;
- не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение*(2).

Итак, описанная схема признана законной, причем неоднократно. Арбитры ФАС ВСО в схожей ситуации также встали на сторону генподрядчика-упрощенца (Постановление от 25.10.2010 N А78-9307/2009). Отличие данной спорной ситуации от описанной нами выше состоит в том, что со строительной фирмой - исполнителем работ был заключен не агентский договор, а договор комиссии, в соответствии с которым генподрядчик - комитент обязался заключить от своего имени договор с заказчиком на выполнение работ по капитальному ремонту и строительству зданий, а также представлять заказчику необходимую отчетную документацию, получать денежные средства, предназначенные на финансирование СМР. За оказание услуг по договору комитент (стройфирма) обязался уплатить комиссионеру-"упрощенцу" комиссионное вознаграждение в размере 2% от цены, согласованной с заказчиком.

Судьи, сославшись на положения ст. 702, 740, 999 ГК РФ, пришли к выводу, что предметом договора подряда является выполнение работ силами подрядчика или иных привлеченных им лиц, при этом в случае привлечения к выполнению работ иных лиц подрядчик (генеральный подрядчик) возлагает на них исполнение своих обязательств по договору подряда, что соответствует ст. 313 ГК РФ, согласно которой исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. Подрядчик при заключении и исполнении договора подряда, даже если к его исполнению привлечены иные лица, действует от своего имени и в своих интересах.

В соответствии с п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Следовательно, в силу пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ в налоговую базу необходимо включить только сумму комиссионного вознаграждения "упрощенца", который (что подтверждается материалами дела) не выполнял строительные работы для заказчика по договору подряда.

А.И. Серова
Журнал "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение"

_______________
*(1) Напомним, гражданским законодательством предусмотрено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), выступая в этом случае в роли генерального подрядчика. При этом гл. 37 "Подряд" ГК РФ не устанавливает ограничения по количеству субподрядчиков в цепочке договоров подряда, заключаемых в целях выполнения определенного заказчиком объема работ.
*(2) Аналогичная норма содержится в ст. 156 НК РФ, согласно которой налогоплательщики, получающие доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров, определяют налоговую базу в целях исчисления НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

Большое количество предприятий, в том числе в строительной отрасли, работают по упрощенной системе налогообложения (УСН). Прелесть работы по УСН в том, что предприятие или индивидуальный предприниматель может заменить несколько налогов одним. Это делается, как следует из названия, для упрощения бухгалтерского и налогового учета малых предприятий.
При этом, в отличие от общей системы налогообложения (ОСНО ), предприятие или предприниматель, работающий по УСН относит НДС на приобретаемые им товары и услуги в графу «Расходы».

Сама УСН существует в двух вариантах, в которых величина налога определяется, соответственно как:

(Доходы — Расходы) х 15%

Доходы х 6%

Проблема с НДС в смете

В числе налогов, которые не платятся по «упрощенке» находится и НДС. А если предприятие или предприниматель, работающие по «упрощенке» не являются плательщиками НДС, значит они не могут включать его в смету на свои работы. В таком случае, у участников строительного рынка могут возникнуть проблемы в правильности взаиморасчетов.

Некоторые решают их примитивным путем — убирают строку с НДС из сметы, т.е. просто не начисляют его.
Такой путь не является правильным.
Если не крупная, сравнительно, сделка совершается между юридическими лицами на договорных условиях, устраивающих обе стороны, то простое исключение из сметы НДС допустимо, что не делает его правильным. При крупных сделках такой шаг может сослужить плохую службу, т.к. является ошибкой .

Краткое резюме:
При составлении смет организацией или предпринимателем, работающим по УСН, исключать НДС из сметы НЕЛЬЗЯ!

Почему нельзя исключать НДС из сметы?

Дело в том, что при своей распространенности, УСН является частным случаем практики налогообложения.
Самые крупные предприятия, бюджетные организации и поставщики основных ресурсов, работают по общей системе налогообложения (ОСНО ), многие предприятия торговли и сервиса также.
Разумно предполагать, что если существует юридическое лицо или предприниматель, использующий УСН, то услуги, которые он сам получает от других организаций, так или иначе, облагаются НДС. И выплачивать его по счетам все равно придется, относя к расходам. Выходит, что сумма НДС для такого предпринимателя включается в общую стоимость товара или услуги.

Приведем грубый пример: стоимость одного кирпича в торговой компании составляет 10 руб. ставка НДС составляет 20%, сумма НДС, соответственно 2 руб.

    Для покупателя, работающего по ОСНО кирпич будет стоить 10 руб., НДС 2 руб., Итого с НДС 12 руб.
    Для покупателя, работающего по УСН кирпич будет стоить 12 руб. . НДС не выделяется и не может подлежать возврату

Но в сметах НДС начисляется в итоге (в лимитированных затратах), а в позициях сметы стоимость материалов (МАТ) и эксплуатации машин (ЭМ) указывается без НДС.
Значит подрядчик купит кирпич за 12 руб, в смету добавит кирпич за 10 руб. Не начислив НДС в итоге, он теряет 2 руб.
Но начислять НДС в итоге сметы ему нельзя, т.к. он не является его плательщиком.

В таком случае подрядчику необходимо компенсировать затраты на уплаченный им НДС. В лимитированных затратах в итоге сметы «НДС» заменяется на «Компенсация НДС при УСН» .

