Меню Рубрики

Минимальная ставка по процентному договору займа. Каким должен быть безопасный договор займа между юридическими лицами. Налоговые последствия по суммам займа, которые были предоставлены до заключения дополнительного соглашения об изменении процентной став

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Одно юридическое лицо планирует выдать заем другому юридическому лицу под 1% годовых. Все стороны взаимоотношений являются резидентами РФ и применяют общий режим налогообложения. Дочерние организации при этом являются сельхозпроизводителями, применяющими налоговую ставку по налогу на прибыль организаций 0% на основании п. 1.3 ст. 284 НК РФ.
Займы предоставляются в рублях. Стороны договоров не являются плательщиками НДПИ, не являются резидентами (участниками) особой или свободной экономической зоны, как и участниками региональных инвестиционных проектов. Стороны договоров займа не являются участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Может ли одно юридическое лицо выдать заем другому юридическому лицу под 1% годовых в случае, если юридические лица не являются взаимозависимыми лицами, и в случае взаимозависимости юридических лиц (одно из них является учредителем (участником, акционером) другого со 100-процентным участием)? Каковы налоговые риски в данном случае?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77,

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Налоговые последствия беспроцентных займов

Информация о компании КСК ГРУПП

КСК групп ведет свою историю с 1994 года. С момента основания и по сегодняшний день компания входит в число лидеров рынка консультационных услуг в области аудита, налогов, права, оценки и управленческого консультирования. За 20 лет работы реализовано более 2000 проектов для крупнейших российских компаний.

КСК групп предлагает комплексное и практическое решение наиболее актуальных задач, стоящих перед финансовыми и генеральными директорами компаний и собственниками бизнеса. Индивидуальный подход, глубокое понимание потребностей и целей клиентов в сочетании с практическими знаниями позволяют решать эти задачи максимально эффективно.

Коллектив КСК групп – это команда из более чем 350 специалистов, имеющих уникальный опыт реализации проектов как для средних, так и для крупнейших российских корпораций.

В настоящее время КСК групп предлагает полный спектр услуг и решений для бизнеса:

  • аудит по российским и международным стандартам;
  • налоговый и юридический консалтинг;
  • аутсорсинг и автоматизация бизнес-процессов;
  • решения по привлечению финансирования;
  • маркетинговые решения и разработка бизнес-стратегии;
  • управленческий и кадровый консалтинг;
  • оценка и экспертиза;
  • сопровождение сделок с капиталом;
  • Due-diligence.

С принятием НК РФ, в котором содержалась ст. 40, регулировавшая налогообложение между взаимозависимыми лицами, многим было непонятно, распространяется ли действие этой статьи на ситуацию по выдаче беспроцентных займов.

В связи с этим вопрос нашел свое отражение в судебной практике. В постановлении Президиума ВАС РФ от 03 августа 2004 г. № 3009/04 было указано, что если организация получила денежные средства взаем под низкие проценты или вообще без процентов (беспроцентный заем), то никаких доходов, облагаемых налогом на прибыль, у нее нет. Вслед за ВАС РФ соответствующие разъяснения появились и в письмах Минфина России (Письмо Минфина России от 2 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/245, Письмо Минфина России от 17 июля 2008 г. № 03-03-06/1/415, Письмо Минфина России от 29 августа 2011 г. № 07-02-06/161).

Таким образом, материальная выгода, полученная организацией от пользования вышеуказанным займом, не увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль, так как она не указана в качестве объекта налогообложения для налогоплательщиков по налогу на прибыль.

Кроме того, никаких доходов, подлежащих налогообложению, не возникает и у организации, выдавшей беспроцентный заем. Этот вывод подтверждался арбитражной практикой (постановление ФАС Поволжского округа от 23 апреля 2010 г. по делу № А72-15093/2009, постановление Московского округа от 28 июля 2010 г. № КА-А40/7751-10). Минфин России также согласился с этим мнением (письмо Минфина России от 11 августа 2011 г. № 03-03-06/2/120).

После внесения изменений в НК РФ, в частности, вступления в силу с 1 января 2012 года Раздела V.1. «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», налоговые органы сразу разъяснили, что, поскольку в НК РФ теперь говорится о сделках, а не о цене товаров/работ/услуг, как это было в ст. 40 НК РФ (а договор займа, безусловно, относится к сделкам), то положения указанной главы применяются к договорам займа.

На необходимость применения п. 1 ст. 105.3 НК РФ к договорам беспроцентного займа Минфин России неоднократно указывал (Письмо Минфина России от 2 октября 2013 г. № 03-01-18/40821, Письмо Минфина России от 13 августа 2013 г. № 03-01-18/32745). По мнению госоргана, доходы заимодавца по сделкам по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами определяются исходя из суммы процентов, которые были бы получены заимодавцем в случае совершения сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми, в сопоставимых с анализируемой сделкой коммерческих и (или) финансовых условиях.

Кроме того, с 1 января 2015 года ст. 269 НК РФ изложена в новой редакции (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Согласно абз. 3 п. 1 ст. 269 НК РФ, по долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений разд. V.1 НК РФ, если иное не установлено ст. 269 НК РФ.

По долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой в соответствии с НК РФ контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного п. 1.2 ст. 269 НК РФ (п. 1.1 ст. 269 НК РФ в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 32-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», письма Минфина России от 06 апреля 2015 г. № 03-01-18/19113, от 27 марта 2015 г. № 03-03-06/2/17141).

Сказанное в полной мере относится и к договорам займа. В 2015 году в производстве арбитражных судов появились налоговые споры по налоговым доначислениям по договорам займа, которые не подпадают под разряд контролируемых сделок.

Так, например, в постановлении Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2015 г. по делу № А55-6976/2015 была рассмотрена ситуация, когда организацией был выдан беспроцентный заем, а налоговый орган доначислил займодавцу недополученные проценты. При этом, несмотря на то, что заключенные сделки не являлись контролируемыми, что налоговым органом не отрицается, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области полагала, что любым налоговым органам Российской Федерации статьей 105.3 НК РФ предоставлено право проверять соответствие рыночных цен по любым сделкам между взаимозависимыми лицами. Рассматриваемые сделки имели своей целью «создание условий для возникновения необоснованной налоговой выгоды», что является основанием для применения п. 3 постановления Пленума ВАС РФ № 53 от 12 октября 2006 г. Вместо предоставления займа займодавец, по мнению налогового органа, мог получить более высокий доход от размещения денежных средств на депозите в банке.

Для оценки «рыночного» уровня процентных ставок налоговым органом была принята информация, предоставленная Международной информационной Группой «Интерфакс» (СПАРК), согласно которой в 2012 году займы в рублях на срок от одного года до трех лет предоставлялись коммерческим организациям по ставке от 12,58% до 13,89%. В результате оспариваемым решением было произведено доначисление налога, исходя из предполагаемого дохода, который мог быть получен при размещении средств на депозите по минимальной ставке.

Указанный довод налогового органа не был принят судом ввиду следующего. Судом отмечено, что право определять для целей налогообложения выручку налогоплательщика (по сделке с взаимозависимым лицом) принадлежит исключительно ФНС России, что прямо указано в п. 2 статьи 105.3 НК РФ. Иным налоговым органам полномочия по контролю за уровнем «рыночности» цен не предоставлены. С учетом изложенного, использование данного механизма налогового контроля к не попадающим под него сделкам является недопустимым, поскольку:

  • допускает реализацию непредусмотренных законодательством прав налоговых органов и произвольное применение законодательства;
  • влечет за собой произвольный выбор и проведение мероприятий налогового контроля;
  • лишает налогоплательщика гарантий, предусмотренных законом, при проведении аналогичных контрольных мероприятий;
  • приводит к налогообложению неполученных абстрактных доходов.