С 1-го января 2019 года размер налога на добавленную стоимость составляет 20%. Данное изменение будет применено для всех участников экономической деятельности, независимо от условий ранее заключенных договоров. Поправки в статью и формулу расчета компенсации НДС внесены. Подробности по учету нового размера НДС в счет-фактурах смотрите в тематических подборках справочно-правовых систем и на официальном сайте ФНС

Компенсация НДС при УСН. Что написать вместо НДС

При использовании подрядчиком УСН в смете, вместо «НДС» прописывается «Компенсация НДС при УСН» .

Как определяется сумма для компенсации НДС при УСН?

На первый взгляд кроме материалов (МАТ ), чистой эксплуатации машин (ЭМ без заработной платы машинистов ЗПМ ) и оборудования (ОБ ) вам может ничего не придти на ум.
Но существует доля затрат на МАТ в составе накладных расходов (НР ) и сметной прибыли (СП ).
Эти доли определены и составляют для накладных расходов 17,12% и для сметной прибыли 15% .

Соответственно можно вывести корректную формулу для расчета затрат на компенсацию НДС при УСН:

(МАТ + (ЭМ-ЗПМ) + НР х 0,1712 + СП х 0,15 + ОБ) х 0,2

Результат расчета по данной формуле выводится в лимитированных затратах в итогах сметы в том месте, где в другом случае вы указывали бы НДС.

Если вы используете Гранд-Смету

Следует отметить, что приведенные выше обозначения статей затрат (МАТ, ЭМ, ЗПМ, НР, СП, ОБ ) являются стандартными встроенными переменными в программе Гранд-Смета, что позволит вам очень удобно воспользоваться данной формулой как она есть.
Просто откройте раздел Параметры сметы, перейдите в раздел лимитированных затрат. В разделе в новых сметах обычно по умолчанию стоит НДС 20%. Взамен «НДС» в графе наименование введите «Затраты на компенсацию НДС при УСН» без кавычек, а в графе значение, вместо «20%» введите формулу:
(МАТ+(ЭМ-ЗПМ)+НР*0,1712+СП*0,15+ОБ)*0,2
как есть. Отличие от варианта выше в том, что здесь нет пробелов и знаком умножения является не «х», а «*», именно так Гранд-Смета должна ее правильно прочитать.

Коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли при УСН

Предприятия и предприниматели, использующие упрощенную систему налогообложения, при разработке сметной документации должны применять дополнительные понижающие коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли.

С коэффициентами к накладным расходам и сметной прибыли, в том числе для предприятий, работающих по УСН вы можете ознакомиться на странице .

В последнее время все чаще небольшие строительные организации обращаются к упрощенной системе налогообложения.

ТАТЬЯНА ИВЧЕНКО, налоговый консультант, генеральный директор ООО «Аудит-Эксперт»

Рассмотрим применение «упрощенки» у заказчиков-застройщиков и генподрядчиков с подрядчиками а также варианты налогообложения в зависимости от выбранной базы налогообложения - «доходы» или «доходы минус расходы».


Общие вопросы применения УСН строителями

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете от 21.11.96 №129-ФЗ, организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, но должны вести учет основных средств и нематериальных активов согласно требованиям законодательства РФ о бухгалтерском учете. При этом строительные организации обязаны вести бухгалтерский учет, если они совмещают УСН с ЕНВД или собираются выплачивать своим учредителям дивиденды.

Исходя из требования п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Согласно подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные субподрядчиками, организация не имеет права принять к вычету и включает в стоимость работ, выполненных субподрядчиками, что может отражаться в бухгалтерском учете записью Дт20 и Кт19 . Понятно, что подрядчик не обязан начислять НДС со стоимости выполненных работ.

Также подрядчику не придется выставлять своим заказчикам счета-фактуры, так как в соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ обязанность составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж возложена только на плательщиков НДС.

Но, в соответствии с нормой подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, в случае, если организация, перешедшая на УСН, выпишет заказчику счет-фактуру и выделит в нем НДС, то ей придется представить декларацию по НДС за этот налоговый период. Тогда, по данной декларации она должна уплатить в бюджет налог, выделенный в счете-фактуре. Эту позицию поддержал и ВАС РФ. НДС по материальным ресурсам, которые использованы при выполнении строительных работ, организация не сможет предъявить к вычету из бюджета, так как не является плательщиком налога. Одновременно, как разъяснил Минфин РФ в своем Письме от 14.04.08 №03-11-02/46, ст. 249 и 251 НК РФ не предусмотрено уменьшение доходов от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав на сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную в порядке, установленном подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ. В связи с этим при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогоплательщики, выставляющие покупателя м товаров (работ, услуг) и имущественных прав счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, доходы от реализации должны учитывать с учетом сумм налога на добавленную стоимость, полученного от покупателей.