Помимо этого, налоговым органом не был установлен факт получения необоснованной налоговой выгоды от совершения данных сделок.

Таким образом, для того, чтобы оценить риск проведения мероприятий налогового контроля в отношении организации-заимодавца, по мнению суда, необходимо определить сумму доходов по сделкам с взаимозависимым лицом, включив в показатель дохода сумму процентов, которую заимодавец мог бы получить от заемщика. Если сумма дохода по сделкам за год не превышает установленного значения, то сделка беспроцентного займа контролю не подлежит. Аналогичные выводы содержатся в постановлении Девятого Арбитражного суда от 30 сентября 2015 г. № 09АП-35789/2015.

В постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 октября 2015 г. по делу № А29-10095/2014 указано, что в ходе проверки инспекция пришла к выводу, что общество не отразило в составе внереализационных доходов в целях исчисления налога на прибыль проценты по займу, выданному взаимозависимому лицу. При рассмотрении дела суд исходил из того, что инспекция не представила доказательств получения обществом необоснованной налоговой выгоды в результате недобросовестного поведения и злоупотребления своими правами. Кроме того, суд пришел к выводу, что инспекцией не соблюдены условия проведения налогового контроля по сделкам с взаимозависимыми лицами, установленные разделом V.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Слишком высокая процентная ставка может привести к тому, что сделку могут признать кабальной, а впоследствии и не действительной. Это характерно для миниссуд, выдаваемых под несколько сотен процентов годовых.

Проценты по займам между взаимозависимыми лицами и их налоговый учет волнуют многих бухгалтеров. В нашей статье мы расскажем о том, что думают по данным вопросам представители финансового ведомства и арбитры.

Проценты по займам между взаимозависимыми лицами

В письме от 15.07.2015 № 03-01-18/40737 Минфин РФ разъяснил, что компаниям, в т. ч. взаимозависимым, законодательно разрешено заключать договоры займа на удобных для них условиях. Однако для налога на прибыль проценты по таким сделкам для взаимозависимых лиц (ВЛ) учитывают согласно п. 1.1 ст. 269 НК РФ. При этом данная норма распространяется на проценты, начисляемые с 1 января 2015 года независимо от даты выдачи займа (до 1 января или после него).

Узнайте об особенностях методов признания доходов и расходов для целей налогового учета из нашего материала «Метод начисления и кассовый метод: основные отличия».

Сделки между взаимозависимыми лицами считаются контролируемыми, если они характеризуются условиями ст. 105.14 НК РФ. С 1 января 2015 года проценты по долговым обязательствам по контролируемым сделкам между ВЛ налоговое законодательство рассматривает в качестве дохода/расхода, определяемого исходя из фактической ставки, но в пределах ставок, зафиксированных в п. 1.2 ст. 269 НК РФ.

Вот как выглядят эти ставки по рублевым займам:

  • за период с 1 января по 31 декабря 2015 года - от 0 до 180% ключевой ставки ЦБ РФ;
  • после 1 января 2016 года - от 75 до 125% ключевой ставки ЦБ РФ.

По займам в валюте действуют ставки, определяемые исходя из ставок EURIBOR, SHIBOR, LIBOR на условиях, зафиксированных в подп. 2-6 п. 1.2 ст. 269 НК РФ.

Напомним, что с 19.09.2016 ключевая ставка равна 10,0% годовых.

Беспроцентный заем между взаимозависимыми лицами

Что касается беспроцентных займов между ВЛ, на этот счет также существуют разъяснения Минфина РФ, изложенные в письме от 18.07.2012 № 03-01-18/5-97.

Найдите ответы на свои вопросы по применению ст. 251 НК РФ в нашем материале «Ст. 251 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

По мнению ведомства, на беспроцентные сделки не распространяет действие подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ (речь идет о применении к ним условий по доходам, которые не включаются в базу по прибыли). По беспроцентным сделкам между ВЛ доходом организации-заимодавца будут те проценты, которые она могла бы получить, если бы сделка была «процентной». При этом проводится сопоставление с аналогичными сделками между юрлицами, не являющимися взаимозависимыми.

На практике нередки ситуации, когда одна организация, входящая в группу юрлиц, получает под процент кредит в банковской организации, а затем передает его ВЛ для его нужд в качестве беспроцентного займа (например, для приобретения основных или оборотных средств). В таких случаях при проверке налоговики часто расценивают расходы по процентам в рамках кредитного договора и договора займа экономически неоправданными, а саму сделку между двумя ВЛ - формальной. Однако судьи в подобной ситуации далеко не всегда встают на сторону контролеров. Так, например, в постановлении АС Северо-Западного округа от 01.07.2015 № А56-60966/2014 судьи поддержали налогоплательщика, придя к мнению, что сделки по перераспределению средств (независимо от того, кредитные они или нет) внутри группы юрлиц не противоречат постулатам НК РФ.

Проценты по займам между ВЛ считаются доходом/расходом для каждой из сторон. При этом тезисы, сформулированные в ст. 269 НК РФ, применимы и к контролируемым, и к неконтролируемым сделкам. Доходы по беспроцентным займам не относят к тем, что не включаются в базу по прибыли.

Минимальный процент по займам между юридическими лицами в 2017 году

Иные критерии в подписании договора отображены в ст. 807 – 808 Гражданского Кодекса России. В период подписания документа участники обязательно оговаривают процентную ставку и фиксируют размер в соглашении. Рекомендуется составлять документ по шаблону. С процентами Займы могут быть предоставлены с процентами либо же без них. Об этом обязательно нужно указать в документе. Процентный заем подразумевает под собой возврат потенциальным заемщиком в пользу кредитора размер долговых обязательств совместно с начисленными процентами, которые являются вознаграждением за использование чужими деньгами. В документе обязательно отображается также и вариант начисления процентных ставок с суммарной суммой. Нередко проценты подлежат начислению на размер долговых обязательств. Дополнительно к соглашению прикладывается график платежей. Беспроцентный Может ли быть беспроцентным договор о кредитовании.

Какую минимальную ставку указать в договоре займа?

НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ; любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ; 7.
хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов или пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 284.3 НК РФ.

Договоры процентных займов между юридическими лицами – явление довольно распространенное. Многие фирмы выбирают именно такой способ привлечения средств, так как обращение в банковские организации зачастую оказывается менее выгодным.

Это объясняется тем, что компании-партнеры охотно предоставляют займы друг другу на привлекательных условиях. Об особенностях такого типа соглашений можно узнать из данной статьи.

Особенности

Одним из наиболее часто встречающихся в юридической практике соглашений является договор процентного займа. Его могут заключать между собой все – и граждане, и юридические лица.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Стороны соглашения передают друг другу денежные средства на заранее оговоренный срок и выплачивают долг вместе с начисленными процентами.

Вообще, договор займа считается процентным по умолчанию, даже если это условие не прописано в самом документе.

Если в документе ничего не сказано о порядке начисления и уплаты процентов, плата за пользование заемными средствами будет рассчитываться, исходя из текущей ставки рефинансирования.

При отсутствии в документе порядка уплаты процентов, их выплаты будут осуществляться ежемесячно со дня возврата полной суммы займа.

Более того, если фирма-заимодатель вместе с передачей ссуды выполняет операции, подлежащие обложению НДС, то согласно пункту 4 статьи 149 НК РФ ей нужно вести раздельный учет.

С данной целью для подсчета соотношения, обозначенного в пункте 4 , необходимо брать только проценты, а размер самой ссуды учитывать не следует.

Немаловажен следующий момент: компания-заимодатель не может заявлять на возмещение входящего НДС по товарам, работам или услугам, которые она применяет в деятельности, сопряженной с предоставлением ссуды.

Данная сумма будет включена в стоимость выполненных работ или предоставленных услуг. Эта идея выражена в .