Налоговые проблемы у генподрядчика

Обычно генподрядчик берет на себя ответственность за своевременное и качественное выполнение всего комплекса строительных работ, порученных подрядчикам, их координацию (например, подготовку и оборудование стройплощадки, снабжение необходимым оборудованием, подсоединение к инженерным коммуникациям, контроль над технологическим процессом строительства и соблюдением техники безопасности на стройплощадке и многими другими процессами). Эти так называемые генуслуги являются возмездными, их должны оплатить субподрядчики. Цена генуслуг может формироваться любым способом, но обычно она определяется в процентах от сметной стоимости. Таким образом, доходы у генподрядчика в основном поступают из двух источников: от субподрядчиков и от заказчика. Обычно стоимость генуслуг удерживают из вознаграждения субподрядчика и признают доход в день, когда подписывают акт о взаимозачете. Часто у генподрядчиков на «упрощенке» возникает следующий вопрос (особенно при объекте налогообложения «доходы»): целиком ди включать в доходы денежные средства, полученные от заказчика, - ведь большая часть отдается субподрядчикам? В этой ситуации ответ однозначный - необходимо учесть весь доход. Этот вид договора ГК РФ не приравнивает к посредническому договору, при котором большая часть денежных средств является собственностью принципала (комитента, доверителя), а генподрядчик - не агент (комиссионер, поверенный). Эти же выводы содержатся в Письме Минфина РФ от 13.01.05 №03-03-02-04/1-5, с ними согласны и налоговые органы.

В ситуации, когда субподрядчик перешел на УСН, а подрядчик применяет общую систему налогообложения, необходимо обратить внимание на то, что в этом случае, принимая работы от субподрядчика, генподрядчик не может предъявить к вычету НДС из бюджета по данным работам, так как субподрядчик не должен выставлять ему счет-фактуру.

Генподрядчику необходимо начислить НДС на всю стоимость работ, выполненных для заказчика по договору. В случае, если подрядчик нанимает для выполнения каких-то работ субподрядчика, то во взаимоотношения заказчика с генподрядчиком субподрядчик, как правило, не вступает (п. 3 ст. 706 ГК РФ). По договору подряда именно подрядчик несет полную ответственность за выполненные работы перед заказчиком, и неважно, что часть строительных работ была выполнена силами сторонних организаций, заказчик может об этом даже не знать, т. к. в соответствии с ст. 703 и 706 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика. Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Таким образом, если подрядчик использует общую систему налогообложения, а субподрядчик применяет УСН, то налогообложение и оформление счетов-фактур будет производиться следующим образом.

Закончив определенный этап работ по договору, субподрядчик сдает их подрядчику. При этом субподрядчик не выставляет подрядчику счет-фактуру, т. к. не является плательщиком НДС. Подрядчик включает в состав расходов стоимость работ, выполненных субподрядчиком, которые учитываются у него на счете 20 «Основное производство».

Выполнив все работы по договору, подрядчик сдает их заказчику. При этом он выписывает заказчику счет-фактуру на всю сумму по выполненному договору, регистрирует его в книге продаж и отражает соответствующую сумму НДС в налоговой декларации для уплаты ее в бюджет.

Заказчик отражает стоимость выполненных работ на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Получив от подрядчика счет-фактуру и акт сдачи-приемки выполненных работ, заказчик примет сумму НДС к вычету (конечно, если он является плательщиком НДС).


Налоговая база, облагаемая по ставке 15%

Согласно п. 2 ст. 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса РФ). При этом, в соответствии с подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, расходы на оплату работ, выполненных субподрядными организациями, признаются налогоплательщиком, применяющим УСН, на дату погашения задолженности перед субподрядчиками в составе материальных расходов. В том же порядке, на основании подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, признаются в составе расходов и суммы НДС, предъявленные субподрядными организациями. Для «упрощенцев» есть еще одно условие: затраты должны быть указаны в ст. 346.16 НК РФ.

Генподрядчик вправе относить к материальным расходам и, следовательно, уменьшать базу по единому налогу на стоимость услуг субподрядных организаций (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Естественно, это важно лишь при объекте налогообложения «доходы минус расходы». Атак как в доходы включается все полученное от заказчика, генподрядчику, который большую часть работ передает субподрядчикам, другой объект налогообложения, как правило, невыгоден.

В обычные затраты субподрядчика входит оплата генуслуг, и субподрядчику придется принимать решение включать или не включать их в налоговые расходы. В связи с обязанностью генподрядчика контролировать ход строительства и отвечать за техническое обслуживание можно утверждать, что эти суммы вполне соответствуют материальным затратам на услуги сторонних организаций производственного характера, указанным в подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ. Но вопрос этот не прописан однозначно в главе 26.2 и может вызвать споры с налоговыми органами при проверке. Таких спорных вопросов при применении ставки 15% в строительстве немало.

Например, участие в разного рода конкурсах, тендерах и т. п. Это возможность заявить о себе и получить выгодный подряд. Эти мероприятия совсем не бесплатные, и расходы на них могут достигать достаточно больших сумм. Естественно, перед организацией возникает вопрос, можно ли эти расходы учесть при налогообложении. Ответ налоговых и финансовых органов долгое время был отрицательный (см., например, Письма Минфина РФ от 03.04.06 №03-11-04/2/75 и от 02.07.07 №03-11-04/2/173). Часть экспертов с этим категорически не согласны, так как указанные суммы являются экономически обоснованными и использованы в интересах дела, направленного на получение доходов. Но, к сожалению, в арбитражном суде этих доводов может оказаться недостаточно, ведь список разрешенных к учету расходов жестко ограничен ст. 346.16 НК РФ, а о взносах за участие в конкурсах там не упоминается.

Строителям хорошо известно, что строительно-монтажные работы требуют множества разрешений, которые тоже стоят немалых денег. Эти затраты также не включены в ст. 346.16. В этой ситуации можно попытаться применить норму подп. 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, в соответствии с которой разрешается учет «расходов на оплату услуг специализированных организаций по проведению экспертизы, обследований, выдаче заключений и предоставлению иных документов, наличие которых обязательно для получения лицензии (разрешения) на осуществление конкретного вида деятельности».

Если генподрядчик, переведенный на УСИ, привлекает для исполнения договора субподрядчика, использующего общий режим налогообложения, то порядок оформления счетов-фактур и учета НДС в этом случае будет следующим.

Субподрядчик в обычном порядке на сумму выполненных работ выписывает генподрядчику счет-фактуру и выделяет в нем отдельной строкой НДС. Далее субподрядчик регистрирует счет-фактуру в книге продаж, отражает сумму НДС в налоговой декларации к уплате ее в бюджет.

Генподрядчик, получив от субподрядчика счет-фактуру и акт выполненных работ, включает всю стоимость строительных работ с учетом НДС в состав своих расходов и отражает на счете 20 «Основное производство».

После выполнения строительных работ по договору генподрядчик сдает их заказчику, при этом подписывается акт сдачи-приемки. Генподрядчик не выписывает заказчику счет-фактуру, так как он не является плательщиком НДС. Заказчик включает стоимость выполненных работ в состав расходов на создание внеоборотного актива и отражает их на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Если подрядчик и субподрядчик применяют УСН, то они не признаются плательщиками НДС. Следовательно, выписывать счета-фактуры они не должны, а это означает, что заказчик по выполненным работам не сможет принять к вычету из бюджета НДС. Как правило, это достаточно большие суммы, и заказчики, (если это не физические лица) предпочитают заказывать строительные работы у плательщика НДС. Опасность потерять заказы в ряде случаев подталкивает генподрядчика к выписыванию счетов-фактур без уплаты НДС в бюджет и без отражения их в налоговой декларации по НДС. Такой способ «налоговой оптимизации» легко выявляется налоговыми органами с помощью встречных проверок и приводит к большим доначислениям НДС, пеней и штрафов.

Налоговая база, облагаемая по ставке 6%

Договором может быть предусмотрена как оплата за полностью выполненные СМР, так и предоплата (чаще всего частичная). В любом случае раз при меняется «упрощенка», доходы признаются кассовым методом. А значит, и оплату по готовым работам, и аванс придется учитывать (то есть записывать в графу 5 Книги учета доходов и расходов) в день получения.

Согласно ст. 745 Гражданского кодекса РФ обязанность по обеспечению материалами лежит на подрядчике, если договором не предусмотрено иное. Это означает, что цена договора складывается из вознаграждения исполнителя и возмещения его затрат. Поэтому в стоимость работ включаются и те суммы, которые пошли на закупку материалов. Облагаемым доходом строительной фирмы, применяющей упрощенную систему, будут все денежные средства, полученные от заказчика. Исходя из требований п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения дохода признается день их поступления на расчетный счет или в кассу.

Нельзя забывать, что при применении УСН доход организации по итогам отчетного (налогового) периода не должен превышать 20 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ), увеличенный на коэффициент-дефлятор (в 2008 году - 1,34). Доходом генерального подрядчика является вся сумма выручки, полученной от заказчиков за выполненные по договору подряда работы (с учетом стоимости работ, выполне иных субподрядчикам и). При неверном формировании размера дохода генподрядчика нормативную сумму легко превысить, и налоговые органы получат право доначислить с пенями и штрафами налоги, уплачиваемые на общей системе налогообложения.

Довольно часто возникает еще один вопрос. Субподрядчик получает вознаграждение от генподрядчика за вычетом стоимости его услуг, то есть фактически происходит взаимозачет задолженностей. Что должно признаваться доходом:

то, что получено на счет, или то, что следовало к получению по договору? Ответ неутешительный, особенно для фирм с объектом налогообложения «доходы»: в налоговые доходы включается вся сумма, указанная в договоре (смете). А оплаты генуслуг следует признать расходами, что при объекте налогообложения доходы неактуально из-за отсутствия такого показателя в налоговой базе.

Строительная компания может иметь доходы и от дополнительной деятельности, например от продажи стройматериалов. Если эта деятельность оформляется как торговля, то учет торговых операций не вызывает особых затруднений для «упрощенки».

Но возможна и такая ситуация. Заключен договор, утверждена смета, в которой заложена стоимость материалов. По условиям договора приобретение материалов возложено на подрядчика. Но во время строительства некоторые материалы предоставлял заказчик, затем учитывая это в оплате строительных работ. Здесь важно правильно рассчитать доход.

Исполнив условия договора, подрядчик получил меньше, чем обозначено в смете, значит, материалы достались ему не бесплатно. Фактически он купил их у заказчика, рассчитавшись из своего вознаграждения. Или возможен другой поход к ситуации: часть своего дохода подрядчик получил не деньгами, а материалами. В составе дохода должно учитываться все, что поступило от заказчика, в том числе и доход в натуральной форме. Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ доход, выраженный не в денежной форме, признается в день получения имущества. В нашем случае нужно будет в день фактического поступления материалов от заказчика внести в графу 5 книги учета доходов и расходов рыночную стоимость полученных материалов, как того требует п. 4 ст. 346.18 НК РФ. И если она окажется высокой, доходы подрядчика могут даже превысить сметную стоимость. Поэтому будет гораздо проще заключить договор купли -продажи, по которому заказчик продает, а подрядчик покупает какие-то строительные материалы, тогда не придется учитывать лишние доходы. К договору обычно оформляют акт о взаимозачете задолженностей.