Тем не менее, если размер необлагаемых операций не превосходит 5% черту, определенную пунктом 4 статьи 170 НК РФ, то заимодатель может не вести раздельный учет и имеет право на возмещение НДС в полном размере ().

Если же заем предоставляется в не денежной форме, сумму начисленных процентов необходимо отнести к налогооблагаемой базе для расчета НДС (пп. 2 п. 1 ).

Эта обязанность появляется в момент непосредственной передачи процентов. Исчисление самого налога при этом осуществляется по расчетной ставке (п. 4 ).

Заимодатель обязан сформировать счет-фактуру на получение процентов и зафиксировать его в книге продаж ( , используемой при расчете НДС, пункт 18).

Налог на прибыль

Если компания-заимодатель получает плату в виде процентов за предоставление ссуды, данная сумма будет внесена в состав внереализационных доходов, а значит – с нее нужно будет уплатить налог на прибыль (применяется существующая в регионе компании процентная ставка).

Заимодатель должен относить полученные по договору проценты во внереализационные доходы независимо от того, в какой форме предоставляется ссуда (денежной или неденежной) — пункт 6 .

При кассовом методе проценты учитываются на момент их непосредственной передачи ().

Если заимодатель применяет метод начисления, проценты будут включены во внереализационные расходы на конец отчетного периода (при условии, что срок действия соглашения выпадает на два и более отчетных периода).

Об этом говорится в пункте 6 и пункте 4 Налогового кодекса.

Налоговый учёт

По мнению сотрудников налоговой службы, проценты по договору заема (если срок его действия охватывает два и более отчетных периода) учитываются в доходах равномерно на конец месяца соответствующего отчетного периода, и это не зависит от сроков и фактической выплаты, определенных соглашением.

В то же время, некоторые суды считают, что в доходы должны входить только проценты за период их фактической передачи.

Отдельно следует рассмотреть специфику налогового учета процентов по договорам заемов, выраженных в иностранной валюте:

  • ссуда предоставлена в валюте, а проценты уплачиваются в рублях. Если заимодатель применяет метод начисления, то изменение курса валют может вызвать положительную или отрицательную разность между начисленными и полученными процентами. При увеличении курса образуется положительная разница, при снижении – соответственно, отрицательная. Здесь применим общий порядок учета: положительная разность идет в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ), отрицательная – во внереализационные расходы ();

Если заимодатель использует кассовый метод, разности возникать не будет, так как проценты будут записываться в состав доходов после их непосредственной передачи (ст. 273 НК РФ).

  • займ предоставлен в валюте, проценты также уплачиваются в валюте. Размер полученной в валюте выгоды конвертируется в рубли (). Перерасчет осуществляется по текущему курсу Центробанка или на последний день отчетного периода.

Если в результате изменения курса возникают положительные или отрицательные разности, они будут учтены в составе внереализационных доходов или расходов заимодателя.

Если применяется кассовый метод, разности возникнуть не может, так как перерасчет осуществляется на дату непосредственной выплаты процентов.

Образец договора

Для составления договора процентного заема между юридическими лицами используется типовой бланк договора займа.

Это означает, что в документе будут перечислены все те же положения:

  • предмет договора (здесь указываются сумма займа, размер процентов и сроки выплаты);
  • права и обязанности сторон;
  • сроки действия договора;
  • дополнительные условия и т. д.

Помимо всего прочего к договору процентного заема между организациями могут быть составлены приложения:

  • график выдачи заема;
  • график погашения заема;
  • график выплаты процентов.

Из дополнительных документов обычно составляют:

  • дополнительное соглашение;
  • протокол разногласий;
  • протокол согласования разногласий.

Как избежать ошибок при оформлении процентного договора займа между юридическими лицами

Любые ошибки и неточности в договоре процентной ссуды могут привести к самым нежелательным последствиям, вплоть до признания его недействительным. Чтобы этого не произошло, необходимо тщательно проследить за всей вносимой информацией.

Проверьте, насколько правильно указаны в договоре сумма займа, сроки погашения, процентная ставка за пользование средствами (если ставка не обозначена, проценты будут начисляться по ставке ЦБ РФ), размер штрафных санкций и т. д.

Внимательно просмотрите, насколько полно и точно указанные реквизиты сторон.
По обоюдному согласию заемщика и заимодателя в соглашение могут быть внесены любые изменения.

Если стороны соглашения решили изменить какие-либо существенные условия, к основному договору необходимо составить письменное дополнительное соглашение.

Договор процентного займа между организациями заключается достаточно часто, так же часто при составлении документа допускаются ошибки.

Чтобы этого избежать, необходимо тщательнейшим образом проверять все пункты соглашения.

Если же квалификация сотрудников компании недостаточно высока, целесообразно воспользоваться услугами профессионалов – это поможет избежать ошибок и, как следствие, — сложных и непоправимых последствий.

Видео: кредиты и займы, операции с векселями — правовые вопросы, учёт и налогообложение

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Заем и проценты

Пункт 1 статьи 807 ГК РФ устанавливает, что займодавцу при заключении соглашения о займе необходимо передать заемщику деньги или вещи, которые тот впоследствии должен возвратить. Таким образом, из положений данного пункта следует, что юридически существенными условиями займовой сделки являются вопросы о предмете займа (деньгах или вещах) и необходимости возвратить имущество, взятое в долг.

В то же время о необходимости выплаты компенсации займодавцу за пользование его имуществом, то есть уплате процентов по договору займа,в пункте 1 статьи 807 ГК РФ речи не идет. Следовательно, займовая сделка, согласно требованиям статьи 432 ГК РФ, будет считаться заключенной, даже если в тексте договора вопрос о процентах сторонами не урегулирован.

Данный вывод прямо подтверждается положением пункта 1 статьи 809 ГК РФ, определяющего, что указание на необходимость выплаты процентов в тексте договора может отсутствовать.

Однако практика взаимоотношений хозяйствующих субъектов придает вопросам определения размера процентов по договору займаи их уплаты ключевое значение, поскольку основная цель коммерческой организации — это получение прибыли. Следовательно, все тонкости определения величины и порядка выплаты процентов должны быть тщательно отражены в тексте соглашения между юридическими лицами.

Проценты за пользование займом по статье 809 ГК РФ

Пункт 1 статьи 809 ГК РФ указывает, что займодавец, передав заемщику деньги, приобретает право на получение процентов за пользование ими, если иное не определено в соглашении сторон. Таким образом, денежный заем для организации предполагается возмездным во всех случаях, когда в тексте соглашения прямо не указано, что он беспроцентный.

Отсутствие договоренности по поводу процентов в тексте соглашения не делает его автоматически беспроцентным, о чем прямо говорится в статье 809 ГК РФ. В данной ситуации будет лишь действовать обозначенный в пунктах 1 и 2 статьи 809 ГК РФ порядок их определения. Согласно положениям указанных пунктов, заемщику необходимо будет выплачивать проценты каждый месяц пользования средствами займодавца в сумме, определяемой на основе ключевой ставки ЦБ РФ на момент перечисления платежа либо его части. Однако если участниками сделки являются физические лица или ИП, и сумма займа составляет менее 100 тысяч рублей, то договор считается беспроцентным, если в нем прямо не оговорено иное.

Однако стоит упомянуть и о специальном случае, когда предметом займа являются не деньги, а вещи. В такой ситуации, согласно пункту 4 статьи 809 ГК РФ, при отсутствии между сторонами договоренности по вопросу процентов договор автоматически предполагается беспроцентным.

Проценты при досрочном возврате займа

Статьи 809 и 810 ГК РФ тесно связывают с процентами по договору другое ключевое (но юридически несущественное) условие соглашения — срок погашения долга. Согласно пункту 1 статьи 810 ГК, заем может быть срочным (с фиксированной датой возврата) или бессрочным (в этом случае займодавцу о дате погашения долга следует уведомить заемщика за 1 месяц либо в иной срок, обозначенный в договоре).

Важно помнить, что в зависимости от необходимости выплаты процентов будет определяться возможность возвратить заем досрочно. Так, согласно статье 810 ГК РФ, если заем является беспроцентным, то заемщик вправе возвратить его досрочно по своему желанию.

В то же время, если сделка между организациями предполагает выплату процентов, возврат долга досрочно возможен лишь с одобрения займодавца. Подобное ограничение определяется соблюдением его финансовых интересов, так как при досрочном возврате займа он получит меньшую сумму возмещения за пользование своими деньгами, чем рассчитывал при заключении сделки. Если процентный заем предоставлен физическому лицу, для личных нужд, он может вернуть его, предварительно уведомив об этом займодавца за 30 дней до возврата.

Пункт 4 статьи 809 ГК РФ гласит, что при досрочном возврате займа заемщику требуется выплатить проценты до даты фактического возврата займа включительно. Таким образом, возможность погашения процентного займа досрочно будет определяться исключительно финансовым интересом заимодавца, который вправе дать разрешение на досрочное погашение, тем самым недополучив часть предполагаемого дохода, либо не дать такого разрешения в целях получения всей суммы процентов по договору.

Максимальный размер процентов, минимальная процентная ставка, изменение (уменьшение или увеличение) платы за пользование займом

При составлении соглашения о займе организации необходимо помнить, что нормами ГК РФ предельный размер процентов за пользование средствами заимодавца не определяется.

Не знаете свои права?

Для справки: в судебной практике сложилась позиция, цель которой — создание условий для установления справедливых и неразорительных процентов по кредитным и займовым сделкам. В качестве примера можно привести определение коллегии ВС РФ от 29.03.2016 по делу № 83-КГ 16-2, в котором указано, что сделка по займу, несмотря на предусмотренный пунктом 1 статьи 421 ГК РФ принцип свободы договора, не должна быть явно обременительной для заемщика.

Следует также отметить, что информация по предельному размеру процентов, публикуемая ЦБ РФ ежеквартально, также не имеет прямого отношения к организациям в силу действия части 11 статьи 6 закона «О потребительском…» от 21.12.2013 № 353-ФЗ, поскольку предназначена только для потребительского кредитования.

Что же касается минимального процента по договору займа, то такое ограничение в законодательстве отсутствует. Более того, пункт 1 статьи 809 ГК РФ предполагает, что заем может быть и беспроцентным, то есть бесплатным для заемщика.

Изменение величины процентов

Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ, стороны займовой сделки имеют право в любой момент действия контракта изменить величину процентов по нему при наличии их обоюдного согласия. Одностороннее же изменение займодавцем процентов прямо запрещено как статьей 450 ГК РФ, так и подпунктом 4 пункта 1 статьи 12 уже упомянутого нами ФЗ № 151 (для клиентов микрофинансовых организаций).

При внесении изменений, в том числе уменьшении величины процентов, сторонам следует помнить, что они вступят в силу лишь с момента подписания соглашения об этом (пункт 3 статьи 453 ГК РФ). Впрочем, при желании стороны в тексте документа могут обозначить и иной порядок вступления в силу принятых ими новаций.

Речь в данном случае также может идти о придании соглашению обратной силы, то есть распространению действия изменений на период, предшествующий их утверждению сторонами. В ином же случае, согласно пункту 4 статьи 453 ГК РФ, все уже выплаченные проценты по ранее заключенной ставке сохранят свое действие. Например, заемщик не вправе требовать перерасчета ранее произведенных процентных выплат, если принятыми изменениями процентная ставка будет снижена.

Несвоевременный возврат займа и уплата процентов с запозданием — последствия по статье 811 ГК РФ

На практике нередки ситуации, когда заемщик своевременно не рассчитывается как по основному займу, так и по сумме процентов, начисленных за его использование. При несвоевременном возврате долга возможны 2 варианта действий, в зависимости от того, предусмотрены сторонами в соглашении специальные санкции за просрочку или нет:

  1. В случае если порядок и размеры неустойки, согласно пункту 4 статьи 395 ГК РФ, определены в соглашении сторон, применяются правила, обозначенные в договоре.
  2. Если стороны не определяют специальных санкций за просрочку долга, применяются положения статей 395 и 811 ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 811, при невозврате займа заемщик должен выплачивать так называемые штрафные проценты, начисляемые со дня, когда он должен был исполнить обязательство, до момента фактического расчета.

Важно помнить, что штрафные проценты начисляются только на основную сумму займа, согласно пункту 5 статьи 395 ГК РФ. Точно такая же позиция отражена в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 № 14. При этом их начисление на сумму подлежащих уплате процентов возможно лишь в случае, если стороны прямо укажут на такую возможность в своем соглашении, осознавая последствия данного шага. При отсутствии указания на размер подлежащих уплате штрафных процентов применяются правила пункта 1 статьи 395 ГК РФ, согласно которым штраф начисляется исходя из ключевой ставки ЦБ РФ.

Налог на полученные проценты

При оформлении займовых сделок заемщику не нужно уплачивать НДС и налог на прибыль. Данные положения закреплены в пункте 12 статьи 270 НК РФ. Аналогичные правила распространяются и на заимодавца при возвращении ему взятых в заем денег или вещей. Однако за пользование заемными средствами (вещами) применяется совершенно иной порядок в отношении процентов — как штрафных, так и обычных.

Относительно НДС по полученным процентам в отношении займовых сделок применяются правила подпункта 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ, согласно которому такие операции от данного налога освобождены. Налог же на прибыль по полученным процентам уплатить придется, согласно пункту 6 статьи 250 НК РФ. Полученные проценты в этом случае учитываются как внереализационные доходы.

Что касается порядка начисления налога, то тут следует руководствоваться положениями пункта 2 статьи 273 НК РФ (при кассовом методе учета), согласно которому моментом получения дохода признается день поступления процентов в кассу займодавца. Данное правило используется как при одномоментной уплате всей суммы процентов, так и при осуществлении выплат по частям.

Подводя итог, отметим, что порядок уплаты заемщиком процентов по договору займа не является существенным условием сделки, но имеет огромное значение, поскольку правовая природа договора такого рода предполагает его возмездность. Именно поэтому сторонам следует быть особенно внимательным при согласовании пунктов о процентах в ходе заключения договора займа.

А. М. Хомич , старший эксперт «ФБК Право »

Одной из традиционных форм финансирования холдинговых структур являются внутрихолдинговые займы. Однако предоставление займов взаимозависимым лицам сопряжено с определенными налоговыми рисками, обусловленными применением правил трансфертного ценообразования. Рассмотрим указанные налоговые риски и возможные способы их минимизации.

Приведем условный пример. Сделка по предоставлению займа заключена между двумя российскими взаимозависимыми лицами на следующих условиях:

    заем предоставляется в рублях;

    денежные средства предоставляются заемщику частями;

    проценты за пользование заемными денежными средствами подлежат начислению на каждую предоставленную заемщику часть суммы займа;

    проценты за пользование заемными денежными средствами начисляются ежемесячно в течение всего периода пользования заемщиком суммой займа на фактический остаток задолженности по каждой части суммы займа по состоянию на начало каждого календарного дня текущего месяца из расчета 1/365 (1/366) от годовой процентной ставки (8,25%) за каждый день пользования заемными денежными средствами.

В силу п. 1 ст. 2 и ст. 421 Гражданского кодекса РФ стороны свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец согласно п. 1 ст. 809 ГК РФ имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размере и в порядке, определенных договором.

Из совокупности приведенных норм следует, что стороны договора займа вправе установить любой размер процентов за пользование заемными денежными средствами.