Проблемы Заказчика-застройщика

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при налогообложении не учитываются средства дольщиков или инвесторов, аккумулируемые на счетах организации-застройщика.

Поэтому средства инвесторов, поступающие на счет организации, выполняющей функции застройщика. при определении налоговой базы по единому налогу в состав доходов не включаются и в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, не отражаются.

Учет поступления и расходования вышеуказанных средств может осуществляться в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), утвержденным Приказом Минфина РФ от 20.12.94 №167, и в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным Письмом Минфина РФ от 30.12.93 №160.

Услуги заказчика-застройщика являются возмездными и, исходя из положений п. 15 ПБУ 2/94, размер средств на содержание организации-застройщика предусматривается сметой на строительство объекта. Цена услуг заказчика-застройщика, так же как и по генуслугам, может формироваться любым способом, в том числе и в твердой сумме или в размере процентов от сметной стоимости. Последний вариант встречается в договорах чаще.

В соответствии с п. 1 ст. 346.17 НК РФ вышеуказанная сумма учитывается при определении налоговой базы по единому налогу организацией-застройщиком, применяющей упрощенную систему налогообложения, на дату получения средств от инвесторов.

Состав расходов организации -застройщика установлен п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 346. 17 НК РФ такие расходы учитываются в отчетном периоде их фактической оплаты, при этом они должны осуществляться для деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Поэтому расходы на содержание службы заказчика, поименованные в перечне, приведенном в ст. 346.16 ПК РФ, и осуществленные до получения доходов от строительства объектов за счет средств инвесторов, могут учитываться для целей налогообложения и отражаться в налоговой декларации по единому налогу при применении базы «доходы минус расходы».

Что касается выписки сводного счета-фактуры для инвесторов - юридических лиц по окончании строительства объектов, то Минфин РФ считает, что в связи с тем, что согласно ст. 346.11 ПК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС, они не должны выписывать счета-фактуры не только на свое вознаграждение (что вполне справедливо), но и перевыставлять сводные счета-фактуры подрядчиков.

Если же он все-таки сделает это для инвестора, то в силу п. З ст. 173 ПК РФ ему придется уплатить этот НДС в бюджет. Такое разъяснение было дано в Письме Минфина РФ от 10.02.06 №03-11-04/2/33.

Одно из условий освобождения средств целевого финансирования от налогообложения - ведение раздельного учета доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках такого финансирования. Пункт 14 ст. 250 НК РФ обязывает налогоплательщиков, получивших целевое финансирование, представить по окончании налогового периода в налоговые органы отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утвержденной Минфином.

Градостроительный кодекс РФ понимает под застройщиком физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Из ст. 4 Федерального закона от 25.02.99 .№39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» следует, что инвесторы производят капитальные вложения на территории РФ с использованием собственных и (или) привлеченных средств. Заказчики - это физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами, реализующие инвестиционные проекты. Заказчики могут быть инвесторами, в противном случае они наделяются правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, установленных договором или государственным контрактом.

Если источниками финансирования являются дольщики, то правоотношения регулируются Федеральным законом от 30.12.04 I№214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В его ст. 4 сказано, что по договору участия в долевом строительстве застройщик обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать его участнику долевого строительства, а последний, в свою очередь, обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на его ввод в эксплуатацию.

Специалисты финансового ведомства в Письме от 10.10.06 №03-11-04/2/201 разъяснили: если в договорах долевого участия на строительство жилого дома не предусмотрен возврат дольщикам неиспользованных средств из-за снижения фактической стоимости строительства по сравнению с его договорной стоимостью, то организация-застройщик, применяющая УСН, должна учитывать образовавшуюся экономию в составе доходов.

В рассматриваемой ситуации доходом организации-застройщика, применяющей УСН, согласно ст. 346.15 НК РФ признается доход от реализации объекта строительства жилого дома в размере договорной стоимости.

Указанный доход является налоговой базой у налогоплательщика, для которого объектом налогообложения являются доходы.

Если строительной организацией применялась база «доходы минус расходы», то налогоплательщик полученные доходы в размере договорной стоимости уменьшает на расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ. Таким образом, у него налоговой базой будет признана разница, образовавшаяся из-за снижения фактической стоимости строительства по сравнению с его договорной стоимостью. В случае, если заказчик-застройщик при осуществлении своей деятельности ограничивается услугами по организации строительства и объем расходов у него небольшой, то выгоднее применять базу «доходы», поскольку спорных налоговых проблем при ее применении намного меньше.

Как видно из рассмотрения вопросов, возникающих при применении УСН, этот режим налогообложения для строительных организаций простым назвать трудно. для базы «доходы» проблем ее расчета меньше, но зато она далеко не всегда выгодна для применения, особенно генподрядчикам. База «доходы минус расходы» выгоднее, но включение в налоговую базу ряда расходов, не поименованных в главе 26.2, вызывает массу арбитражных споров, и не все они заканчиваются в пользу налогоплательщиков.