Для целей налогообложения прибыли доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, учитываются в составе внереализационных доходов на основании п. 6 ст. 250 Налогового кодекса РФ, расходы в виде процентов, уплаченных за пользование заемными денежными средствами, - в составе внереализационных расходов на основании подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Особенности учета процентов по долговым обязательствам установлены ст. 269 НК РФ. В соответствии с п. 1 названной статьи под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы , банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от способа их оформления.

По долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено ст. 269 НК РФ.

По долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми , доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V1 НК РФ, если иное не установлено ст. 269 НК РФ.

Таким образом, порядок признания процентов по долговым обязательствам зависит от того, признаются сделки, в результате которых возникли такие долговые обязательства, контролируемыми для целей налогообложения или нет.

Особенности признания процентов по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, не отвечающих критериям признания их контролируемыми в соответствии с НК РФ, ст. 269 Кодекса не предусмотрены (за исключением процентов по тем долговым обязательствам, задолженность по которым для целей главы 25 НК РФ признается контролируемой).

Следовательно, проценты по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, не признаваемых контролируемыми для целей налогообложения, учитываются в составе внереализационных доходов (расходов) в размере, исчисленном исходя из фактической ставки, установленной соответствующим договором.

Отметим, что, устанавливая право налогоплательщика признавать проценты по указанным долговым обязательствам исходя из фактической ставки, абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ не содержит указания на необходимость применения в этом случае положений раздела V1 НК РФ. А значит, при признании процентов по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, не признаваемых контролируемыми в соответствии с НК РФ, фактическая ставка не подлежит проверке на предмет ее соответствия рыночному уровню.

Особенности признания процентов по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых в соответствии с НК РФ контролируемыми сделками, установлены п. 11 ст. 269 НК РФ в зависимости от оснований признания таких сделок контролируемыми.

    признать доходом

    признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка:

Таким образом, с 2014 г. сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации всех сторон по которым является РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превысила 1 млрд руб.

Согласно п. 9 ст. 10514 НК РФ сумма доходов по сделкам за календарный год для целей применения указанной статьи определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ.

Кроме того, в силу прямого указания п. 11 ст. 10514 НК РФ признание сделок контролируемыми производится с учетом положений п. 13 ст. 1053, согласно которым правила, предусмотренные разделом V1 Кодекса, распространяются на сделки, влекущие за собой необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным п. 4 ст. 1053 НК РФ.

Следовательно, в целях признания контролируемыми сделок по предоставлению займов следует руководствоваться положениями подп. 10 п. 1 ст. 251 и п. 12 ст. 270, а также п. 6 ст. 250 и подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ, устанавливающими особенности определения доходов и расходов по договорам займа.

Таким образом, заключаемая заимодавцем сделка по предоставлению займа заемщику, являющемуся взаимозависимым с ним лицом, будет признаваться контролируемой для целей налогообложения, если сумма доходов по всем сделкам между указанными лицами, включая доходы в виде процентов по договору займа, превысит за соответствующий календарный год 1 млрд руб. Если указанный суммовой порог не будет превышен, анализируемая сделка по предоставлению займа не будет признаваться контролируемой.

При этом необходимо учитывать, что при расчете установленного подп. 1 п. 2 ст. 10514 НК РФ суммового порога следует исходить из рыночного уровня цен по сделкам и, соответственно, учитывать любые доходы (прибыль, выручку), которые могли бы быть получены одним из взаимозависимых лиц по таким сделкам, но вследствие указанного отличия не были им получены. Применительно к сделкам по предоставлению займов это означает, что в случае отклонения установленной договором займа процентной ставки от рыночного уровня сумма доходов по таким сделкам для целей признания их контролируемыми должна определяться исходя из рыночного, а не из фактического уровня процентной ставки.

Правомерность данного вывода подтверждается официальной позицией Минфина России по вопросу определения суммы доходов за календарный год для целей признания контролируемыми сделок по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами, согласно которой любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из взаимозависимых лиц по таким сделкам, но вследствие указанного отличия не были им получены, должны учитываться для целей налогообложения у этого лица. При этом финансовое ведомство отмечает, что при определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений глав 142 и 143 НК РФ (см., например, письма Минфина России от 2 октября 2013 г. № 03-01-18/40821, от 5 октября 2012 г. № 03-01-18/7-137, от 18 июля 2012 г. № 03-01-18/5-97 и от 25 ноября 2011 г. № 03-01-07/5-12).

Как было отмечено ранее, порядок признания для целей налогообложения доходов в виде процентов по займам зависит от того, признается сделка по предоставлению соответствующего займа контролируемой или нет.

, то заимодавец вправе будет признать в составе внереализационных доходов сумму процентов, исчисленных исходя из фактической ставки по договору займа, при условии, что эта ставка будет превышать 0% ключевой ставки ЦБ РФ на период с 1 января по 31 декабря 2015 г. и 75% ключевой ставки ЦБ РФ - начиная с 1 января 2016 г.

По условиям рассматриваемого примера установленная договором займа процентная ставка является фиксированной и составляет 8,25%. Следовательно, для целей расчета минимального значения интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, при превышении которого доходы в виде процентов по займу будут признаваться заимодавцем исходя из фактической ставки, под ключевой ставкой ЦБ РФ следует понимать соответствующую ставку, действующую на дату привлечения денежных средств.

По условиям рассматриваемого договора займа денежные средства предоставляются заемщику частями. При таком порядке предоставления заемных денежных средств установленную договором займа процентную ставку необходимо будет проверять на предмет превышения ею минимального значения интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам на дату предоставления каждой части суммы займа заемщику.

При этом для целей корректного расчета сумм признаваемых доходов в виде процентов по займу заимодавцу необходимо будет обеспечить ведение учета начисленных процентов в разрезе каждой предоставленной заемщику части суммы займа. В анализируемой ситуации по условиям заключенного договора займа проценты начисляются на фактический остаток задолженности по каждой части суммы займа, что позволяет заимодавцу обеспечить ведение учета начисленных процентов указанным способом.

В период заимодавец вправе признавать доход в виде процентов по займу исходя из фактической ставки по договору займа при любом значении ключевой ставки ЦБ РФ, поскольку на указанный период минимальное значение интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам установлено на уровне 0%.

Начиная с 1 января 2016 г . заимодавец вправе будет признавать доход в виде процентов исходя из фактической ставки по договору займа, только если установленная договором займа процентная ставка - 8,25% - будет превышать 75% ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату предоставления соответствующей части займа заемщику. Данное условие будет выполняться, если ключевая ставка ЦБ РФ не будет превышать 11%.

Когда ключевая ставка ЦБ РФ будет установлена на уровне выше 11% и, соответственно, предусмотренная договором займа процентная ставка - 8,25% - составит менее 75% ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату предоставления соответствующей части суммы займа заемщику, то доходом заимодавца будет признаваться процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V1 НК РФ. Иными словами, для целей признания доходов в виде процентов по займу заимодавцу необходимо будет определить, соответствует ли установленная договором займа процентная ставка рыночному уровню, применив предусмотренные ст. 1057 НК РФ методы.

При соответствии установленной договором займа процентной ставки рыночному уровню заимодавец вправе будет признать доход в виде процентов, начисленных по договору займа, исходя из фактической ставки.

Если процентная ставка по договору займа будет ниже рыночного уровня, то доход в виде процентов по займу будет подлежать определению исходя из рыночного уровня процентов. Необходимость определения в указанном случае величины подлежащего признанию дохода исходя из рыночного уровня процентов вытекает из п. 1 ст. 1053 НК РФ, согласно которому в случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V1 НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

При этом следует учитывать, что на основании п. 9 ст. 10514 НК РФ при определении суммы доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей указанной статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений глав 142 и 143 НК РФ. Если в результате указанной проверки налоговым органом будет установлено, что учтенная заимодавцем сумма доходов в виде процентов по займу исчислена исходя из процентной ставки, величина которой ниже рыночного уровня, то у заимодавца возникнет высокий риск доначисления налога к уплате в бюджет, а также начисления соответствующих сумм пени и штрафа.

Если заключаемая сделка по предоставлению займа ,то заимодавец вправе будет признать в составе внереализационных доходов сумму процентов, исчисленных исходя из фактической ставки по договору займа, независимо от соотношения последней с ключевой ставкой ЦБ РФ, а также независимо от ее соответствия (несоответствия) рыночному уровню.

Порядок признания расходов в виде процентов по договору займа, возникающих у заемщика , также зависит от того, признается сделка по получению займа контролируемой для целей налогообложения или нет.

будет признаваться контролируемой ,то порядок признания заемщиком расхода в виде процентов, исчисленных по договору займа, будет следующим.

В период с 1 января по 31 декабря 2015 г. заемщик вправе будет признать в составе внереализационных расходов сумму процентов, исчисленных исходя из фактической ставки по договору займа, при условии, что эта ставка будет менее 180% ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату предоставления соответствующей части займа.

С 3 августа 2015 г. ключевая ставка ЦБ РФ установлена на уровне 11% . Таким образом, 180% от действующей на сегодняшний день ключевой ставки ЦБ РФ составляет 19,8%, что больше процентной ставки по анализируемому договору займа - 8,25%.

Следовательно, при получении части суммы займа в период действия ключевой ставки ЦБ РФ на уровне 11% заемщик вправе признать в составе внереализационных расходов проценты, исчисленные по такой части займа, в полном объеме исходя из фактической ставки по договору.

При этом отметим, что в связи с предоставлением займа частями заемщику, так же как и заимодавцу, необходимо обеспечить ведение учета исчисленных процентов в разрезе предоставленных частей займа. Такой порядок учета процентов позволит заемщику корректно определять сумму расходов в виде процентов, признаваемых для целей налогообложения прибыли.

Если до 31 декабря 2015 г. включительно ключевая ставка ЦБ РФ будет понижена до 4,5% (или ниже) и, соответственно, установленная договором процентная ставка - 8,25% - превысит законодательно установленное максимальное значение интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, то расходом заемщика в виде процентов, исчисленных на ту часть займа, которая будет предоставлена ему в период действия ключевой ставки ЦБ РФ в размере 4,5% (или ниже), будет признаваться процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V1 НК РФ.

Однако понижение ключевой ставки ЦБ РФ в текущем году до 4,5%, по мнению автора, крайне маловероятно. В связи с этим вероятность того, что установленная рассматриваемым договором займа процентная ставка превысит в 2015 г. максимальное значение интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам и, соответственно, у заемщика возникнет необходимость в определении расхода в виде процентов по договору займа с учетом положений раздела V1 НК РФ, также оценивается автором как крайне низкая.

Если ключевая ставка ЦБ РФ все же будет понижена до 4,5%, то расходы заемщика в виде процентов по займу будут признаваться для целей налогообложения следующим образом.

При соответствии установленной договором займа процентной ставки рыночному уровню заемщик вправе будет признать расход в виде процентов, исчисленных по договору займа, исходя из фактической ставки.

Если же процентная ставка по договору займа будет выше рыночного уровня, то для целей исчисления налога на прибыль расход в виде процентов по займу будет подлежать определению исходя из рыночного уровня процентов.

Если в результате проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами налоговым органом будет выявлено, что учтенная заемщиком сумма расходов в виде процентов по займу исчислена им исходя из процентной ставки, величина которой выше рыночного уровня, то у заемщика возникнет высокий риск отказа в признании той части расходов, которая будет приходиться на такое превышение, и, как следствие, доначисления налога к уплате в бюджет, начисления соответствующих сумм пени и штрафа.

Начиная с 1 января 2016 г. заемщик вправе будет признавать расход в виде процентов по договору займа исходя из фактической ставки, если установленная договором ставка - 8,25% - будет менее 125% ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату предоставления соответствующей части займа.

Указанное условие будет нарушено, только если ключевая ставка ЦБ РФ будет установлена на уровне 6,5% и ниже. В этом случае порядок расчета суммы расходов, которую заемщик вправе будет признать для целей налогообложения, будет аналогичен порядку расчета суммы признаваемых расходов в случае несоблюдения условий п. 11 ст. 269 НК РФ, изложенному ранее в отношении периода с 1 января по 31 декабря 2015 г.

Если сделка по получению займа не будет признаваться контролируемой ,то заемщик вправе будет признать в составе внереализационных расходов сумму процентов, исчисленных исходя из фактической ставки по договору займа, независимо от соотношения последней с ключевой ставкой ЦБ РФ, а также независимо от ее соответствия (несоответствия) рыночному уровню.

Таким образом, если анализируемая условная сделка по предоставлению займа не будет признаваться контролируемой для целей налогообложения, то ни у заимодавца, ни у заемщика, по мнению автора, не возникнет каких-либо налоговых рисков в части правомерности признания доходов (расходов) в виде процентов по займу исходя из фактической ставки, поскольку в этом случае основания для применения положений раздела V1 НК РФ будут отсутствовать.

Если анализируемая сделка по предоставлению займа будет признаваться контролируемой для целей налогообложения, то налоговые риски могут возникнуть у заимодавца и (или) заемщика только в том случае, если установленная договором займа процентная ставка будет выходить за пределы минимального и (или) максимального значений установленного подп. 1 п. 12 ст. 269 НК РФ интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам и при этом она не будет соответствовать рыночному уровню. В этом случае налоговый орган вправе будет определить налоговые последствия совершения анализируемой сделки по предоставлению займа исходя из рыночного уровня процентной ставки по аналогичным займам.

Избежать указанных рисков позволит установление договором займа такой процентной ставки, значение которой будет находиться в пределах интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, действующего в период предоставления займа.

Однако данный способ может гарантировать отсутствие налоговых рисков в части правомерности признания доходов (расходов) в виде процентов по займу исходя из фактической ставки, только если соответствующим договором займа будет предусмотрено единовременное предоставление всей суммы займа, поскольку только при таком порядке предоставления денежных средств условие о нахождении установленной договором займа процентной ставки в пределах интервала предельных значений процентных ставок будет выполняться на протяжении всего срока действия договора займа.

При предоставлении займа частями значения минимального и максимального пределов интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам будут подлежать определению на дату предоставления каждой части займа, и, соответственно, при существенном изменении ключевой ставки ЦБ РФ в сторону понижения или повышения и неизменности процентной ставки по договору займа условие о нахождении установленной договором процентной ставки в пределах интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам может быть нарушено.

Если единовременное предоставление всей суммы займа не представляется возможным, например, по причинам экономического характера, стороны вправе заключать отдельные договоры займа в отношении каждой фактически предоставляемой в заем суммы денежных средств, устанавливая процентную ставку с учетом текущего уровня ключевой ставки ЦБ РФ.

Установление процентной ставки путем указания на определенный процент ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату предоставления заемщику соответствующей части займа , допустимо с точки зрения гражданского законодательства. Однако при таком способе установления процентная ставка не может считаться фиксированной, поскольку фактически ее величина зависит от значения ключевой ставки ЦБ РФ по состоянию на каждую конкретную дату.