Не секрет, что поставщиками по государственным контрактам хотят стать многие организации. Не являются исключением и лица, применяющие упрощенную систему налогообложения. При этом цена контракта, как правило, включает НДС. Возникает множество вопросов: обязательно ли выделять сумму НДС в контракте, контрактная сумма выплачивается полностью или за вычетом НДС, можно ли контракт уменьшить на сумму налога, вправе ли заказчик требовать возврата перечисленного НДС, обязан ли упрощенец выставить счет-фактуру, следует ли подрядчику перечислить налог в бюджет? Количество рассмотренных судами дел говорит о том, что данная проблема весьма актуальна.

Конкурсное ценообразование

Все заявки на участие в конкурсах и электронных аукционах, проводимых государственными компаниями, строго регламентируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В закупках вправе участвовать любые участники, в т.ч. которые применяют упрощенную систему налогообложения (ч. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). При осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта (ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие, документацией, заявкой, окончательным предложением победителя закупки (ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Почти те же правила действуют при проведении электронного аукциона (ч. 10 ст. 70 и ч. 14 ст. 78 Закона N 44-ФЗ).
Возможно увеличение или уменьшение (не более чем на 10%) количества товаров, работ или услуг по предложению заказчика. В этом случае допускается увеличение, уменьшение цены контракта, но так же не более чем на 10%, по соглашению сторон (подп. б п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Кроме того, законодательством предусмотрено право по соглашению сторон снизить цену контракта без изменения иных условий, если возможность изменения была изначально предусмотрена документацией о закупке и контрактом (ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Кстати, еще в 2016 году было возможно увеличивать цену контракта в случае невозможности его исполнения по независящим от сторон обстоятельствам (утратившие силу с 01.01.2017 ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 191 "Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году").

Мнение чиновников

Рассмотрим разъяснения Минэкономразвития России, прозвучавшие в письмах от 08.11.2016 N Д28и-2922, от 19.08.2016 N ОГ-Д28-9909, от 13.07.2016 N Д28и-1775 и др.
Законодательство предусматривает равные условия участия в конкурентных способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участникам закупок вне зависимости от их организационно-правовой формы и системы налогообложения. Так что любой участник закупки, в т.ч. который освобожден от уплаты НДС и применяет "упрощенку", вправе участвовать в закупках.
Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
В письме Минэкономразвития России от 11.04.2016 N Д28и-900 прозвучало, что удержание заказчиком суммы НДС при оплате контракта неправомерно вне зависимости от того, является ли поставщик плательщиком НДС.
Расчет цены единицы товара осуществляют с учетом того, что цена контракта не может быть выше предложенной участником конкурса (письмо Минэкономразвития России от 10.06.2015 N Д28и-1692).
Помимо начальной цены контракта, заказчик устанавливает требование к формированию цены. Указывает, что в составе заявки участник закупки должен установить цену с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей. Данный вывод подтверждают письма Минэкономразвития России от 17.06.2016 N ОГ-Д28-8123, от 10.06.2016 N Д28и-1483, от 18.04.2016 N Д28и-1052, от 30.05.2016 N Д28и-1397, от 30.05.2016 N Д28и-1398, от 04.04.2016 N Д28и-831, от 15.03.2016 N Д28и-721, от 10.06.2015 N Д28и-1656.
Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон, в т.ч. на сумму НДС, если поставщик применяет иную систему налогообложения, при условии его согласия на снижение цены и если это было предусмотрено документацией о закупке (письмо ФАС России от 21.08.2014 N АЦ/33651/14).
В случае возникновения необходимости в видах работ или материалов, не предусмотренных контрактом, такую закупку осуществляют посредством проведения нового конкурса (письмо Минэкономразвития России от 18.12.2015 N Д28и-3725).
Закон N 44-ФЗ не регулирует вопросы, связанные с порядком оформления сметы при заключении контракта с подрядчиком, операции по реализации работ, услуг которого не облагаются НДС (письма Минэкономразвития России от 13.07.2016 N Д28и-1787, от 10.05.2016 N Д28и-1317).

Судебная практика

Судебная практика по данному вопросу довольно разнообразна. Существует много решений, где сказано, что удержание заказчиком суммы НДС при оплате контракта неправомерно вне зависимости от того, что поставщик не является плательщиком НДС.

Судебная практика. Суды пришли к выводу, что применение подрядчиком УСН не может являться для заказчика способом экономии при оплате результатов выполнения работ (постановление АС Московского округа от 28.04.2016 N Ф05-4344/2016). Утверждение ревизоров о том, что заказчиком оплачены затраты (НДС), не предусмотренные условиями контракта, признано судами необоснованным, поскольку они включены в общую стоимость контрактных работ (постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.04.2016 N Ф05-4344/2016).
Независимо от применяемой системы налогообложения у победителя контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов и включает в себя все налоги (определение Верховного Суда РФ от 01.10.2015 N 303-ЭС15-11466).

Может сложиться ситуация, когда подрядчик выиграл конкурс, будучи плательщиком НДС, но в период действия контракта перешел на "упрощенку". И в этом случае заказчик не вправе в одностороннем порядке уменьшить цену контракта.

Судебная практика. В том случае, когда контракт был заключен по цене, включающей НДС, но впоследствии поставщик перешел на УСН, правовых оснований в одностороннем порядке изменить (уменьшить) цену контракта у заказчика не имеется (постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.10.2016 N Ф05-14531/2016).