Следовательно, при установлении процентной ставки в виде определенного процента ключевой ставки ЦБ РФ в целях исчисления интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам под ключевой ставкой ЦБ РФ следует понимать соответствующую ставку, действующую на дату признания доходов (расходов) в виде процентов в соответствии с главой 25 НК РФ, а не на дату предоставления заемных денежных средств (подп. 2 п. 13 ст. 269 НК РФ). На практике предоставление заемных денежных средств и признание доходов (расходов) в виде процентов по займу, как правило, расходятся во времени: предоставление заемных денежных средств предшествует признанию доходов (расходов) в виде начисленных процентов по займу. В связи с этим установление процентной ставки по займу на уровне 75% ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату предоставления соответствующей части займа, не гарантирует, что на дату признания расходов (доходов) в виде процентов по займу условие о нахождении установленной договором займа процентной ставки в пределах интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, который при таком способе установления ставки будет рассчитываться исходя из ключевой ставки ЦБ РФ на дату признания доходов (расходов) в виде процентов по займу, не будет нарушено.

Гарантировать соблюдение условия о нахождении установленной договором займа процентной ставки в пределах интервала предельных значений процентных ставок и тем самым исключить риск определения налоговыми органами налоговых последствий совершения анализируемой сделки по предоставлению займа исходя из рыночного уровня процентов по аналогичным займам позволит закрепление процентной ставки по займу путем указания на определенный процент ключевой ставки ЦБ РФ, действующей не на дату предоставления заемщику соответствующей части займа, а на дату признания доходов (расходов) в виде процентов в соответствии с главой 25 НК РФ . При этом значение установленного договором займа процента ключевой ставки ЦБ РФ на дату признания доходов (расходов) в виде процентов для целей налогообложения должно находиться в пределах соответствующих значений, установленных подп. 1 п. 12 ст. 269 НК РФ.

При таком способе установления процентной ставки предельные значения интервала процентных ставок по долговым обязательствам подлежат определению исходя из значения ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату признания доходов (расходов) для целей налогообложения.

Таким образом, при установлении процентной ставки по займу путем указания на определенный процент ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату признания доходов (расходов) в виде процентов, значение такой ставки всегда будет находиться в пределах интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам и, соответственно, основания для пересмотра величины признаваемых для целей налогообложения доходов (расходов) в виде процентов в результате применения правил трансфертного ценообразования будут отсутствовать (при условии, что установленное договором займа значение процента ключевой ставки ЦБ РФ находится в пределах интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, установленного подп. 1 п. 12 ст. 269 НК РФ).

Какие-либо иные способы минимизации налоговых рисков, обусловленных правом налоговых органов определять налоговые последствия сделок между взаимозависимыми лицами исходя из рыночного уровня цен на соответствующие товары (работы, услуги), автором не усматриваются.

Если к ранее действовавшему договору займа с фиксированной процентной ставкой будет заключено дополнительное соглашение, на основании которого процентная ставка для вновь выданных и (или) ранее выданных сумм займа с определенной даты изменится , то у сторон договора могут возникнуть следующие налоговые риски.

При предоставлении займа частями каждый новый транш, в ходе которого заемщику перечисляются денежные средства, следует рассматривать в качестве нового долгового обязательства , поскольку в силу п. 1 ст. 807 ГК РФ договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. Аналогичной позиции по данному вопросу придерживается и Минфин России (см., например, письмо от 15 апреля 2013 г. № 03-03-06/1/12502).

В связи с этим в случае заключения дополнительного соглашения к договору займа, на основании которого процентная ставка по вновь выданным и (или) ранее выданным суммам займа изменяется, налоговые последствия в части определения величины признаваемых для целей налогообложения доходов (расходов) в виде процентов, на наш взгляд, следует рассматривать для тех частей займа, которые были предоставлены до изменения процентной ставки, и для тех частей займа, которые будут предоставлены после ее изменения, отдельно.

Налоговые последствия по суммам займа, которые были предоставлены до заключения дополнительного соглашения об изменении процентной ставки

Предельные значения интервала процентных ставок определяются исходя из ключевой ставки ЦБ РФ (подп. 1 п. 12 ст. 269 НК РФ).

Критерием применения того или иного порядка определения ключевой ставки ЦБ РФ для целей исчисления интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам является процентная ставка по соответствующему долговому обязательству.

Налоговые последствия по суммам займа, которые были предоставлены после заключения дополнительного соглашения об изменении процентной ставки

В отношении долговых обязательств, возникших после заключения дополнительного соглашения об изменении процентной ставки по займу, будет действовать новая процентная ставка. Изменение процентной ставки не попадет в период срока действия такого долгового обязательства.

Следовательно, по долговым обязательствам, возникшим после изменения процентной ставки по займу, процентная ставка будет являться неизменной и, соответственно, в отношении таких долговых обязательств под ключевой ставкой ЦБ РФ следует понимать соответствующую ставку, действовавшую на дату привлечения денежных средств. Значит, порядок налогового учета доходов (расходов) по таким обязательствам и возможные налоговые риски будут аналогичны порядку и рискам, изложенным ранее в отношении долговых обязательств, процентная ставка по которым является фиксированной и не изменяется в течение всего срока их действия.

В заключение еще раз отметим: внутрихолдинговое предоставление займов само по себе не влечет за собой каких-либо налоговых рисков. Однако при определенных фактических обстоятельствах у заимодавца и заемщика, являющихся взаимозависимыми лицами, могут возникнуть налоговые риски в связи с применением правил трансфертного ценообразования.

Указанные риски могут возникнуть, если:

    рассматриваемая сделка по предоставлению займа будет признаваться контролируемой для целей налогообложения и

    установленная договором займа процентная ставка будет выходить за пределы минимального и (или) максимального значений установленного подп. 1 п. 12 ст. 269 НК РФ интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам и при этом она не будет соответствовать рыночному уровню.

В этом случае налоговый орган вправе будет определить налоговые последствия совершения сделки по предоставлению займа исходя из рыночного уровня процентной ставки по аналогичным займам.

Избежать данных рисков позволит установление договором займа такой процентной ставки, значение которой будет находиться в пределах интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, действующего в период предоставления займа. При этом сумма займа должна быть предоставлена единовременно в полном объеме либо в отношении каждой из предоставляемых сумм займа должен быть заключен отдельный договор.

Установление процентной ставки путем указания на определенный процент ключевой ставки ЦБ РФ (в частности, 75%), действующей на дату предоставления соответствующей части займа, не исключает возникновения оснований для применения положений раздела V1 НК РФ к рассматриваемой сделке и, как следствие, указанных рисков в связи с их применением. Это обусловлено тем, что при данном способе установления процентной ставки по займу минимальное и максимальное значения интервала предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам будут зависеть от значения ключевой ставки ЦБ РФ на дату признания доходов (расходов) в виде процентов и, соответственно, не могут быть определены заранее.

Исключить риск определения налоговыми органами налоговых последствий совершения анализируемой сделки по предоставлению займа исходя из рыночного уровня процентов по аналогичным займам позволит установление процентной ставки путем указания на определенный процент ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату признания для целей налогообложения доходов (расходов) в виде процентов. При этом значение указанного процента ключевой ставки ЦБ РФ должно находиться в пределах соответствующих предельных значений, установленных подп. 1 п. 12 ст. 269 НК РФ.

Что касается налоговых рисков в случае заключения сторонами дополнительного соглашения об изменении процентной ставки по займам, то распространение действия такого соглашения на ранее выданные суммы займа сопряжено с налоговыми рисками, поскольку порядок расчета доходов (расходов) в виде процентов в такой ситуации НК РФ не установлен и, соответственно, правомерность применения любого из возможных способов расчета величины признаваемых для целей налогообложения доходов (расходов) в виде процентов может быть оспорена налоговыми органами.