Победитель конкурса также не вправе требовать исключения из контракта фразы "в том числе НДС".

Судебная практика. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что исключение строки НДС из сметы при заключении контракта по цене, предложенной победителем аукциона, повлекло бы за собой невозможность обоснования цены контракта, что является нарушением в силу прямого указания ст. 22 и ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ. Данный вывод прозвучал в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 09.06.2016 N Ф08-3551/2016 (определение ВС РФ от 13.10.2016 N 308-КГ16-12777).

Мы нашли решение, когда арбитры "упрощенцу" позволили подписать контракт на полную сумму без выделения НДС. В этом случае победитель торгов получает полную оплату контракта и не перечисляет налог в бюджет.

Судебная практика. Судьи решили, что если победитель находится на УСН, то заполнение графы "НДС не предусмотрен" не меняет условий контракта. Корректировка заказчиком цены контракта не допускается. Поэтому суд утвердил условия муниципального контракта в части цены без вычета из нее НДС (постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.11.2014 N Ф04-11932/2014 (определение ВС РФ от 16.03.2015 N 304-ЭС15-3471)).

В случае выставления упрощенцем счета-фактуры сумму налога придется перечислить в бюджет.

Судебная практика. Поскольку в проектах договоров, размещенных заказчиком при проведении аукционов, было указано, что стоимость работ включает в себя НДС, то государственный контракт должен быть заключен на соответствующих условиях (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2016 N Ф08-4781/2016 и Центрального округа от 17.06.2016 N Ф10-1723/2016 (определение Верховного Суда РФ от 25.08.2016 N 310-КГ16-10142)). Подрядчик обязан указанный налог перечислить в бюджет вне зависимости от применяемой системы налогообложения (постановление АС Поволжского округа от 02.04.2015 N Ф06-21773/2013 (определение Верховного Суда РФ от 26.06.2015 N 306-КГ15-7929)).

Особые правила по Закону N 223-ФЗ

Все, что мы писали выше, касается закупок, проводимых государственными компаниями по Закону N 44-ФЗ.
Между тем немалое число закупок регламентируется Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). Это касается заказчиков с долей участия государства более 50%, некоторых унитарных предприятий, организаций с регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение и т.д.), субъектов естественных монополий.
Закон N 223-ФЗ не определяет способов закупки, условий их применения и порядка проведения. Указанные вопросы должны быть урегулированы в утверждаемых заказчиками положениях о закупках.
В частности, в документации о закупке должен быть прописан порядок формирования цены (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) (п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Таким образом, заказчик вправе самостоятельно определить необходимость учета НДС при формировании цены договора. Данный вывод подтверждают письма Минэкономразвития России от 19.08.2016 N Д28и-2169, от 17.02.2016 N ОГ-Д28-2554, от 07.12.2015 N ОГ-Д28-15218, от 19.10.2015 N ОГ-Д28-13364, от 28.08.2015 N Д28и-2654.
Так что заказчик вправе в требованиях к закупочной документации прописать снижение цены договора на сумму НДС в случае заключения договора с участником, применяющим УСН (решение Челябинского УФАС России от 03.11.2016 по жалобе N 77-03-18.1/2016).
Также в положении о закупке прописывают критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок (п. 12 и 13 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Одним из критериев оценки может являться цена. При этом заказчик в положении о закупке вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников с учетом применяемой ими системы налогообложения. Например, в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС. На это было указано в письмах Минэкономразвития России от 26.05.2016 N Д28и-1372, от 28.04.2016 N Д28и-1114, от 17.02.2016 N ОГ-Д28-2554, от 30.11.2015 N Д28и-3499, от 30.09.2015 N Д28и-2782.
Как видите, договор по результатам закупки, победителем которой является участник, применяющий "упрощенку", заключается на условиях, определенных положением о закупке (письмо Минэкономразвития России от 13.07.2016 N Д28и-1834).

Последствия выставления счета-фактуры

По общему правилу лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС. Они не выписывают своим покупателям счета-фактуры, не ведут книги покупок и продаж и осуществляют расчеты с покупателями без выделения в первичных документах сумм налога (п. 2 и п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Существуют и исключения (ввоз товаров в РФ, налоговые агенты и т.д.), но мы их не будем касаться.
Не придется уплачивать НДС и если покупатель по ошибке выделил в платежном поручении сумму налога. С данной позицией соглашаются и чиновники (письмо Минфина России от 18.11.2014 N 03-07-14/58618).
Если же "упрощенец" лично выставит счет-фактуру покупателю с выделенной суммой НДС, то всю сумму налога придется заплатить в бюджет (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 08.12.2016 N 03-11-06/2/73239). Также на указанную сумму представляется декларация по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ).
С 2016 года указанный налог не учитывается ни в доходах, ни в расходах (п. 1 ст. 346.15 и подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Причем по данной сделке упрощенец не сможет принять "входной" НДС, т.к., несмотря на уплату налога, он не является налогоплательщиком по НДС (письма Минфина РФ от 21.05.2012 N 03-07-07/53 и от 23.03.2007 N 03-07-11/68, п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Сможет ли принять покупатель к вычету выделенный НДС, тоже большой вопрос. Чиновники ранее отмечали, что суммы налога, предъявленные "упрощенцами", к вычету у покупателей не принимаются. Указанный вывод прозвучал в письмах Минфина РФ от 05.10.2015 N 03-07-11/56700, от 16.05.2011 N 03-07-11/126, от 29.11.2010 N 03-07-11/456, ФНС РФ от 06.05.2008 N 03-1-03/1925, УФНС РФ по г. Москве от 05.04.2010 N 16-15/035198. Позднее налоговики под натиском решений Конституционного Суда РФ (постановления от 29.03.2016 N 460-О и от 03.06.2014 N 17-П) решили, что счет-фактура, полученный по необлагаемой НДС операции, служит основанием для принятия покупателем сумм НДС к вычету (письмо ФНС России от 23.09.2016 N СД-4-3/17871@). Думаем, что данный вывод применим и к счетам-фактурам, выставленным "упрощенцами", тем более что бюджет от этого не пострадает, т.к. НДС будет перечислен.

Подведем итоги

Беря на себя обязательство перечислить НДС в бюджет, "упрощенец" зачастую оказывается в убытке. Так что советуем до того, как принять участие в конкурсе, тщательно изучить закупочную документацию. Если конкурс регламентируется Законом N 44-ФЗ, то вся торговая процедура содержится в этом Законе.
Минэкономразвития России в своих разъяснениях относительно Закона N 44-ФЗ опиралось на следующие правила:
- любой участник закупки, в т.ч. который применяет "упрощенку", вправе участвовать в закупках;
- контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя;
- удержание заказчиком суммы НДС при оплате контракта неправомерно вне зависимости от того, является ли поставщик плательщиком НДС;
- цена контракта может быть снижена по соглашению сторон, в т.ч. на сумму НДС, если поставщик применяет иную систему налогообложения.
Если обобщить судебную практику, то выяснится:
1) заказчик не вправе в одностороннем порядке уменьшить цену контракта на сумму НДС;
2) победитель конкурса не вправе требовать исключения из контракта фразы "в том числе НДС".
Советуем попробовать предложить заказчику подписать контракт на ту же цену, но без выделения НДС. Иногда такое проходит.
Если закупка проводится в соответствии с Законом N 223-ФЗ, то следует изучить положение о закупках заказчика. Ведь договор по результатам закупки, победителем которой является участник, применяющий УСН, заключается на условиях, определенных положением о закупке. Заказчик вправе самостоятельно определять необходимость учета при формировании цены договора НДС.
Если продавец выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС, то он обязан исчислить и уплатить в бюджет указанный налог и представить декларацию. На "упрощенке" уплаченный НДС не учитывается ни в доходах, ни в расходах. Также по данной сделке "упрощенец" не вправе принять "входной" НДС.

Мнение. Дмитрий Пирожков, ведущий консультант аудиторской компании МКПЦ
Действительно, выставляя покупателю счет-фактуру, "упрощенец" обязан перечислить НДС в бюджет и представить соответствующую декларацию в налоговый орган по месту своего учета (п. 4, 5 ст. 174, подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).
При этом декларация должна быть представлена исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 5 ст. 174 НК РФ). Декларация на бумаге будет считаться не представленной (письма ФНС от 30.01.2015 N ОА-4-17/1350@, УФНС по г. Москве от 14.01.2015 N 13-11/000824). За нарушение срока представления декларации может быть наложен штраф (п. 1 ст. 119 НК РФ).
Соответственно, следует помнить, что "упрощенцу" придется понести расходы также и на приобретение, установку и обновление лицензионного программного обеспечения для формирования и сдачи электронной отчетности, расходы на подключение к системе оператора связи и получение квалифицированной электронной подписи.
Но в первую очередь "упрощенцу" можно посоветовать тщательно проанализировать возможность несения расходов в ситуации, когда после совершения операции по реализации обязанность уплатить НДС в бюджет уже возникнет, а денежные средства в счет оплаты по контракту от заказчика могут еще не поступить. В такой ситуации "упрощенцу" придется заплатить налог в бюджет в полном объеме (без возможности применения налоговых вычетов) собственными деньгами, исключив их на время из своих оборотных средств.

Мы – строительная компания, применяем УСН. По объективным причинам для выполнения части работ нам пришлось привлечь субподрядчика. Подскажите, можем ли мы учесть в расходах суммы, выплаченные субподрядчику?

По правилам Налогового кодекса организации и предприниматели, применяющие УСН с объектом «доходы минус расходы», при расчете «упрощенного» налога учитывают материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Причем материальные расходы они определяют в порядке, который предусмотрен в целях расчета налога на прибыль статьей 254 Налогового кодекса.

Перечень материальных расходов приведен в статье 254 Налогового кодекса. Так, обратившись к подпункту 6 пункта 1 этой статьи, читаем, что материальными расходами признаются затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.

В то же время к работам и услугам производственного характера относятся, среди прочего, выполнение отдельных операций по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.

А поскольку расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, которые выполняют сторонние организации, можно отнести к материальным расходам, Минфин в письме от 26 апреля 2016 года № 03-11-06/2/24019 приходит к следующему выводу. Подрядчик, который применяет УСН, может учесть в целях налогообложения расходы на оплату работ или услуг, выполненных сторонними организациями, то есть субподрядчиками.

Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев.

Если у Вас есть вопрос - задайте его

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2019 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.