В отношении долговых обязательств, возникших после изменения процентной ставки по займу, новая ставка будет являться постоянной (при условии, что в течение срока действия таких долговых обязательств стороны не заключат новых дополнительных соглашений об изменении процентной ставки по займу, действие которых будет распространено на ранее выданные суммы займа). Соответственно, порядок налогового учета доходов (расходов) по таким обязательствам и возможные налоговые риски будут аналогичны порядку и рискам, изложенным ранее в отношении долговых обязательств, процентная ставка по которым является фиксированной и не изменяется в течение всего срока их действия.

Указанной нормой установлены особенности признания контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ.

Поскольку по условиям рассматриваемого в настоящей статье примера местом регистрации как заимодавца, так и заемщика является РФ, сделки между ними могут быть признаны контролируемыми на основании п. 2 ст. 10514 НК РФ. В связи с этим установленные абз. 3 подп. 1 п. 12 ст. 269 НК РФ минимальные и максимальные значения интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам, возникшим в результате сделок, признаваемых контролируемыми по основаниям, отличным от оснований, указанных в п. 2 ст. 10514 НК РФ, в настоящей статье не приводятся.

В отношении размера суммового критерия для целей признания сделок между взаимозависимыми лицами контролируемыми НК РФ установлены исключения в зависимости от обстоятельств, в связи с наличием которых сделки признаются контролируемыми. По сделкам, признаваемым контролируемыми на основании подп. 2, 4–7 п. 2 ст. 10514 НК РФ, суммовой критерий установлен на уровне 60 млн руб., по сделкам, признаваемым контролируемыми на основании подп. 3 п. 2 ст. 10514 НК РФ, - на уровне 100 млн руб. Положения подп. 2–7 п. 2 ст. 10514 НК РФ подлежат применению в зависимости от субъектного состава сделок между взаимозависимыми лицами и их предмета.

Обратите внимание: для целей расчета установленного подп. 1 п. 2 ст. 10514 НК РФ суммового порога понятие «доход» используется применительно к обеим сторонам сделки. Таким образом, при расчете суммы доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами для целей признания их контролируемыми следует учитывать как те сделки, по которым одной из сторон получен доход, так и те сделки, по которым такой стороной получен расход, поскольку для другой стороны сделки (контрагента) последние сделки будут являться «доходными».

Аналогичные выводы содержат письма Минфина России от 23 мая 2012 г. № 03-01-18/4-67 и от 23 апреля 2012 г. № 03-03-18/3-56.

При условии, что в период срока действия таких долговых обязательств стороны не заключат новых соглашений об изменении процентных ставок по ранее выданным суммам займа.

По договору займа заимодавец передает в собственность заемщику денежные средства или другие вещи, а заемщик берет на себя обязательство вернуть заимодавцу такую же сумму денег или вещи в том же количестве (п. 1ст. 807 Гражданского кодекса РФ). При этом закон не ограничивает круг лиц, выступающих в качестве заемщиков или заимодавцев, соответственно, юридическое лицо имеет право выдавать займы другому юридическому лицу.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Таким образом, гражданское законодательство не содержит запрета на заключение договоров займа между организациями. Условия займа определяются нормами ГК РФ и содержанием договора, заключенного сторонами.

Кроме этого, исходя из содержания ст. 809 ГК РФ, компания имеет право устанавливать процентную ставку за пользование деньгами.

При оформлении процентного займа компания сама определяет размер процентов. При отсутствии непосредственно размера процентов и при условии, что стороны обозначили договор процентным, проценты по займу юридического лица устанавливаются исходя из действующей в месте его нахождения ставки банковского процента (ставки рефинансирования) на день уплаты заёмщиком суммы долга или его соответствующей части. Договором может быть установлено отсутствие обязательств по оплате процентов. Таким образом, гражданское законодательство не устанавливает прямых запретов на оформление и беспроцентных займов между юридическими лицами.

Остановимся на вопросе налогообложения такой сделки, так как это очень важный аспект и компаниям нужно владеть этой правовой информацией.

По налоговым правоотношениям получается, что компания-займодавец получает прибыль в виде процентов, выдавая другой компании процентный заем. Этот доход увеличивает налогооблагаемую базу для выплаты налога на прибыль. Компания-заемщик, наоборот, уменьшает налогооблагаемую базу на сумму выплаченных процентов.

При этом важно помнить, что в случае установления в договоре процентной ставки, не совпадающей со значениями, указанными в ст. 269 Налогового кодекса РФ, стороне, недополучившей доход за счет уменьшения процентной ставки, налоговым органом может быть доначислен налог на недополученный доход. А в случае увеличения процентной ставки по сравнению со значениями, указанными в ст. 269 НК РФ, налоговый орган для целей начисления налога на прибыль может не признать расходом суммы, полученные в части такого превышения.

Кроме этого, если договор займа обладает признаками контролируемой сделки (ст. 105.14 НК РФ), то в налоговый орган необходимо направить соответствующее уведомление с указанием сумм начисленных процентов согласно данным бухгалтерского учета.

При наличии условия в договоре займа о выплате процентов такие проценты признаются внереализационными доходами (п. 6 ст. 250 НК РФ), а займы - долговыми обязательствами (п. 1 ст. 269 НК РФ). Данные положения учитываются для целей налогообложения налогом на прибыль. Таким образом, основанием для начисления в налоговом учете внереализационного дохода по договору займа является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов. В соответствии с п. 4 ст. 328 НК РФ проценты, полученные (подлежащие получению) налогоплательщиком за предоставление в пользование денежных средств, учитываются в составе доходов (расходов), подлежащих включению в налоговую базу, на основании выписки о движении денежных средств налогоплательщика по банковскому счету, если иное не предусмотрено данной статьей.

Поскольку по беспроцентному займу проценты не выплачиваются, то норма п. 6 ст. 250 НК РФ применению не подлежит, так как отсутствует доход, подлежащий налогообложению (проценты по действующему долговому обязательству). Данную правовую позицию следует использовать при предъявлении налоговым органом требований о доначислении налога на прибыль (что зачастую встречается в практике налоговых органов при проведении выездных проверок). При заключении договоров займа стороны вправе (в том числе в силу действия принципа свободы договорных отношений - ст. 421 ГК РФ) как устанавливать оплату процентов, так и не устанавливать (главное, четко и недвусмысленно указать об этом в тексте договора займа).

Необходимо отметить то обстоятельство, что по смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ (постановление от 24.02.2004 № 3-П) ни налоговый, ни судебный контроль не призваны проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях соответствующих государственных органов выявлять наличие в ней деловых просчетов.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 № 320-О-П налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. Следовательно, полученные доходы не могут оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Иными словами, налоговый орган не должен требовать от организаций, чтобы в договорах займа в обязательном порядке было предусмотрено установление процентов за пользование заемными денежными средствами.

Теперь проверять соответствие цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверки нельзя. Такой запрет установлен в абз. 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ.

Проверка сделок между взаимозависимыми лицами проводится в рамках самостоятельной налоговой проверки силами ФНС России по месту своего нахождения (ст. 105.17 НК РФ).

Тем не менее на практике достаточно часто встречаются случаи, когда налоговые органы в рамках выездной проверки доначисляют налог на прибыль по беспроцентным займам. В связи с чем свою правоту налогоплательщикам часто удается отстоять лишь в суде (например, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2017 N 15АП-13555/2016, 15АП-14101/2016; Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.07.2016 по делу № А74-4459/2015; Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 N 13АП-13581/2016, 13АП-13582/2016).

[{"id":"5362","href":"https://сайт/rubrics/question/5362/","title":"Получение налогового вычета с доходов по процентам по займу","float":"left"},{"id":"2976","href":"https://сайт/rubrics/question/2976/","title":"Как снизить проценты за несвоевременный возврат займа?","float":"right"},{"id":"2212","href":"https://сайт/rubrics/question/2212/","title":"Будет ли расписка признана договором займа?","float":"left"}]